Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Такие качества формируются в процессе развития вариативного и творческого мышления у учащихся, обучающихся по программе «Школа 2000…».
Программа «Школа 2000…», автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон, соответствует новым современным целям образования, где на первый план выходит личность ученика и формирование у него таких качеств, которые помогут ему успешно справляться с жизненными трудностями. В отличие от традиционной программы, целью которой было обеспечение каждого ученика необходимыми знаниями, навыками и умениями, программа Л.Г.Петерсон, помимо необходимых знаний, формирует у учащихся деятельностные способности, в основе которых – самостоятельная деятельность ученика: самостоятельно действовать, принимать решения, применять их на практике и адекватно оценивать собственный результат.
Помимо этого, у учащихся формируются общекультурные способности, позволяющие комфортно общаться и адекватно строить свои отношения с другими людьми. Все эти способности составляют важное умение - «умение учиться», которое является фундаментом нового Стандарта.
Что значит учиться?
Я сам что-то пробую делать, у меня не получается, я понимаю, что у меня не получается и почему. Я сам добываю нужные знания и умения и делаю то, что раньше не получалось.
Весь путь учебной деятельности, то есть путь самоизменения человека, выглядит так:
С 2006 года моё решение - работать по этой программе. Уроки провожу, реализуя деятельностный метод, организуя и направляя учебные действия детей, подвожу их к самостоятельному «открытию» нового знания. Так, технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
- актуализируются требования со стороны учебной деятельности (надо)
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу)
- устанавливаются тематические рамки (могу)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (предполагает).
- актуализацию изученных способов действий;
- фиксацию индивидуальных затруднений.
3. Выявление места и причины затруднения.
- учитель организует выявление учащимся места и причины затруднения.
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух;
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- на данном этапе работы используется индивидуальная форма работы с самопроверкой по эталону;
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Дети не боятся нового материала, так как знают: сначала их научат работать по алгоритму и вслух, и про себя. Они смогут потренироваться решать примеры, уравнения, объясняя их друг другу. Каждый побывает и в роли учителя, и в роли ученика. Класс «влюблен» в задачи повышенной сложности. Нередко бывает, что я предлагаю классу один вариант решения, а дети преподносят несколько. Они мыслят иначе – «по-новому», они наблюдательны и инициативны.
Так, по итогам обучения процент качества по УМК Л.Г.Петерсон выше, чем процент качества по УМК Б.П.Гейдман. Дети легко справляются с составлением выражений по условию задач, чаще находят наиболее рациональный способ решения. Легко ориентируются в решении уравнений, примеров на порядок действий, без труда выполняют действия с многозначными числами.
СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО УМК Б.П. Гейдман и УМК Л.Г. Петерсон
Формирование у учащихся способности к выделению высказываний из всего множества предложений является необходимым элементом их логической подготовки, принципиально важной не только для математики, но и для любой области знания и любого вида деятельности. Мысли, высказанные для обсуждения на уроке, в игре, должны облекаться в форму высказываний. Не случайно академик С.Соболев писал: «На свете существует много наук, и все они связаны друг с другом… Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки». Все сказанное относится в большей степени к той части математики, которую называют «Логикой».
Умения логически мыслить и применять свои навыки, полученные на уроках математики, способствуют превосходному и полноценному пониманию материала других учебных дисциплин, таких как русский язык (усвоение структуры простых предложений и словосочетаний, понимание орфографических и пунктуационных правил и алгоритма их применения) и литература (анализ произведений и поступков героев, умение правильно выстроить свое высказывание и обосновать свой ответ).
В программе реализуются задачи всестороннего развития ребенка – его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. А оно включает развитие всех психических процессов – восприятия, внимание, памяти, мышления, речи.
По итогам трех лет моей педагогической деятельности были проведены исследования школьной психологической службой. Словесные задания позволили получить достаточное полное и надежное представление об уровне развития вербально-логического мышления.
У 83% учащихся отмечается высокий показатель скорости протекания мыслительного процесса, что может свидетельствовать о лингвистических способностях.
Важно знать, не только с какой скоростью, но и в течение, какого промежутка времени ребенок может внимательно, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя, т.е. необходимо оценить его произвольное внимание. Объем и качество произвольного внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение).
По результатам исследований был сделан вывод: ученики могут в течение длительного промежутка времени держать внимание, не отвлекаясь, следить за объяснением учителя и быстро обрабатывать полученную информацию.
С 2004 года в рамках реализации программы по преемственности в работе школы и детского сада я начала работать с детьми по программе «Школа 2000…». Результаты работы - 70% выпускников детского сада учатся в начальной школе на «4» и «5».
Учителя начальных классов отмечают уровень интеллекта, который превышает нормы для дошкольника, учащиеся легко и быстро овладевают понятиями, у них развито мышление, познавательный интерес.
Когда работаешь по программе, с автором которой ты согласен, смотришь с ним в одном направлении, то и работа для тебя в радость, испытываешь огромное удовольствие от работы.
Программа «Школа 2000…», автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон, соответствует новым государственным образовательным стандартам на основе дидактической системы деятельностного метода.