С каждым годом численность детей, обучающихся в общеобразовательной школе и имеющих ограниченные возможности здоровья, увеличивается. Учителя сталкиваются с проблемой, что в классе обучаются дети с различными трудностями. Очень часто возникает вопрос, как работать с такими детьми, как помочь им раскрыться, какие подходы и методы использовать?
Одной из актуальных проблем стала работа с обучающимися, имеющими нарушения аутистического спектра. По статистике 1 из 160 детей имеют такие проблемы.
Расстройства ауто спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Некоторые лица с РАС могут быть самостоятельными и продуктивно работать, другие нуждаются в постоянном уходе и поддержке. Работа с такими детьми заключается в подборе и организации многочисленных мероприятий, для создания максимально благоприятной среды обучения и нахождения в коллективе.
У детей страдающих аутизмом вербальный контакт затруднен, поэтому через рисунок легче наладить связь с ребенком, помочь ему адаптироваться, справиться с тревожностью и переживаниями. В помощь педагогам предлагаю использовать метод фрактального рисования, который может применяться, как в индивидуальной, так и групповой работе.
Фрактал – это геометрическая фигура, составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре в целом.
Фрактальный рисунок является эффективным методом, как для изучения внутреннего состояния ребенка, так и для коррекции различных аспектов, а именно:
- эмоциональной и личностной сферы;
- развития мелкой моторики;
- развитие пространственного и цветового восприятия;
- развития межполушарного взаимодействия;
- развития воображения и внутреннего внимания;
- активизации творческих способностей;
- развитие эмоционального и когнитивного интеллекта.
В момент неосознанного рисования ребенок передает свое внутреннее состояние. С помощью данного метода педагог сможет легко выявить проблему и найти путь ее решения.
Фрактальное рисование включает в себя три вида деятельности:
- рисование контура,
- закрашивание узора (тонирование),
- анализ результата.
Для работы нам понадобятся:
- набор цветных карандашей, фломастеров;
- лист формата А4.
Ребенку предлагается нарисовать «волшебные узоры». Его задача поставить точку в любой части листа и, не отрывая руки, с закрытыми глазами рисовать линию, которая может пересекаться и иметь разные формы (круговые, петлеобразные, 8-образные, зигзагообразные). Линии должны быть четкими, хорошо прорисованными. Цветы, деревья, домики рисовать нельзя. Время выполнения рисунка - 40 секунд. По мере усвоения стартовой инструкции задания можно усложнить (подключить рисование неведущей рукой), что стимулирует развитие двух полушарий мозга.
Далее, мы откроем глаза и посмотрим, что у нас получилось. Дети испытывают эмоциональный подъем, увидев результат, возрастает интерес к деятельности.
Следующий этап – закрашивание окошек. Объясняем ребенку, что мы должны закрасить полученные фигуры разными цветами. Правило: Нельзя тонировать рядом стоящие окна одним цветом.
Я предлагаю детям выбирать цвета с открытыми глазами, т.к. интерпретация рисунка будет более точной.
После того, как наш «шедевр» готов, необходимо обсудить с ребенком, что у него получилось, на что похож рисунок, какие эмоции он испытывал, понравилось ли ему и т.п.
При анализе рисунка важно обращать внимание на:
- четкость и прочность линий;
- резкость и плавность рисунка;
- размер рисунка;
- расположение на листе;
- конфигурацию и размер ячеек;
- использование цвета.
Метод фрактального рисования, при работе с детьми с РАС, очень практичен и прост в использовании. С его помощью педагог сможет наладить контакт с обучающимся, выявить и скорректировать определенные трудности. Важно отметить, что для получения эффективного результата необходима систематичность использования данного метода.