Русский аналог слова «инновация» - это нововведение. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человек. Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в сегодняшнем образовании не являются чем-то новым и придуманным. Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний школьников.
Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:
- применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
- новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
- активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
- внедрение новых видов урока и поиска информации, новых творческих заданий и методов оценки.
- методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).
На уроках изобразительного искусства мы развиваем творчески мыслящую и эстетически развитую личность. Для учителя важным условием является сохранение у детей тяги к изобразительному искусству, развитие творческой активности. Изобразительное искусство – любимый урок для многих детей. Нужно сделать каждый урок радостным, интересным, ярким. В образовательной области «Искусство» на уроках изобразительного искусства из всех современных образовательных технологий наиболее продуктивным я считаю применение технологии творческих мастерских.
Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. При использовании данной технологии на уроках создается атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, что способствуют развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу создания творческих работ.
Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства страха, раскрепостить, побудить к общению и творчеству.
Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др., удивляет своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Мастерская может длиться от 45 мин в зависимости от возраста детей и целей занятия.
Особенности методики
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные этапы мастерской
Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания, рефлексия. Давайте посмотрим, как эти элементы технологии применяются на уроке изобразительного искусства.
Эти этапы являются основными, и придерживаться их очень важно:
Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.
Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала.
Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.
Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.
На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.
Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.
Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.
Девиз творческой мастерской – каждый способен творить на своем уровне. Это доверие к человеку, вера в его силы и возможности.
В мастерских у учащихся развивается креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях.
У учащихся развивается умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности, идет становление позитивной Я-концепции, формируется ответственность.