Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающей не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
На тренировках под руководством тренера- преподавателя идет развитие и совершенствование выносливости, ловкости, быстроты, силы и гибкости.
Школьный возраст – это самое благоприятное время воспитания перечисленных качеств. Упущенное это время трудно, а иногда и невозможно наверстать в будущем. Поэтому от тренера-преподавателя зависит очень многое. Его знания возрастно-половых, психических и индивидуальных особенностей учащихся, владение методикой и средствами развития физических качеств, заинтересованность в своем труде – залог успешной профессиональной деятельности.
Развитие двигательных способностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления двигательных качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой.
Кроме того, общее развитие учащихся считается одной из задач спортивно-оздоровительной группы отделения легкой атлетики в ДЮСШ.
Пояснительная записка
О, спорт!
Ты – мир!
Пьер де Кубертен
Хорошая физической подготовка, которая определяется уровнем развития основных физических качеств, - это основа высокой работоспособности в учебной, трудовой и спортивной деятельности.
Тренеру-преподавателю в своей работе необходимы точные знания о половых, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся, которые позволяют успешно решать важные задачи по развитию и совершенствованию физических качеств школьников младшего, среднего и старшего возраста.
Данная программа предназначена для детей Детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) для занятий в группах спортивно-оздоровительной направленности на отделении легкой атлетики. Она включает комплексы упражнений, интересные формы занятий, формирует потребности совершенствовать культуру движений, телосложение, заботиться о своем физическом развитии.
Данная программа соответствует:
- Закону Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.
- Конвенции о правах ребенка.
- Законом РФ «О физической культуре и спорте», принятом Государственной Думой» от 13.01.1999г. одобренным Советом Федерации 27.01.99г.
- Возрастным и физиологическим особенностям детей.
- Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тацинской детско- юношеской спортивной школы.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Образовательный процесс данной программы призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Настоящая программа – это, разработанная на базе современных представлений педагогики, психологии, физиологии и теории физической культуры отделения легкой атлетики.
Целью программы является совершенствование физического развития детей, повышение их функциональных возможностей средствами современных оздоровительно-корригирующих систем, способствующих укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни. Формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в частности легкой атлетики, на основе средств общей физической подготовки.
Задачи данной программы:
- Обучение и овладение жизненно- важными двигательными умениями и навыками, необходимыми в жизни, учебной и дальнейшей трудовой деятельности.
- Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умение взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.
- Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
- Приобретение необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков в области легкой атлетики.
- Развитие эмоционально- положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня.
Программа СОГ отделения легкой атлетики носит оздоровительно-укрепляющий характер и способствует воспитанию гармонично развитой личности. Она включает систему теоретических и практических занятий.
Основной принцип образовательной программы спортивно- оздоровительной группы – «постоянное, поэтапное» - обучение по 3-м подпрограммам: начальный (для начинающих), средний (основной) и заключительный, которые вместе составляют единую образовательную программу, составленную на 4 года.
Принципы построения программы:
- Учет возрастных особенностей при включении обучающихся в различные виды двигательной активности;
- Создание условий для возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде;
- Изучение материала – от простого к сложному;
- Принцип вариативности, дающий детям – свободный выбор для личностного роста, обучение и развитие, а для педагога – выбор активирующего механизма воздействия на личность, через педагогические технологии и программирование обучения.
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Организация деятельности программы:
Данная программа рассчитана на 4 года обучения и разделена на 3 этапа:
1 этап – начальный период (1 год обучения);
Цель программы начального периода - постепенная психофизическая подготовка организма к нагрузкам и привитии потребности организма к систематическим занятиям.
Основные задачи обучения 1 этапа:
- Настройка организма (психофизическая)
- Привитие детям устойчивого интереса к занятиям спортом;
- Формирование и развитие силы, гибкости, скоростно - силовых качеств, ловкости и координационных навыков, быстроты
2 этап – средний период ( 2-3 год обучения);
Цель среднего периода программы:
Приобретение и повышение СФП и формирование теоретических и практических знаний и навыков в области легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и гимнастики.
Основные задачи обучения:
- Приобретение и улучшение общей физической подготовки (ОФП).
- Развитие силы, быстроты и других качеств применительно к видам легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
- Овладение техникой и совершенствование в ней.
Повышение уровня знаний в области теории и методики, а также в области гигиены
3 этап - заключительный период (4 год обучения).
Целью заключительного периода является формирование устойчивых теоретических и практических знаний, умений и навыков в области легкой атлетики для дальнейшего психофизического самосовершенствования.
Основные задачи обучения.
- Развитие быстроты, силы, выносливости и других физических качеств применительно видам легкой атлетики.
- Углубленное представление об основных видах легкой атлетики.
- Совершенствование техники бега, прыжков, метания.
- Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время.
Такое обучение позволяет нормировать нагрузки с учетом возрастных особенностей. Каждый из этапов решает свои цели и задачи, при этом занятия могут длиться от года до 2-х лет обучения в зависимости от возрастных особенностей и психофизической подготовленности групп. Также характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки.
В группу спортивно-оздоровительной направленности принимаются дети с 6-11 лет желающие заниматься спортом не имеющие медицинских противопоказаний и согласно заявлений родителей. Программа рассчитана на 6-ти часовую нагрузку в неделю. Каждое занятие длится 2 академических часа.
Особенности программы:
В данной программе мы следуем принципу вариативности, заключающемуся в возможности подбирать содержание учебного материала с учетом пола и возраста учащихся.
Данная программа не является догмой, она «мобильна и подвижна», так как постоянно изменяется и дополняется в зависимости от физической подготовленности, способностей и запросов детей.
Занятия проводятся в вариативной части основной программы или во внеурочное время в виде соревнований и праздников.
Некоторые занятия проводятся под музыку, которая создает особый эмоциональный фон, положительно влияющий на психологическое состояние детей.
На занятиях применяются следующие технологии:
- Занятия-консультации;
- Соревнования с ограниченным контролем времени;
- Игры;
- Эстафетные викторины;
Методика отслеживания результатов работы учащихся (проводится по полугодиям):
- Наблюдения;
- Контрольно-переводные тесты;
- Итоговые занятия.
- Соревнования
Контроль за усвоением программы
Зачетные требования:
- Общефизическая подготовка (ОФП) в соответствии с базовой частью ДЮСШ;
- Специальная физическая подготовка (СФП) согласно вариативной части программы;
- Техническая подготовка (выполнение комбинаций и комплексов упражнений под музыку, выполнение техники прыжка в длину с разбега, техники бега на 60м., 100м., метание малого мяча на дальность и в цель);
- Проведение антропометрических измерений
- рост (см)
- масса тела (кг)
- окружность талии, бедер, таза (см)
- Контрольные тесты.
В данной программе излагается учебный материал в полном объеме для групп спортивно- оздоровительной направленности.
Основная форма обучения:
Основной формой обучения программы традиционные занятия, так и активные способы освоения детьми образовательных программ: походы, экскурсии, занятия на открытом воздухе, спортивные соревнования и праздники.
Для создания наилучших условий и адаптаций в обучении детей, а также достижения максимальных результатов и пропаганды здорового образа жизни, тренер-преподаватель строит учебно-воспитательный процесс на тесном сотрудничестве с родителями.
Организация совместной деятельности родителей и тренера-преподавателя призвана решать следующие задачи:
- Просвещение родителей касательно методов работы с детьми на родительских собраниях;
- Разработка и реализации совместно с родителями индивидуальных программ помощи собственному ребенку;
- Приобщение родителей к непосредственному участию к активной совместной деятельности с детьми по организации коллективных творческих дел, спортивных праздников;
- Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимание в коллективе.
На занятиях в спортивно-оздоровительных группах отделения легкой атлетики используются поэтапные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Формы контроля:
- Собеседование;
- Игровые конкурсы, спортивные соревнования, эстафеты;
- Наблюдения;
- Тест - перечень объектов контроля обученности занимающихся по программе.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движении, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия.
В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и действий. Развитие двигательной координации – главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста.
Необходимо учитывать в этой возрастной группе традиционность неопытного малыша, очень быстро входящего в контакт с социальной жизнью и не знающего ее законов, а потому исполняющего все, что ему предписывается. Авторитет тренера- преподавателя в этом возрасте непререкаем.
Для решения поставленных задач на спортивно- оздоровительном этапе применяются средства общей физической и специальной подготовки, имитационные упражнения, упражнения по обучению бега, метанию мяча, прыжков в длину с места, с разбега способом «согнув ноги», подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.
Ожидаемые результаты работы по программе:
- Результатом работы по программе спортивно-оздоровительной группы можно считать сформированность у детей первичных здоровье-сберегающих знаний.
- Повышение заинтересованности учащихся, родителей в формировании здорового образа жизни.
Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Здоровые люди долго сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
«Здоровый ребенок – здоровое общество»
Организация учебно-тренировочной работы.
3.1. Учебный план – график распределения учебных часов на весь период обучения
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|||
Начальный период |
Средний период |
Заключительный период |
|||
1-й год |
2-й год |
3-й год |
4-й год |
||
1. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. |
Теоретическая часть |
5 |
5 |
6 |
8 |
3. |
Практическая часть |
108 |
90 |
90 |
80 |
3.1. |
ОФП |
||||
3.2. |
СФП |
50 |
60 |
60 |
70 |
4. |
Техническая подготовка |
- |
30 |
50 |
58 |
5. |
Спортивно- игровая подготовка |
85 |
70 |
60 |
50 |
6. |
Эстафетные соревнования |
38 |
33 |
33 |
38 |
7. |
Оздоровительная аэробика и акробатика |
10 |
8 |
5 |
- |
8. |
Тематические тренировки |
8 |
8 |
- |
- |
9. |
Зачетно-контрольные испытания и тесты |
6 |
6 |
6 |
6 |
10 |
Итого: |
312 |
312 |
312 |
312 |
3.2. Содержание программы первого этапа (начальный период)
Программа начального периода рассчитана на один год обучения включает разделы по общей физической подготовки (ОФП), по специальной физической подготовки (СФП), теоретический и зачетно-контрольный разделы, спортивно-игровой, комплексы оздоровительной аэробики. Большее количество часов уделяется разделам: общей физической подготовке (ОФП), спортивно-игровому направлению. Проводятся тематические тренировки.
Цель программы начального периода - постепенная психофизическая подготовка организма к нагрузкам и привитии потребности организма к систематическим занятиям.
Основные задачи обучения 1 этапа:
- Настройка организма (психофизическая)
- Привитие детям устойчивого интереса к занятиям спортом;
- Формирование и развитие силы, гибкости, скоростно-силовых качеств, ловкости и координационных навыков, быстроты.
Основные методы обучения:
- Словесные (беседа, рассказ, объяснение, замечание);
- Наглядные методы (показ);
- Практический метод
- Соревновательный
- Игровой
Вводное занятие.
- Краткое введение в курс программы спортивно-оздоровительной группы отделения легкой атлетики. Правила поведения на занятиях и подбор одежды. Формирование группы.
- Беседа-игра « Значение осанки в жизни человека»
- Спортивно-игровая программа: «Веселые старты».
Теоретическая часть.
- Значение занятий физической культурой и спортом.
- Техника безопасности на занятиях ( в зале, на улице, и т.д.)
- Правила и основы личной гигиены.
- Польза физических упражнений на организм человека.
- Основные заповеди закаливания.
Физическая подготовка.
3.3. Общая физическая подготовка
Построение и перестроение в одну шеренгу, две шеренги, в колонну по одному и более.
Выполнение общих развивающих упражнений (ОРУ) в движении с использованием различных предметов (скакалки, обруч, резиновые мячики) и без предметов с чередованием бега и ходьбы (повтор каждого упражнения не более 4-6 раз), обязательным выполнением круговых упражнений по часовой и против часовой, влево, вправо, вверх, вниз. Выполнение упражнений в парах, акробатические упражнения( мост, шпагат), упражнения на гимнастической лестнице, скамейке.
Выполнение общих развивающих упражнений (ОРУ) на месте без предметов по принципу сверху вниз в одну или две шеренги, для мышц шейного, плечевого, поясничного отделов, для мышц ног и с предметами (обручи, скакалки, резиновые мячики).
3.4. Специальная физическая подготовка
3.4.1. Выполнение специальных прыжковых и беговых упражнений (СПБУ). Специальные прыжковые упражнения (СПУ) (5-10 мин) – подскоки на правой и левой ноге, выпрыгивания на обеих ногах из приседа, прыжки с высоким подниманием колен, напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание, имитация «прыжки по кочкам», прыжки через препятствия, прыжки на двух ногах, на левой и правой ногах.
Специальные беговые упражнения (СБУ) (5-10мин). – бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад, бег с выносом прямых ног вперед, подскоки в движении, ускорения 2* 10м, бег с приставными шагами левым, правым боком, бег с преодолением препятствий (по гимнастической скамейке, оббегая фишки и т.д.) бег с изменением направления и остановками по сигналу.
3.4.2. Упражнения для развития быстроты
- Упражнения комплексного развития быстроты (спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий)
- При обычной ходьбе по кругу по площадке по сигналу быстрая смена заданий: бег правым, левым боком; спиной вперед; бег на носках; и т.д.
- Челночный бег 2*5м, 3* 8м.
- С упором руками в стенку быстрый бег на месте 10-15 сек.
В разделе методические рекомендации приведены примерные комплексы упражнений для развития скоростных способностей у младших школьников.
3.4.3. Упражнения для развития скоростно - силовых качеств
- Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево;
- Упражнения комплексного развития скоростно-силовых качеств (эстафеты, подвижные игры);
- Прыжки через скакалку (30сек.) в максимальном темпе;
- Многократные прыжки поочередно на левой, затем на правой ноге, 3 серии по 16-18м. на каждой ноге;
- Пружинящие приседания (на счет 1-3 три пружинящих покачивания в глубоком приседе, на счет 4 резко выпрыгнуть вверх поменять ноги);
- Прыжки с места в «окно» образованное натянутыми веревочками или резинками;
- Прыжки в длину с места.
3.4.4. Упражнения для развития ловкости и координации
- Упражнения комплексного развития ловкости и координации (эстафеты, подвижные игры);
- Челночный бег 3*10м;
- Циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;
- Одновременно-направленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т.д.);
- Одновременно-направленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону и т.д.)
- Разнонаправленные вращательные движения (из положения руки вверх круговые движения – левая вперед, правая назад – сходятся вверху и внизу);
- Зеркальные движения. Ученики повторяют движения тренера.
- Согласование движений ног и рук: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.
В разделе методические рекомендации приведены упражнения для развития координации движений.
3.4.5. Упражнения для развития гибкости
- Стоя, выполнять наклоны туловища вперед, к ногам, в стороны, назад;
- Глубокий выпад правой ногой вперед, пружинистые покачивания в вертикальной плоскости, потом левая нога вперед;
- Стойка на лопатках;
- «Мост» из положения лежа на спине;
- Сидя, наклоны вперед самостоятельно, с помощью партнера;
- Повороты туловища с различными положениями рук;
- Кувырки вперед, назад;
- Упражнения у гимнастической стенки;
- Из упора стоя ноги врозь, постепенное разведение ног в стороны;
- Махи ногами вперед, в стороны, назад;
- Поднимание туловища из положения лежа на спине, колени полусогнутые, руками обхватить живот, или руки за головой;
- Вращения туловищем по «восьмерке», с различными положениями рук;
- «Кошечка»: И.п. – сед на пятках, упор руками перед собой. Продвинуть туловище низко над полом вперед, выпрямляя руки, прогнуться.
В разделе методические рекомендации приведены комплексы упражнений для развития гибкости.
3.4.6. Упражнения для развития силы
- Броски мяча в шеренге и колонне в различном темпе с мячом разного веса (волейбольный, баскетбольный, футбольный) из положения сидя, стоя, сидя на гимнастической скамейке.
- Различные прыжки;
- Упражнения в парах с набивным мячом;
- Отжимание от пола из положения упора на коленях, от скамейки, от стены, от пола и т.д.
- Приседания, полуприседания с предметами (набивными мячами, гантельками);
В разделе методические рекомендации приведены средства развития силовых способностей у школьников.
4. Оздоровительная аэробика и акробатика
- Гимнастика опорно-двигательного аппарата (ОДА) и коррекция осанки.
- Комплексы упражнений лечебной гимнастики (АФК), с дозировкой продолжительностью занятий и возрастающими нагрузками с предметами скакалкой, обручем) и без предметов.
- Обязательным включением комплексов упражнений для головы, верхних и нижних конечностей, локтевых и голеностопных суставов, позвоночника, малого и большого таза. Все упражнения направлены на максимальные сгибания и разгибания, наклоны и повороты, подвижность суставов, упражнения на удержание равновесия.
5. Спортивно-игровая подготовка
Игра – основное средство и метод воспитания, средство начального обучения движениям избирательного воздействия на отдельные способности.
Цель спортивно-игровой подготовки является создание фундамента физического здоровья детей.
- С бегом: «Перемени предмет», «Совушка», «Два Мороза», «Горелки», «Коршун и наседка»;
- С прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву»;
- С метанием и ловлей: «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Стоп», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Не зевай», «Найди свой кубик», «Мяч соседу», «Быстрые и ловкие».
- Игры-эстафеты: « Веселые соревнования», «Чья команда больше» забросит мячей в корзину», «Дорожка препятствий», «Огород», «Эстафеты парами» и т.д.
- Игры на внимание: «Запрещенное движение», «Класс, смирно!», «Повтори-ка», «Тень», «Часовой».
- Подвижные игры используемые для обучения спортивным играм.
- Игры на ориентирование в пространстве.
- Игры с лазанием,
- Народные подвижные игры и забавы.
Тематические тренировки.
- «Скакалка, обруч и я – дружная семья».
- «Пять олимпийских колец».
- «Легкая атлетика- королева спорта».
- «Спортивный калейдоскоп».
Зачетно-контрольные испытания и тесты.
- Тесты для определения уровня быстроты.
- Тесты для определения уровня гибкости.
- Контрольное тестирование (входной, промежуточный и итоговый).
В конце 1-го года обучения дети должны знать |
В конце 1-го года обучения дети должны уметь |
1. Технику безопасности на занятиях (в зале, на улице). |
1. Выполнять тесты контроля по физ. подготовки. |
2. Основные правила и основы личной гигиены. |
2. Синхронно и под музыку выполнять основные элементы оздоровительной аэробики с помощью тренера. |
3. Основные виды и принципы закаливания. |
3. Выполнять самостоятельно, прыжки через скакалку за 30 сек. |
4. Польза физических упражнений на организм человека. |
4. Выполнять челночный бег 3* 10м. |
5. Значение осанки в жизни человека. |
5. Выполнять «мост», стойку на лопатках. |
|
6. Контролировать нагрузку на организм. |