Педагогический проект для детей дошкольного возраста "Детям знать положено правила дорожные"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, ПДД, безопасность на дорогах


Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По продолжительности: средней продолжительности.

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта:

  • Педагоги группы
  • Воспитанники группы
  • Родители
  • Окружающий социум

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Опрос родителей показал, что проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах и в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Поэтому, в группе был разработан проект «Детям знать положено правила дорожные».

Цель. Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи.

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • формировать здоровый образа жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма;
  • развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов;
  • активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы.

  • Принцип воспитывающего характера обучения.
  • Принцип наглядности обучения.
  • Принцип доступности.
  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
  • Принцип связи обучения с жизнью.
  • Принцип активности и сознательности.

Проблемная ситуация. Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями, умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.

Предполагаемый результат:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на дорогах города;
  • воспитать грамотного пешехода;

План реализации проекта

I этап (ΙΙΙ неделя сентября)

Подбор материала для детей и родителей. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

II этап (ΙV неделя сентября – Ι неделя октября)

Проведение различных мероприятий.

III этап (ΙΙ неделя октября)

Подготовка к итоговому мероприятию, проведение  викторины «Правила дорожные верные, надежные!»

Презентация

Взаимодействие участников проектной деятельности

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

I этап

Пробор материала, привлечение родителей к процессу

Активное участие, посильная помощь воспитателю и родителям

Активное участие в сборе информации, помощь в оформлении

II этап

Организация и проведения мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Проведение совместных мероприятий дома, совместная творческая деятельность с детьми

III этап

Организация и проведение мероприятий

Творческое участие в мероприятиях

Помощь в организации и активное участие в мероприятиях

Реализация проектной деятельности

 

Мероприятия

Количество, название, категория участников
(дети, родители)

1

Проведение групповых родительских собраний, консультаций, бесед на тему обеспечения безопасности дорожного движения

Работа с родителями

Анкетирование:

  • «Я, мой ребенок и правила дорожного движения»

«Осторожно: дорога!»

«Правила и безопасность дорожного движения»

  • «Ваше отношение к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
  • «Я и мой ребенок на улицах города»
  • «Правила и безопасность дорожного движения»

Буклеты:

  • «Безопасность на дорогах -1»
  • «Безопасность на дорогах -2»
  • «Безопасность на дорогах -3»
  • «Уроки ПДД для взрослых. Дорожно-транспортные происшествия и их причины»
  • «Ребенок и общественный транспорт»
  • «Не играй на дороге!»
  • «Дидактические игры по правилам дорожного движения»

Консультации:

  • «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога!»
  • «Безопасность детей на дорогах»
  • «Ваш ребёнок – пассажир»
  • «Бег через дорогу – враг особенно зимой. Решим будущие задачи сегодня!»
  • «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
  • «Безопасность детей в автомобиле»
  • «Правила поведения в общественном транспорте»
  • «Рекомендации родителям по ПДД»
  • «Зачем объяснять ребенку правила дорожного движения?»
  • «Правила перевозки детей на санках и снегокатах»
  • «Учите ребенка замечать машины».
  • «Учите ребенка предвидеть скрытую опасность»
  • «Будьте осторожны на дороге»
  • «Как уберечь ребенка на дороге»
  • «Учим правила дорожного движения вместе с детьми»
  • «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
  • «Где прячется опасность?»

Родительские собрания:

  • «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье»
  • «Встреча с инспектором ГИБДД»

Акции:

  • «Засветись на дороге» (с раздачей листовок и фликеров у ТЦ «Авеню»)
  • «Детское кресло в каждую машину»

Совместное творчество с детьми по ПДД

  • Оформление книжки-раскраски «Дорожные знаки»

2

Размещение информационно-методических материалов по ПДД в «Уголке безопасности»

Стендовая информация:

  • «Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения»
  •  «Ребенок и улица»
  • «Правила дорожного движения. Памятка для родителей»
  • «Безопасность детей в автомобиле»
  • «Ребенок и взрослый на улице»
  • «Безопасность ребенка при перевозке в автомобиле»
  • «Стань заметней на дороге»
  • «Советы родителям, которые помогут спасти ребенку жизнь»

3

Проведение тематических бесед по ПДД

Работа с детьми

Игры-беседы:

  • «Какие бывают улицы?»
  • «Для кого он светофор»
  • «Проезжей части улицы и тротуар» (по макету).
  •  «Пешеходный переход»
  • «Транспорт на улицах нашего города»
  • «Как я перехожу улицу с мамой» 
  • «Правила малышам»
  • «Светлячки» на одежде»
  • «Не играй в прятки с водителем»
  • «Зачем соблюдать правила дорожного движения?»
  • «Путешествие в страну дорожных знаков»
  • Игры на макете «Наша улица

4

Проведение тематических профилактических мероприятий с детьми.
Презентации, моделирование проблемных ситуаций, развлечения, минутки безопасности, сюжетно-ролевые игры, просмотр видеокассет, выставки детских рисунков и другое.

Проблемные ситуации

  • «Помоги Незнайке перейти улицу»
  • «Как Светофорик и Незнайка  подружились» 
  • «Как и где переходить улицу»
  • «Когда мы - пассажиры»

Просмотр мультфильмов:

  • «Аркадий Паровозов» («Грузовик»)
  • «Азбука безопасности дорожного движения со Смешариками»
  • Светофор»
  • «Мигающие человечки»
  • «На остановке»
  • «В автобусе»
  • «Нетерпеливые водители»
  • «Пристегните ремни»
  • «Разумовские и Разгильдяйкины»
  • «Робокар Полли. Тренировка для Эмбер»
  • «Робокар Полли. Правила дорожного движения»
  • «ЧиЧиЛенд. Правила движения»

Просмотр презентаций:

  • «ПДД для малышей»
  • «Светофорчик советует»
  • «Советы светофора» (обучающая презентация)
  • «Светофорчик в гостях у ребят»
  • «Хоть пока мы малыши, правила мы знать должны»
  • «Веселый светофор»

Подвижные игры:

  • «Цветные автомобили»
  • «Воробушки и автомобили»
  • «Встань по цвету»
  • «Найди свой цвет»
  • «Тише едешь – дальше будешь»
  • «Дорожная азбука»
  • «Регулировщики»

Ролевые игры:

  • «Светофор и пешеходы»
  • «Гаражи и автомобили»
  • «Автобус»
  • «В гости к бабушке»
  • «Светофор и пешеходы»
  • «Нельзя - можно»

Дидактические игры:

  • «Собери светофор»
  • «Угадай транспорт»
  • «Собери и назови вид транспорта»
  • «Назови правильно»
  • «Назови знак»
  • «Знаки заблудились»
  • «Угадай, какой знак».
  • «По улице гуляя…»

Игры – имитации:

  • «Я – шофер»
  • «Я – светофор»
  • «Я - автомобиль»

Ситуации общения:

  • «Я еду с мамой в машине»
  • «Если стоять на остановке»
  • «Расскажи, что видел сегодня на дороге»
  • «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов»
  • «Какие бывают машины?»
  • «Грузовой транспорт»
  • «Улица города»
  •  «Как правильно переходить дорогу?»
  • «По дороге в детский сад»

Аппликация:

  • «Почини машину»
  • «Красный, желтый, зеленый»
  • «Автобус»
  • «Грузовая машина»
  • «Зебра»

Рисование:

  • «Автобус»
  • «Светофор»
  • «Машины везут грузы»
  • «Перекресток»

Лепка:

  • «Светофорчик»
  • «Машина моей семьи»

Конструирование:

  •  «Машина»
  • «Светофор»
  • «Наша улица» (коллективное)
  • «Машины на нашей улице» (коллективное)

Чтение:

  • «Правила дорожного движения для детей в стихах»
  • А.Барто «Грузовик»
  • Н. Носов «Автомобиль»
  • С. Маршак «Светофор»
  • С. Маршак «Мяч»
  • Н. Калинина ʺКак ребята переходили улицуʺ
  • В.Клименко «Кто важнее всех на улице»
  • Я. Пишумов«Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой»
  • Я. Пишумов «Пешеходный светофор»
  • Я. Пишумов «Азбука города»
  • С. Михалков «Моя улица»
  • С. Михалков «Если свет зажегся красный»
  • С. Михалков «Я еду через дорогу»
  • В. Берестов «Это еду я бегом»  
  • К. Северный  «Три  чудных цвета»
  • О.Узорова «Красный, желтый, зеленый»
  • Т. Алиева «Ехали медведи»
  • Т. Алиева «Дорожная азбука»
  • А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
  • А. Усачев «Приключения маленького человечка»
  • Рыжова Е. «Транспорт большого города».
  • Р.Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор».
  • «Сказка о заветных огоньках»
  • Б. Жидков «Светофор»
  • С. Волков «Торопыжка»

Акции:

  • «Засветись на дороге»
  • «Детское кресло в каждую машину»
  • «Пристегнись и пристегни ребенка»

Экскурсии:

  • «Знакомство с улицей»
  • «Наблюдение за работой светофора»;
  • «Наблюдение за транспортом»;
  • «Пешеходный переход».

Выставки:

  • «Улицы нашего города»
  • «Дети, дорога, автомобиль»

Развлечения:

  • «Петрушка на улице»

Рассматривание иллюстраций и фотографий о транспорте, об улицах города  

Составление рассказов по сюжетным картинкам из серии «Дорога и дети».

Пятиминутки по правилам дорожного движения на прогулках.