Формирование профессиональной воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: кадетское училище, профессиональная компетенция


В статье рассмотрен опыт формирования основ профессиональной компетентности как интегративной целостности знаний, умений и навыков, позволяющих сознательно и мотивировано выбрать военную службу, единственным путём служения Отечеству.

Содержание и реализация военного компонента в образовательной деятельности в целом и профориентационной работе, в частности, для довузовских общеобразовательных учреждений Минобороны России имеет первостепенное значение, так как по сути речь идёт о формировании стратегии развития довузовского образования и чётком определении места и роли в ней президентских кадетских училищ.

Поступающие в училище воспитанники в большинстве своём мечтают стать офицерами, но зачастую это только мечта. Мечта, не подкреплённая необходимыми морально-психологическими качествами, знаниями и физическими данными. Учебная и воспитательная работа в училище помогает осознать не только многогранность и ответственность военных профессий, но и помочь понять все разнообразие самих военных специальностей, конвертировать эту детскую мечту в чётко сформулированное решение, осознанный выбор, мотивацию на получение военной специальности.

Президентские кадетские училища являются начальной ступенью, системы военного образования России.

Основной целью деятельности президентского кадетского училища является обеспечение уровня готовности и мотивированности выпускников училища, достаточных для продолжения обучения на следующей ступени образования по специальностям, востребованным Министерством обороны Российской Федерации.

Имея современную и развитую учебно-материальную базу, и высококвалифицированный педагогический состав, президентские кадетские училища должны обеспечивать высокий уровень подготовки своих выпускников к осознанному выбору государственной службы, в том числе на военном поприще.

Достижение указанной цели становится возможным только при параллельной реализации ряда сложных и многогранных задач во всем их многообразии: образовательной, воспитательной и обеспечивающей.

Чтобы качественно реализовать каждую из задач необходимо выработать единые взгляды, подходы и методики к организации военно-профориентационной работы в образовательном процессе президентских кадетских училищ.

На основе требований «Стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года» в Ставропольском президентском кадетском училище (далее - СПКУ) разработана, внедрена и успешно реализуется «Программа предпрофильного и профильного образования и военно-профориентационной работы».

Нами были определены цели, задачи, принципы, направления, этапы, механизм реализации, промежуточные индикаторы, показатели и ожидаемые результаты реализации программы.

Приоритетным подходом организуемой в училище системы предпрофильного и профильного образования и профориентационной работы является комплексный подход, обеспечивающий интеграцию усилий учебной, воспитательной, организационно-методической, психолого-педагогической деятельности по военной профориентации воспитанников при одновременном создании и совершенствовании условий всестороннего и гармоничного развития личности кадета.

Основными задачами, решаемыми в ходе профориентационной деятельности, являются:

  • формирование позитивного отношения воспитанников к Вооружённым Силам, разъяснение им положений Конституции и федеральных законов по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, основных задач и предназначения Армии и Флота, содержания и порядка прохождения военной службы;
  • формирование у воспитанников военно-профессиональной направленности, сознательного выбора воинской должности (специальности); 
  • разъяснение требований военно-профессиональной деятельности к психофизиологическим и социально-психологическим качествам кандидата, оказание практической помощи в выборе конкретной воинской должности (специальности);
  • пропаганда истории Отечества, славных боевых традиций его Вооружённых Сил;
  • предварительные изучение, оценка, учёт и корректировка психофизиологических способностей воспитанников, с последующим ориентированием их на выбор военных специальностей Вооружённых Сил.

При этом основными формами военно-профориентационной деятельности являются:

  • военно-профессиональное просвещение;
  • военно-профессиональное воспитание;
  • военно-профессиональная консультация.

Образовательная как деятельность в рамках военно-профориентационного просвещения на основе комплексного подхода базируется на:

  • специализированных основных курсах учебного плана, содержание которых связано с основами предметов боевой подготовки видов и родов войск («Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной подготовки», включающие основы общей тактики, огневую подготовку, строевую подготовку, инженерную подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту, а также изучение Общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации);
  • военном компоненте в организации учебно-воспитательного процесса и содержании основного образования (включение текстов, примеров, заданий на различных предметах учебного плана, отражающих различные аспекты военной истории России, жизнедеятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, патриотических традиций России и др.);
  • учебной профориентационной практике воспитанников на базе высших военно-учебных заведений, включая 35-часовые учебные сборы в 10-х классах в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в границах Ставропольского края и Краснодарского края;
  • программ военно-профориентационной направленности в системе дополнительного образования (прежде всего, военно-патриотической и физкультурно-спортивной направленностей);
  • воспитательную работу по военно-профессиональному направлению (курсовые и внутриклассные проекты, военно-профориентационные классные часы и часы воспитателя, встречи и беседы с ветеранами Вооружённых Сил Российской Федерации, проведение смотров строя и песни, «Дни воинского воспитания», несение «Вахты Памяти» на посту у Вечного огня, участие в гарнизонном Параде Победы 9 Мая, экскурсии в воинские части и вузы и др.);
  • сотрудничество с военно-учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации в вопросах организации, содержания и научно-методического сопровождения военно-профориентационной работы, включая проведение практики и учебные сборы.

Важное место в системе военно-профориентационной работы занимает проведение учебной профориентационной практики воспитанников. Для 8-классников она организуется на базе воинских частей гарнизона и Ставропольского края, а для 10-классников - в военно-учебных заведениях Минобороны России. На протяжении ряда лет традиционно ставропольских воспитанников принимают на практику ведущие вузы Министерства обороны Российской Федерации в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Рязани, Воронеже, Севастополе, Твери.

В Ставропольском президентском кадетском училище наработан большой опыт взаимодействия с высшими военными учебными заведениями и войсковыми частями. В целях качественной совместной работы руководством училища были заключены с командованием ввузов и войсковых частей Соглашения о сотрудничестве. Прежде всего, это касается организации и проведения профориентационной практики, учебных сборов и различных мероприятий.

В целях содействия осознанному профориентационному выбору воспитанников практика направлена на непосредственное ознакомление с ведущими военными вузами, специальностями и специализациями подготовки курсантов, порядком поступления, особенностями организации образовательного процесса в вузе, проживания и быта курсантов в период их обучения в высшем военном учебном заведении.

Содержание практики включает:

  • вводное занятие о месте прохождения практики, цели и задачах, содержании и последовательности, а также о порядке подготовки отчёта и результатах практики;
  • ознакомление с учебно-материальной базой вуза;
  • теоретические и практические учебные занятия, проводимые непосредственно на учебно-материальной базе вуза, включающей полигонную и тренажёрную базы;
  • воспитательные, включающие культурно-досуговые мероприятия по ознакомлению с городом (регионом) прохождения практики;
  • подведение итогов, подготовку и публичную презентацию отчёта о результатах проведения практики.

Итоги прохождения учебной профориентационной практики учитываются при консультировании и формировании рекомендаций воспитаннику при выборе профиля обучения в старшей школе, при поступлении в высшее военное учебное заведение, при выборе предметов на ЕГЭ.

Учитывая огромный потенциал дополнительного образования, одним из важнейших направлений программы было выбрано введение в образовательный процесс в системе дополнительных образовательных программ военно-патриотической направленности. На данный момент в училище реализуются следующие дополнительные образовательные общеразвивающие программы: «Основы военной подготовки», «Основы общей тактики и военной топографии», «Вооружение и военная техника Вооружённых Сил Российской Федерации», «Воздушно-десантная подготовка», «Первоначальная лётная подготовка», «Основы космонавтики», «Военное авиамоделирование»; «Военное судомоделирование» и др.

Многие программы дополнительного образования, интернируясь с элективными курсами, объединены в своеобразные комплексные блоки - «школы». На сегодняшний день в училище успешно действуют: «Школа правосудия», сформированная при поддержке Ставропольского краевого суда, судьи которого на безвозмездной основе ведут в ней практические занятия; лётная школа «Дорога в небо», в рамках которой объединены около десяти различных программ; морская школа «В фарватере добрых дел»; «Менделеевская школа», дополняющая и углубляющая общеобразовательные программы химии и биологии в целях точечной подготовки к продолжению обучения в Военно-медицинской академии, Военной академии радиационной, химической и биологической защиты и военно-морской политехнический институт на специальность: радиационная, химическая и биологическая защита.

Дополнительное образование воспитанников - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает воспитанникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование расширяет, углубляет и дополняет Учебный план училища.

Органичное сочетание основного образования с многопрофильным дополнительным создаёт реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства - гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему развитию каждого обучающегося, поиску путей его самоопределения, созданию благоприятного социально-психологического климата как в отдельных коллективах групп, классов, курсов, так и на уровне коллектива училища в целом.

Подводя итог, следует отметить, что формирование основ профессиональной компетентности воспитанников - как части профориентационной деятельности осуществляется в соответствие с комплексной стратегией военно-профориентационной работы и успешно реализуется и приносит свои высокие результаты ещё и благодаря высокопрофессиональным кадрам, методическому потенциалу сотрудников, а также поддержке усилий коллектива училища в регионе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.