Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;
- развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, планом местности, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои действия.
- воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Задачи:
- формирование понятия «полезные ископаемые»;
- давать характеристику полезным ископаемым;
- учить работать с физической картой нашего края.
Формировать УУД
- Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
- Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Нам пришло на школу письмо (показать большой конверт), отправитель ЗОНЕУГ (Золото-нефть-уголь)
Как вы думаете, ребята, кто мог прислать это письмо?
Ответы детей.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:
Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)
II. Актуализация опорных знаний
- Проверка Д/З.
Учитель: - Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О водоёмах.
Учитель:
- Что мы называем водоемами?
- Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)
- Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)
- Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)
- Почему люди должны охранять водоёмы?
- Какие трудности угрожают водоемам?
- Назовите водоёмы нашего города
Ответы детей.
Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… - 2 человека. (реки Москва и Яуза)
Учитель: Давайте вспомним правила поведения около воды. (1 человек)
Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.
Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше.
ФИЗМИНУТКА.
III. Работа над новым материалом
Учитель: - А какие природные богатства вы еще знаете?
- Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-я часть с.64-65)
- Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.
Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.
- Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном – ЗОНЕУГ)
ЗОНЕУГ будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.
- Оказавшись под землей, откроем первую дверь.
Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
- Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь.
- А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
- А на чём варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись.
- А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
- Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
- Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ответы детей.
- Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.
- Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).
Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.
Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.
ЗОНЕУГ откроет нам следующую дверь.
В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые - торф, нефть и каменный уголь.
О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)
- Расскажите об использовании газа в быту
- Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать при использовании газа в домашних условиях?
IV. Физминутка
- Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
V. Практическая работа по группам
Правила работы в группе.
- Работать дружно.
- Уметь слушать мнение своего друга.
- Не выкрикивать.
- Работать тихо.
- В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья
И здоровью не вредить! - Чтоб почуять запах резкий
Лишь ладонью помогай.
Воздух от сосуда к носу
Плавным взмахом направляй.
Открываем дверь и попадаем в лабораторию.
Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану , а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.
- группа дает характеристику нефти
- группа – известняку.
- группа – граниту
- группа - газу
- А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?
- Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).
- Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
- На песке дом не построишь.
- Глину не мять — горшков не видать.
- Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
- Печаль точит человека, как ржавчина железо.
- Железом добывают золото, а золотом железо.
- Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
- Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
- Москва, что гранит, — никто Москву не победит.
Учитель: ребята, есть пословицы о полезных ископаемых, а вы попробуйте разгадать загадки:
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное. (Алмаз)На кухне у мамы – помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)Ни огня, ни света, а огнем блестит. (Золото)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи. (Железо)Иду в воду – красен,
Выйду – черен. (Железо)Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный... (Кристалл)Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит. (Уголь)
Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)Закопай – не гниет,
Кинь в воду – поплывет. (Уголь)
VI. Творческая работа
- Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)
Учитель: А как же добывают полезные ископаемые?
Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.
Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..
Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.
С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.
И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.
Учитель: - Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?
Ответы учащихся:
1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.
2) Экономно расходовать ПИ.
3) Соблюдать правила перевозки ПИ.
4) Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)
5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)
Учитель: А мы с вами должны - экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.
VII. Итог урока
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Подведём итоги:
1. Где могут в жизни пригодиться новые знания?
2. Что на уроке у нас хорошо получалось?
3. На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?