Проект "Природа родного края"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Тип проекта: исследовательски-экологический.

Срок реализации проекта: с 01.04.2019 по 31.08.2019.

Причиной нарушения экологического равновесия служит потребительское отношение людей к природе. Сегодня экология — не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой — это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, воспитание любви к природе, чувства ответственности, а не просто ознакомление с природными объектами и явлениями.

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто знает и понимает ее, глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Природа — наш родной край, земля, которая нас кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, изучать ее язык, беречь ее богатства, нужно с детства прививать любовь к ней.

В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное развитие» предполагает «...формирование представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» уделяется внимание «...развитию ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы».

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете [4].
Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Считаем, что важный аспект этого — развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя: его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности, умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Педагогическое проектирование позволило нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится более интересным [1].

Актуальность:

Изучая результаты диагностических обследований воспитанников, мы пришли к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, чем представителей природы родного края. Данному аспекту уделяется недостаточно внимания.

С этой целью мы разработали и внедрили проекты по ознакомлению дошкольников с природой родного края, охватывающие и младший («Путешествие по экологической тропинке») и старший дошкольный возраст («Природа родного края»).

Цель проекта «Путешествие по экологической тропинке»: создание благоприятных условий на участке детского сада для формирования у дошкольников первичных представлений о малой родине.

Задачи:

  • знакомить с разными объектами живой природы;
  • развивать познавательный интерес к растениям, выделять их характерные признаки;
  • сделать общение с природой безопасным;
  • формировать чувство близости и сопереживания ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе [6].

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети от 4-6 лет и их родители.

Основные направления

Познавательное:

  1.  дидактические игры;
  2.  беседы;
  3.  путешествия;
  4.  спектакли;
  5.  викторины.

Исследовательское:

  1.  проектно-исследовательская деятельность;
  2.  экскурсии в природу по экологической тропе;
  3.  наблюдения, опыты, анализ полученных результатов.

Культурно-досуговое:

  1.  театрализованные представления на экологическую тему;
  2.  праздники;
  3.  экологические игры;
  4.  игры-путешествия.

Формирование навыков и умений:

  1.  совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ;
  2.  работа на огороде;
  3.  оформление цветников;
  4. акции по охране редких растений и животных;
  5.  подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек.

Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный (постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями);
  2. исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов);
  3. заключительный (обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний).

На первом этапе мы подобрали различные иллюстрации, литературу, дидактические игры по теме, оформили уголок «Мир природы» в группе.

Интересным стало создание и оформление экологической тропинки и ее карты-схемы. Детальное обследование территории детского сада позволило выделить наиболее интересные объекты, такие как «каштан», «сосна», «береза», «одуванчик», «огород». Родители помогли оборудовать «место отдыха» пеньками, где можно присесть отдохнуть, поиграть и просто поговорить во время прогулки. В уголке природы мы с ребятами повесили карту-схему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов, составили паспорт всех точек тропинки. Были подобраны рекомендации по работе с детьми на каждой точке.

Вместе с детьми мы выбрали хозяина тропы — сказочного персонажа Лесовичка, который помогал нам на всем этапе нашего ознакомления с тропинкой и ее объектами.

На втором этапе внедрялся план реализации проекта с различными видами детской деятельности:

— на прогулке «Деревья и цветы» дети познакомились с растениями «тропинки», их особенностями и отличительными признаками, закрепив это в изобразительной деятельности «Деревья нашего детского сада», «Желтый одуванчик»;

  • во время экскурсии «Поход в лес» мы с ребятами собрали коллекцию природного материала (разные шишки, веточки, листочки и т.д.);
  • малыши с удовольствием играли в настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год», разучивали стихи: «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик»; на прогулке проводились подвижные игры: «Кто больше соберет?», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями»;

— состоялись беседы с детьми: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)», «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Правила поведения на участке во время прогулки», «Насекомые: польза и вред».

— проведена образовательная деятельность: огород на окне – посадка лука (дети вторая младшая группа), высадка рассады в цветнике (средняя группа), посадка рассады и семян на огороде (дети 4-6 лет), заваривание фито чаев из лекарственных трав. Целью которых стало повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от их возраста. В разное время можно посещать различные точки.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе проводится непосредственно организованная образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе. С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года, заучивать пословицы и народные приметы, знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Таким образом, на тропе в зависимости от возраста детей можно проводить наблюдения, игры, различного вида занятия и экскурсии. Необходимо помнить при этом об интегрированном подходе.

На третьем этапе было дано домашнее задание для детей и родителей: изготовить поделки из природного материала для выставки «Дары природы», в которой родители приняли активное участие [5]. «Рисунок 42–46».

В результате:

  1.  у детей сформировались экологические представления о растениях в природе, чувство близости к природе и сопереживания всему живому;
  2.  малыши познакомить с разными объектами живой природы, научились передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках;
  3.  повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;
  4.  развились наблюдательность и любознательность, активизировалась познавательная деятельность;
  5.  сформировались способность творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой, бережное отношение к окружающей среде.

В заключение проекта были оформлены фотовыставка и выставка рисунков, посвященных сохранению природы родного края, проведен совместно с родителями конкурс поделок из природного материала.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром [2].

Опытно-экпериментальная деятельность детей во второй младшей группе «Посадка лука»

Цель:

  • формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в проведении простейших наблюдений за посадкой и ростом лука;
  • уточнять представления детей о репчатом луке как овощей из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Познакомить детей с внешними особенностями луковицы (круглая, гладкая. покрыта шелухой)
  • закреплять умение выделять цвет форму величину как особое свойство предметов;
  • развивать слуховое восприятие, тактильную чувствительность, воображение;
  • воспитывать любовь к природе и умение работать в коллективе;

Словарная работа: луковица, корешки, шелуха, перышки, огород, польза, недуг, словообразование лук – лучок, луковица.

Материал к занятию: перья зелёного лука, картинка с луком, ящик с землей и опилками, лейки с водой.

Предварительная работа:

- Уход за комнатными растениями в группе (полив)

- Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»

Дидактическая игра: «Овощи и фрукты»

- Беседа о пользе лука, содержащемся в нём витамине С, о его пользе для здоровья человека.

Художественное слово: загадки, пословицы.

Работа с родителями: принести луковицы из дома, провести беседу о свойствах лука, попробовать на вкус [13].

Ход:

Дети рассаживаются за столом. Воспитатель показывает детям чудесный мешочек.

- Ребята, вам интересно, что на этот раз у нас в мешочке? Давайте послушаем, может мы догадаемся? Воспитатель подносит к детям мешочек и шуршит. Что же так может шуршать? Дети выдвигают свои предположения, что это шелестят конфеты в фантиках.

- Воспитатель предлагает запустить руку в мешочек, но не смотреть глазами. Потрогать, что же это может быть (предположения детей)

- Каждый ребёнок берёт по одной луковице. Давайте все вместе скажем: «Луковица». Давайте рассмотрим луковицу, какой она формы. (Круглая)

Воспитатель предлагает погладить, потрогать, подавить луковицу, правильно подобрать слова, которые характеризуют лук (гладкий твёрдый. круглый). Почему про лук говорят: «Лучок – золотой бочок?». Да, потому сверху лук покрыт тонкими чешуйками золотистого цвета - шелухой. Посмотрите шелуха отпала, потрогайте её, какая она? (тонкая, ломается - ломкая, сухая). Как вы думаете, шелуху можно кушать? (нет). «Рисунок 1 – 18».

Послушайте загадку: «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Когда лук разрезают, из него выделяются вещества, от которых щиплет глаза и бегут слёзы.

- Лук, это овощ или фрукт? (овощ).

Игра «Подрастай лучок»

Подрастает зёрнышко, дети из положения сидя на корточках, руки сложены кистями вместе

Потянулось к солнышку, медленно поднимаются,
руки тянут вверх к солнышку.
Ветерок его качает, наклоны вправо, влево,
Вправо, влево наклоняет.
Вот как весело играет! (хлопки в ладоши).
(игру можно провести 2 раза)

Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает что вырастет из лука? (росток)

Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины группы С Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа.

(показать проросшую луковицу)

- Какого цвета росток? Росток на верхушке лука А еще у лука есть корешки, это много тонких (ниточек).

- А для чего лук нужен? Какая от него польза? (в нем есть витамины, кто ест лук, тот не болеет).

Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Мы посадим лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и туда посадить луковицу.

- Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей)

Да, правильно. Свет, тепло, вода и почва - необходимы для жизни растений. Всё это у нас есть.

А теперь, ребята, давайте с вами поиграем.

Илья у нас будет луком? (На голову ребенку надеть ободок с изображением луковицы)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.

Молодцы, ребята.

Дети подходят к столу, берут луковицы, сажают её в землю и в опилки.

Воспитатель. Ребята, вы посадили много друзей луковиц, значит будете здоровы. Вместе с детьми читает стихотворение.

Прорастай-прорастай, первый смелый росток!
Поспевай-поспевай, наш зелёный лучок!

Куда мы поставим лук, чтобы он у нас лучше рос? (На подоконник). Правильно, поближе к солнышку. Теперь мы каждый день будем наблюдать, как растет наш лук. Как мы будем ухаживать за луком? (Показ карточки).

Игра «Расти, расти, лучок»

Воспитатель: Вы сейчас станете маленькими луковицами, встаньте в круг. Я буду сажать лук. (воспитатель подходит к каждому ребенку, ребенок присаживается) Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. (дети поднимаются – «лук растет») Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лучок.

Вывод эксперимента: объяснить детям, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья).

В течении месяца дети ухаживали за луком, поливали его, сравнивали в разных ящичках высоту лука, пробовали его на вкус и запах [11].

Образовательная деятельность «Лекарственные растения»

Возраст детей: средняя-старшая группа.

Цели:

  • дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения;
  • развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение [12] 

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственным растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка); засушенные растения, отвары трав, картинки зверей или игрушки, гербарий «Растения нашего края».

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, в парк.

Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, растет она под ногами. Растения помогут вам, если вы будете знать, как их правильно использовать. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса — целая зеленая аптека.

Добро пожаловать в «Зеленую аптеку». Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
(Подорожник)

Воспитатель. Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, (Воспитатель показывает картинку или засушенное растение.) Посмотрите на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка — ажурные края. Тысячелистник — лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.

Послушайте следующую загадку.

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему, же все-таки крапива обжигает?

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок — как игла крошечного шприца. Внутри волосков — едкая жидкость. Дотронулся — получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы [10].

Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? Отгадайте загадки.

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
(Ромашка.)

Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.
(Малина.)

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветок — на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
(Липа.)

Еще одно растение – одуванчик – лекарственное, в медицине применяются все его части – от корня до цветка. Оно съедобное – входит в состав салатов, из него готовят даже одуванчиковое варенье. Одуванчик поможет при укусе насекомого – осы, пчелы или овода. Просто сорвите желтый цветок и смажьте его млечным соком место укуса. Чистотел - растение ядовитое - есть его нельзя. Но вот если вы натерли в дороге мозоль, сорвите листочек и выступившим из него желтым соком смажьте мозоль. А еще чистотел поможет вывести бородавку, если ее регулярно смазывать соком этого растения. Полевая ромашка маленькая, а ее листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько цветков ромашки и листочков мяты, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаст вам сил, успокоит и не позволит простудиться даже в холодную погоду. Вам очень понравится этот вкусный лесной аромат. В группе дети с воспитателем рассматривали различные засушенные лекарственные растения. Нюхали их, заваривали из них чай. «Рисунок 19–41».

Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?

Дети отвечают.

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?

Дети отвечают.

Запомните правила сбора лекарственных трав.

  •  Цветки собирают, когда растение цветет.
  •  Корневища — поздней осенью, когда плоды уже осыпались
  •  Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
  •  Нельзя собирать вблизи дорог.

Игра «Вылечи животных»

Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения. В лесу заболели звери. А доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить? Конечно же, лекарственными растениями. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить? Дети советуют. Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.

А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

Дети советуют. Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.

Вы обратили внимание, какой бледный Волк? У него нет сил. Что же делать?

Дети советуют. Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.

Воспитатель угощает детей отваром шиповника [3].

Образовательная деятельность «В нашем огороде»

Возраст детей: средняя-старшая группа.

Цель: организация практической деятельности детей в природе.

Задачи:

  • развивать наблюдательность и любознательность;
  •  учить пропалывать, рыхлить и поливать грядки;
  •  формировать трудовые умения и навыки;
  •  формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться, проявляя инициативу, оказывая посильную помощь взрослым;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе; расширять и уточнять представления об овощных культурах, растениях огорода;
  •  закреплять умения правильно пользоваться материалом и инвентарем для труда, соблюдая правила безопасности;
  •  активизировать самостоятельную деятельность.

Методы и приемы: показ, объяснение, совместный труд детей и взрослых, беседа, личный пример, напоминание, наблюдение, подвижная и пальчиковая игры, деление на группы.

Формы организации труда: индивидуальная и коллективная.

Предварительная работа: повседневные наблюдения за явлениями природы, ростом овощей на участке детского сада и установление причинно-следственных связей; систематические наблюдения за сезонной работой сотрудников детского сада; посильная помощь детей на участке, в огороде, саду, на цветниках; чтение рассказов, стихов о природе; систематическое отображение впечатлений детей о природе в рисунках; поделки из природного материала; оформление альбомов на различную тематику («Овощи», «Растения», «Семена», «Времена года», «Солнце, воздух и вода» и др.); вечера развлечений («Дары природы», «Праздник урожая», «Во саду ли в огороде» и др.); беседы на экологические темы; создание мини-огорода на подоконнике в группе совместно с детьми (изготовление мини-клумб, посадка семян); высадка рассады в огород; ознакомление с собственному и своих сверстников;
— дети станут понимать, что после их работы на грядках стало чисто и красиво и урожай с грядок будет обильнее и лучше [8].

Дети с воспитателем и младшим воспитателем выходят к огороду, взяв с собой необходимый инвентарь.

Воспитатель

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан: Помидор, горох, капуста, Кабачок и баклажан!

Ребята, вы знаете все овощи и зелень, которые растут у нас в огороде?

Дети отвечают.

Я предлагаю вам отгадать про них загадки:
Это сочный корнеплод,
В огороде он растет.
Чаще красным он бывает,
К нам в салаты попадает
На тарелку, в плошку,
в миску, — Это вкусная... (редиска).

Появляюсь я из грядки,
Вырастаю ловко.
Скушайте меня, ребятки,
Рыжую... (морковку).

В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала, созревала
И созрела... (свекла).

Удивился в поле ежик:
«Вот так овощ, сто одежек!»,
А зайчонок слопал с хрустом
Аппетитную ... (капусту).

Вот любимый ваш гарнир,
Покорил он целый мир.
Поскорей берите ложку,
Ешьте вкусную... (картошку).

Вот так овощ-озорник,
Спрятался от вас в парник!
Вырос длинным, молодец!
А зовусь я ... (огурец).

Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный спелый...(помидор)

Им стручок любимый дом.
Хорошо братишкам в нем!
Каждый братец зелен, гладок,
Каждый шарик — вкусен, сладок! ….(горох.)

Листик пряный, шелковистый!
Он душистый и душистый,
Там, где рос когда-то боб,
Хорошо взойдет... (укроп) [9].

Воспитатель показывает пророщенные семена тыквы: «Мы заранее прорастили семена, посмотрите у них появился маленький хвостик – корешок. На грядке сначала надо сделать бороздки полить их водой, потому что семена надо сеять во влажную землю хвостиком вниз, корень растет в землю».

Воспитатель. Ну а теперь можно приступить к работе.

Проводится самостоятельная трудовая деятельность детей.

В процессе труда воспитатель следит за работой, дает советы, помогает в организации, напоминает порядок действий, оказывает индивидуальную помощь. Также следит за тем, чтобы по окончании работ дети сдали инвентарь и привели себя в порядок при помощи влажных салфеток и полотенец (которые находятся у младшего воспитателя). «Рисунок 47–57».

Молодцы, ребята, все хорошо потрудились, и я думаю, пришло время отдохнуть и немного поиграть. Предлагаю поиграть в игру «Огород у нас в порядке».

Игра «Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки,
Дети имитируют работу с лопатой.
Мы пололи огород,
Наклоняются, достают руками пол.
Поливали огород,
Показывают, как поливали лейкой.
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту.
Приседают на корточки, обхватывают руками колени.
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь,
Медленно поднимаются.
А сейчас ей тесно, бедной,
Говорит: «Посторонись!»
Топают ногами в конце фразы.

Наблюдение за овощными культурами и сорняками на грядке

Воспитатель обращает внимание детей на то, одинаковы ли растения на грядках. Просит сравнить овощи друг с другом и найти отличия. Выделить отличия сорняков от растений (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенности расположения на грядке — сорняк растет не рядками).

Объясняет детям, какое влияние оказывают сорняки на рост культурных растений (отнимают питательные вещества, влагу в почве; загораживают от солнечного света).

Обращает внимание детей на растения в огороде: утром они свежие, упругие, днем поникшие, а к вечеру они поднимаются.

Воспитатель. Когда сильнее всего печет солнце: утром, днем или вечером? Когда почва в огороде теплее: утром, днем или вечером?

В какой почве растениям лучше расти — в рыхлой или плотной?

Дети отвечают.

А скажите, с помощью какого инвентаря можно помочь растениям на грядке?

Дети. С помощью лопаток, грабель и леек.

Воспитатель. Правильно, а еще нам нужны ведра для воды на поливку и сбора сорняков с грядок.

Ребята, давайте поможем растениям на грядке в нашем огороде.

Сегодня я предлагаю вам полить, прополоть и взрыхлить грядки. Хотите попробовать?

Дети отвечают.

Давайте разделимся на три команды. Одна будет заниматься поливкой, вторая — прополкой, а третья — рыхлением почвы.

А сейчас давайте поиграем и выберем, кто в какой команде.

Дети объединяются в три команды по карточкам с изображением инвентаря, соответствующего роду занятия.

Воспитатель держит карточки изображением вниз: лопатки (для прополки грядок), грабли (для рыхления почвы на грядках) и лейки (для поливки).

Ребята, а сейчас послушайте и посмотрите внимательно, как следует выполнять поливку, прополку грядок и рыхление почвы.

  • Поливать надо очень аккуратно, не размывая землю на грядке. Стараться не лить много воды на одно место. Вначале берем ведерко с водой (ведра наполняет младший воспитатель), затем аккуратно переливаем ее в лейку. Держим лейку правильно: обеими руками, ближе к земле и боком к себе. Поливаем, двигаясь вдоль гряды, льем воду только через ситечко, поливая сначала одну сторону, а затем другую.
  • Для прополки овощей сорняки берем за стебель у самой земли; покачивая, выдергиваем стебель, помогая при этом лопаткой, которая находится в другой руке, стряхиваем с корней землю и бросаем сорняки в ведерко. Затем их пересыпаем в тачку. После прополки мы увезем эту тачку в специально отведенное место, где сорняки высохнут. Надо быть предельно внимательным и не повредить наши овощи, иначе они погибнут.
  • Рыхлят землю на грядке, потому что уплотненная земля вредна для растений. Для этого мы берем садовые грабли, предназначенные именно для рыхления почвы, и приступаем к работе. Рыхлить землю около овощей нужно осторожно, чтобы не повредить корни. Главное — не торопиться, аккуратно и тщательно взрыхлить всю грядку.

Ребята, а теперь кто готов приступить к работе, поднимите свои карточки вверх. Дети поднимают карточки. Отлично, но вначале давайте поиграем в игру и подготовим наши пальцы к работе [11].

Пальчиковая игра «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Дети шагают на месте.
Хозяйка с базара домой принесла:
Загибают пальцы на руках.
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкуснее всего на Земле:
Попеременно ударяют кулачками.
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла.
Загибают пальцы на руках.
Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони.
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу.
Загибают пальцы на руках.
Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Складывают руки крест-накрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла.
Загибают пальцы на руках.
Ох! И суп овощной получился неплох!

Показывают, как едят суп. Ю.Тувим.

Воспитатель. Ребята, интересно мы сегодня провели время? А чем мы занимались?

Дети отвечают.

Чему мы сегодня научились?

Дети отвечают.

С чем вам было тяжело справиться? Почему?

Дети отвечают.

Понравилось ли вам трудиться сообща? Что именно вам понравилось?

Дети отвечают.

Ребята, у меня к вам просьба: расскажите родным о том, чем вы в сегодня занимались. И предложите им свою помощь в огороде, ведь теперь вы многое умеете. И пусть они порадуются вашим достижениям. Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад!

По приходе в группу воспитатель напоминает детям о том, что после прогулки и работ в городе необходимо сделать гигиенические процедуры.

Воспитатель читает стихотворение.

Как без нашей помощи не родятся овощи
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Ровно три горошины были в землю брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков,
Вот какой огород, удивляется народ! Л.Некрасова [7].

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом 4.1. М., 2012.
  2. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом 4.2 М., 2012.
  3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. М., 2012.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., 2002.
  5. Данюкова А. А вы любите проекты? // Обруч. 2001. № 4.
  6. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград, 2008.
  7. Калмыкова Л.H. Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека тематических пальчиковых игр. Волгоград, 2014.
  8. Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. № 3.
  9. Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. СПб., 2014.
  10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.
  11. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом — природа». М., 2005.
  12. Смирнова В. В. Тропинка в природу. СПб., 2001.
  13. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа метод, рекомендаций. М., 2005.