Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике для девочек 7–8 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Классы: 2, 3

Ключевые слова: программа, легкая атлетика


Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающей не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровый образ жизни – это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространенных заболеваний.
На тренировках под руководством тренера- преподавателя идет развитие и совершенствование выносливости, ловкости, быстроты, силы и гибкости.

Школьный возраст – это самое благоприятное время воспитания перечисленных качеств. Упущенное это время трудно, а иногда и невозможно наверстать в будущем. Поэтому от тренера-преподавателя зависит очень многое. Его знания возрастно-половых, психических и индивидуальных особенностей учащихся, владение методикой и средствами развития физических качеств, заинтересованность в своем труде – залог успешной профессиональной деятельности.

Развитие двигательных способностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления двигательных качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой.

Кроме того, общее развитие учащихся считается одной из задач спортивно-оздоровительной группы отделения легкой атлетики в ДЮСШ.

Пояснительная записка

О, спорт!
Ты – мир!
Пьер де Кубертен

Хорошая физической подготовка, которая определяется уровнем развития основных физических качеств, - это основа высокой работоспособности в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Тренеру-преподавателю в своей работе необходимы точные знания о половых, возрастных, индивидуальных особенностях учащихся, которые позволяют успешно решать важные задачи по развитию и совершенствованию физических качеств школьников младшего, среднего и старшего возраста.
Данная программа предназначена для детей Детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) для занятий в группах спортивно-оздоровительной направленности на отделении легкой атлетики. Она включает комплексы упражнений, интересные формы занятий, формирует потребности совершенствовать культуру движений, телосложение, заботиться о своем физическом развитии.

Данная программа соответствует:

  • Закону Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.
  • Конвенции о правах ребенка.
  • Законом РФ «О физической культуре и спорте», принятом Государственной Думой» от 13.01.1999г. одобренным Советом Федерации 27.01.99г.
  • Возрастным и физиологическим особенностям детей.
  • Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Тацинской детско- юношеской спортивной школы.

Направленность программы - физкультурно-спортивная.

Образовательный процесс данной программы призван сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Настоящая программа – это, разработанная на базе современных представлений педагогики, психологии, физиологии и теории физической культуры отделения легкой атлетики.

Целью программы является совершенствование физического развития детей, повышение их функциональных возможностей средствами современных оздоровительно-корригирующих систем, способствующих укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни. Формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в частности легкой атлетики, на основе средств общей физической подготовки.

Задачи данной программы:

  1. Обучение и овладение жизненно- важными двигательными умениями и навыками, необходимыми в жизни, учебной и дальнейшей трудовой деятельности.
  2. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умение взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.
  3. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
  4. Приобретение необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков в области легкой атлетики.
  5. Развитие эмоционально- положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня.

Программа СОГ отделения легкой атлетики носит оздоровительно-укрепляющий характер и способствует воспитанию гармонично развитой личности. Она включает систему теоретических и практических занятий.

Основной принцип образовательной программы спортивно- оздоровительной группы – «постоянное, поэтапное» - обучение по 3-м подпрограммам: начальный (для начинающих), средний (основной) и заключительный, которые вместе составляют единую образовательную программу, составленную на 4 года.

Принципы построения программы:

  • Учет возрастных особенностей при включении обучающихся в различные виды двигательной активности;
  • Создание условий для возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде;
  • Изучение материала – от простого к сложному;
  • Принцип вариативности, дающий детям – свободный выбор для личностного роста, обучение и развитие, а для педагога – выбор активирующего механизма воздействия на личность, через педагогические технологии и программирование обучения.
  • Повторение и закрепление пройденного материала.

Организация деятельности программы:

Данная программа рассчитана на 4 года обучения и разделена на 3 этапа:

1 этап – начальный период (1 год обучения);

Цель программы начального периода - постепенная психофизическая подготовка организма к нагрузкам и привитии потребности организма к систематическим занятиям.

Основные задачи обучения 1 этапа:

  1. Настройка организма (психофизическая)
  2. Привитие детям устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • Формирование и развитие силы, гибкости, скоростно - силовых качеств, ловкости и координационных навыков, быстроты

2 этап – средний период ( 2-3 год обучения);

Цель среднего периода программы:

Приобретение и повышение СФП и формирование теоретических и практических знаний и навыков в области легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и гимнастики.

Основные задачи обучения:

  1. Приобретение и улучшение общей физической подготовки (ОФП).
  2. Развитие силы, быстроты и других качеств применительно к видам легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.
  3. Овладение техникой и совершенствование в ней.

Повышение уровня знаний в области теории и методики, а также в области гигиены

3 этап - заключительный период (4 год обучения).

Целью заключительного периода является формирование устойчивых теоретических и практических знаний, умений и навыков в области легкой атлетики для дальнейшего психофизического самосовершенствования.

Основные задачи обучения.

  1. Развитие быстроты, силы, выносливости и других физических качеств применительно видам легкой атлетики.
  2. Углубленное представление об основных видах легкой атлетики.
  3. Совершенствование техники бега, прыжков, метания.
  4. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время.

Такое обучение позволяет нормировать нагрузки с учетом возрастных особенностей. Каждый из этапов решает свои цели и задачи, при этом занятия могут длиться от года до 2-х лет обучения в зависимости от возрастных особенностей и психофизической подготовленности групп. Также характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки.

В группу спортивно-оздоровительной направленности принимаются дети с 6-11 лет желающие заниматься спортом не имеющие медицинских противопоказаний и согласно заявлений родителей. Программа рассчитана на 6-ти часовую нагрузку в неделю. Каждое занятие длится 2 академических часа.

Особенности программы:

В данной программе мы следуем принципу вариативности, заключающемуся в возможности подбирать содержание учебного материала с учетом пола и возраста учащихся.

Данная программа не является догмой, она «мобильна и подвижна», так как постоянно изменяется и дополняется в зависимости от физической подготовленности, способностей и запросов детей.

Занятия проводятся в вариативной части основной программы или во внеурочное время в виде соревнований и праздников.
Некоторые занятия проводятся под музыку, которая создает особый эмоциональный фон, положительно влияющий на психологическое состояние детей.

На занятиях применяются следующие технологии:

  1. Занятия-консультации;
  2. Соревнования с ограниченным контролем времени;
  3. Игры;
  4. Эстафетные викторины;

Методика отслеживания результатов работы учащихся (проводится по полугодиям):

  1.  Наблюдения;
  2.  Контрольно-переводные тесты;
  3.  Итоговые занятия.
  4.  Соревнования

Контроль за усвоением программы

Зачетные требования:

  • Общефизическая подготовка (ОФП) в соответствии с базовой частью ДЮСШ;
  • Специальная физическая подготовка (СФП) согласно вариативной части программы;
  • Техническая подготовка (выполнение комбинаций и комплексов упражнений под музыку, выполнение техники прыжка в длину с разбега, техники бега на 60м., 100м., метание малого мяча на дальность и в цель);
  • Проведение антропометрических измерений
    • рост (см)
    • масса тела (кг)
    • окружность талии, бедер, таза (см)
  • Контрольные тесты.

В данной программе излагается учебный материал в полном объеме для групп спортивно- оздоровительной направленности.

Основная форма обучения:

Основной формой обучения программы традиционные занятия, так и активные способы освоения детьми образовательных программ: походы, экскурсии, занятия на открытом воздухе, спортивные соревнования и праздники.

Для создания наилучших условий и адаптаций в обучении детей, а также достижения максимальных результатов и пропаганды здорового образа жизни, тренер-преподаватель строит учебно-воспитательный процесс на тесном сотрудничестве с родителями.

Организация совместной деятельности родителей и тренера-преподавателя призвана решать следующие задачи:

  • Просвещение родителей касательно методов работы с детьми на родительских собраниях;
  • Разработка и реализации совместно с родителями индивидуальных программ помощи собственному ребенку;
  • Приобщение родителей к непосредственному участию к активной совместной деятельности с детьми по организации коллективных творческих дел, спортивных праздников;
  • Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимание в коллективе.

На занятиях в спортивно-оздоровительных группах отделения легкой атлетики используются поэтапные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Формы контроля:

  • Собеседование;
  • Игровые конкурсы, спортивные соревнования, эстафеты;
  • Наблюдения;
  • Тест - перечень объектов контроля обученности занимающихся по программе.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движении, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия.

В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и действий. Развитие двигательной координации – главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста.

Необходимо учитывать в этой возрастной группе традиционность неопытного малыша, очень быстро входящего в контакт с социальной жизнью и не знающего ее законов, а потому исполняющего все, что ему предписывается. Авторитет тренера- преподавателя в этом возрасте непререкаем.

Для решения поставленных задач на спортивно- оздоровительном этапе применяются средства общей физической и специальной подготовки, имитационные упражнения, упражнения по обучению бега, метанию мяча, прыжков в длину с места, с разбега способом «согнув ноги», подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.

Ожидаемые результаты работы по программе:

  • Результатом работы по программе спортивно-оздоровительной группы можно считать сформированность у детей первичных здоровье-сберегающих знаний.
  • Повышение заинтересованности учащихся, родителей в формировании здорового образа жизни.

Быть здоровым – выгодно биологически, так как организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Здоровые люди долго сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, а также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

«Здоровый ребенок – здоровое общество»

Организация учебно-тренировочной работы.

3.1. Учебный план – график распределения учебных часов на весь период обучения

 № п/п

 Разделы программы

Количество часов

Начальный период

Средний период

Заключительный период

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1.

Вводное занятие

2

2

2

2

2.

Теоретическая часть

5

5

6

8

3.

Практическая часть

 

108

 

90

 

90

 

80

3.1.

ОФП

3.2.

СФП

50

60

60

70

4.

Техническая подготовка

-

30

50

58

5.

Спортивно- игровая подготовка

85

70

60

50

6.

Эстафетные соревнования

38

33

33

38

7.

Оздоровительная аэробика и акробатика

10

8

5

-

8.

Тематические тренировки

8

8

-

-

9.

Зачетно-контрольные испытания и тесты

6

6

6

6

10

Итого:

312

312

312

312

3.2. Содержание программы первого этапа (начальный период)

Программа начального периода рассчитана на один год обучения включает разделы по общей физической подготовки (ОФП), по специальной физической подготовки (СФП), теоретический и зачетно-контрольный разделы, спортивно-игровой, комплексы оздоровительной аэробики. Большее количество часов уделяется разделам: общей физической подготовке (ОФП), спортивно-игровому направлению. Проводятся тематические тренировки.

 Цель программы начального периода - постепенная психофизическая подготовка организма к нагрузкам и привитии потребности организма к систематическим занятиям.

Основные задачи обучения 1 этапа:

  • Настройка организма (психофизическая)
  • Привитие детям устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • Формирование и развитие силы, гибкости, скоростно-силовых качеств, ловкости и координационных навыков, быстроты.

Основные методы обучения:

  1. Словесные (беседа, рассказ, объяснение, замечание);
  2. Наглядные методы (показ);
  3. Практический метод
  4. Соревновательный
  5. Игровой

Вводное занятие.

  • Краткое введение в курс программы спортивно-оздоровительной группы отделения легкой атлетики. Правила поведения на занятиях и подбор одежды. Формирование группы.
  • Беседа-игра « Значение осанки в жизни человека»
  • Спортивно-игровая программа: «Веселые старты».

Теоретическая часть.

  • Значение занятий физической культурой и спортом.
  • Техника безопасности на занятиях ( в зале, на улице, и т.д.)
  • Правила и основы личной гигиены.
  • Польза физических упражнений на организм человека.
  • Основные заповеди закаливания.

Физическая подготовка.

3.3. Общая физическая подготовка

Построение и перестроение в одну шеренгу, две шеренги, в колонну по одному и более.

Выполнение общих развивающих упражнений (ОРУ) в движении с использованием различных предметов (скакалки, обруч, резиновые мячики) и без предметов с чередованием бега и ходьбы (повтор каждого упражнения не более 4-6 раз), обязательным выполнением круговых упражнений по часовой и против часовой, влево, вправо, вверх, вниз. Выполнение упражнений в парах, акробатические упражнения( мост, шпагат), упражнения на гимнастической лестнице, скамейке.

Выполнение общих развивающих упражнений (ОРУ) на месте без предметов по принципу сверху вниз в одну или две шеренги, для мышц шейного, плечевого, поясничного отделов, для мышц ног и с предметами (обручи, скакалки, резиновые мячики).

3.4. Специальная физическая подготовка

3.4.1. Выполнение специальных прыжковых и беговых упражнений (СПБУ). Специальные прыжковые упражнения (СПУ) (5-10 мин) – подскоки на правой и левой ноге, выпрыгивания на обеих ногах из приседа, прыжки с высоким подниманием колен, напрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание, имитация «прыжки по кочкам», прыжки через препятствия, прыжки на двух ногах, на левой и правой ногах.

Специальные беговые упражнения (СБУ) (5-10мин). – бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад, бег с выносом прямых ног вперед, подскоки в движении, ускорения 2* 10м, бег с приставными шагами левым, правым боком, бег с преодолением препятствий (по гимнастической скамейке, оббегая фишки и т.д.) бег с изменением направления и остановками по сигналу.

3.4.2. Упражнения для развития быстроты

  • Упражнения комплексного развития быстроты (спортивные и подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий)
  • При обычной ходьбе по кругу по площадке по сигналу быстрая смена заданий: бег правым, левым боком; спиной вперед; бег на носках; и т.д.
  • Челночный бег 2*5м, 3* 8м.
  • С упором руками в стенку быстрый бег на месте 10-15 сек.

В разделе методические рекомендации приведены примерные комплексы упражнений для развития скоростных способностей у младших школьников.

3.4.3. Упражнения для развития скоростно - силовых качеств

  • Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево;
  • Упражнения комплексного развития скоростно-силовых качеств (эстафеты, подвижные игры);
  • Прыжки через скакалку (30сек.) в максимальном темпе;
  • Многократные прыжки поочередно на левой, затем на правой ноге, 3 серии по 16-18м. на каждой ноге;
  • Пружинящие приседания (на счет 1-3 три пружинящих покачивания в глубоком приседе, на счет 4 резко выпрыгнуть вверх поменять ноги);
  • Прыжки с места в «окно» образованное натянутыми веревочками или резинками;
  • Прыжки в длину с места.

 3.4.4. Упражнения для развития ловкости и координации

  • Упражнения комплексного развития ловкости и координации (эстафеты, подвижные игры);
  • Челночный бег 3*10м;
  • Циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;
  • Одновременно-направленные движения рук (обе руки вперед, влево, вперед, вправо, вперед, вверх, вперед и т.д.);
  • Одновременно-направленные движения рук (левая рука в сторону, затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону и т.д.)
  • Разнонаправленные вращательные движения (из положения руки вверх круговые движения – левая вперед, правая назад – сходятся вверху и внизу);
  • Зеркальные движения. Ученики повторяют движения тренера.
  • Согласование движений ног и рук: сочетание движений рук с перекрестными движениями ног, как при беге.

В разделе методические рекомендации приведены упражнения для развития координации движений.

3.4.5. Упражнения для развития гибкости

  • Стоя, выполнять наклоны туловища вперед, к ногам, в стороны, назад;
  • Глубокий выпад правой ногой вперед, пружинистые покачивания в вертикальной плоскости, потом левая нога вперед;
  • Стойка на лопатках;
  • «Мост» из положения лежа на спине;
  • Сидя, наклоны вперед самостоятельно, с помощью партнера;
  • Повороты туловища с различными положениями рук;
  • Кувырки вперед, назад;
  • Упражнения у гимнастической стенки;
  • Из упора стоя ноги врозь, постепенное разведение ног в стороны;
  • Махи ногами вперед, в стороны, назад;
  • Поднимание туловища из положения лежа на спине, колени полусогнутые, руками обхватить живот, или руки за головой;
  • Вращения туловищем по «восьмерке», с различными положениями рук;
  • «Кошечка»: И.п. – сед на пятках, упор руками перед собой. Продвинуть туловище низко над полом вперед, выпрямляя руки, прогнуться.

 В разделе методические рекомендации приведены комплексы упражнений для развития гибкости.

3.4.6. Упражнения для развития силы

  • Броски мяча в шеренге и колонне в различном темпе с мячом разного веса (волейбольный, баскетбольный, футбольный) из положения сидя, стоя, сидя на гимнастической скамейке.
  • Различные прыжки;
  • Упражнения в парах с набивным мячом;
  • Отжимание от пола из положения упора на коленях, от скамейки, от стены, от пола и т.д.
  • Приседания, полуприседания с предметами (набивными мячами, гантельками);

В разделе методические рекомендации приведены средства развития силовых способностей у школьников.

4. Оздоровительная аэробика и акробатика

  • Гимнастика опорно-двигательного аппарата (ОДА) и коррекция осанки.
  • Комплексы упражнений лечебной гимнастики (АФК), с дозировкой продолжительностью занятий и возрастающими нагрузками с предметами скакалкой, обручем) и без предметов.
  • Обязательным включением комплексов упражнений для головы, верхних и нижних конечностей, локтевых и голеностопных суставов, позвоночника, малого и большого таза. Все упражнения направлены на максимальные сгибания и разгибания, наклоны и повороты, подвижность суставов, упражнения на удержание равновесия.

 5. Спортивно-игровая подготовка

Игра – основное средство и метод воспитания, средство начального обучения движениям избирательного воздействия на отдельные способности.

Цель спортивно-игровой подготовки является создание фундамента физического здоровья детей.

  1. С бегом: «Перемени предмет», «Совушка», «Два Мороза», «Горелки», «Коршун и наседка»;
  2. С прыжками: «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву»;
  3. С метанием и ловлей: «Кого назвали, тот и ловит мяч», «Стоп», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Не зевай», «Найди свой кубик», «Мяч соседу», «Быстрые и ловкие».
  4. Игры-эстафеты: « Веселые соревнования», «Чья команда больше» забросит мячей в корзину», «Дорожка препятствий», «Огород», «Эстафеты парами» и т.д.
  5. Игры на внимание: «Запрещенное движение», «Класс, смирно!», «Повтори-ка», «Тень», «Часовой».
  6. Подвижные игры используемые для обучения спортивным играм.
  7. Игры на ориентирование в пространстве.
  8. Игры с лазанием,
  9. Народные подвижные игры и забавы.

Тематические тренировки.

  1. «Скакалка, обруч и я – дружная семья».
  2. «Пять олимпийских колец».
  3. «Легкая атлетика- королева спорта».
  4. «Спортивный калейдоскоп».

Зачетно-контрольные испытания и тесты.

    1. Тесты для определения уровня быстроты.
    2. Тесты для определения уровня гибкости.
    3. Контрольное тестирование (входной, промежуточный и итоговый).

В конце 1-го года обучения дети должны знать

В конце 1-го года обучения дети должны уметь

1. Технику безопасности на занятиях (в зале, на улице).

1. Выполнять тесты контроля по физ. подготовки.

2. Основные правила и основы личной гигиены.

2. Синхронно и под музыку выполнять основные элементы оздоровительной аэробики с помощью тренера.

3. Основные виды и принципы закаливания.

3. Выполнять самостоятельно, прыжки через скакалку за 30 сек.

4. Польза физических упражнений на организм человека.

4. Выполнять челночный бег 3* 10м.

5. Значение осанки в жизни человека.

5. Выполнять «мост», стойку на лопатках.

 

6. Контролировать нагрузку на организм.

Продолжение программы