Проблема: современные дети 3-4 лет приходят в детский сад со слаборазвитой речью.
Актуальность: можем ли мы прожить без речи хоть один день? Чем современнее становятся наши города, тем больше возникает потребность в людях, владеющих грамотной и связной речью.
Многие известные педагоги отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, так как ФГОС требуют от ребёнка многих способностей, в том числе и в разговорной речи.
Без неё нельзя представить ни одну образовательную область, ни один режимный момент, ни повседневное общение.
Речь наша богата. И овладеть этому богатству и величию предстоит детям с первых дней пребывания детского сада. Ведь от того какой речью владеет сам педагог во многом будет зависеть речь и воспитанника. Однако, разговаривая с детьми, воспитатель обязательно учитывает их возможности, обусловленные возрастом, специфику так называемых микропериодов речевого развития детей.
Как мне кажется, один из способов освоения грамотной речи — это заучивание четверостиший. Чем больше их знает ребёнок, тем богаче его словарный запас.
Данный проект имеет уникальную социальную значимость, так как посредством знакомства с художественными произведениями, приобщением детей к библиотеке – кладезю разножанровых произведений, проект будет способствовать укреплению желаний у детей узнавать постоянно новые, неизвестные им стихи, рассказы, потешки, сказки и другие художественные произведения. В наше время дети мало читают и это очень печально.
Участники проекта: дети, воспитатели, помощник воспитателя, родители, музыкальный руководитель, физ. инструктор, библиотекари филиала № 1 имени П.Павленко.
Возраст: дети 3-4 лет.
Вид проекта: долговременный.
Срок реализации: учебный год с сентября 2018 гола по май 2019 года.
Материал: ноутбук, книги с потешками, четверостишиями с иллюстрациями по возрасту.
Цель: формировать познавательные, творческие интересы детей к словесному творчеству, воспитание эмоционально-положительного отношения к себе и к сверстникам.
Задачи:
- Способствовать формированию желания у детей учить стихи.
- Развивать словесное творчество (заучивать с родителями, с воспитателями, повторять за другими детьми).
- Воспитывать интерес к словесному творчеству.
Основные формы реализации проекта:
- Занятия, где применяются четверостишия.
- Применять в повседневном общении, в режимных моментах.
- Обогащение словарного запаса во время игры.
- Игровые презентации библиотекарей.
- Оснащение предметно-развивающей среды.
- Работа с родителями.
- Пальчиковые гимнастики.
- Артикуляционные гимнастики.
- Физкультминутки.
Планируемое мероприятие |
Цель |
Исполнитель |
Кол-во дней |
|
1 |
Выступления детей на утренниках |
Овладеть словесным творчеством |
Родители, воспитатели, музыкальный руководитель |
На каждый праздник |
2 |
Еженедельные ОД |
Повторять за воспитателем |
Воспитатели |
Еженедельно |
3 |
Подвижные игры |
Способствовать развитию словесного творчества |
Воспитатели, физ. инструктор |
Ежедневно |
4 |
Дидактические игры |
Повторять за воспитателем |
Воспитатели |
Ежедневно |
5 |
Составление книги антонимов, книги синонимов |
Способствовать успешному заучиванию четверостиший |
Родители, воспитатели |
Раз в месяц |
6 |
Праздник-презентация |
Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество |
Родители, воспитатели |
В конце проекта |
7 |
Заседание семейного клуба «За чашкой чая». |
Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество |
Родители, воспитатели |
2 раза за время проведения проекта |
8 |
Оформление информации в родительском уголке. |
Дать представление и повод для мотивации разучивания четверостиший |
Воспитатели |
Раз в квартал |
9 |
Выступления библиотекарей с игровыми презентациями. |
Способствовать успешному заучиванию через художественное творчество |
Библиотекари |
Раз в квартал |
10 |
Создание книги полюбившихся стихотворений с рисунками |
Вызвать у детей интерес к заучиванию стихотворений |
Родители, воспитатели |
В течение всего проекта |
Ожидаемые результаты.
- Дети с желанием заучат четверостишия.
- Способствовать формированию характера общения с ребёнком. Ребёнок и педагог понимают друг друга, общаясь на «равных».
- Развивать активность каждого ребёнка. Не просто заучить, но и научиться рассуждать.
- Поднять уровень мотивации коллективных достижений у детей.
- Сформировать ЗУН основ словесного творчества.
- Сблизить детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсах и открытых занятиях.
- Социальное значение проекта: способствовать формированию желания детей узнавать новые и новые художественные произведения, прививать любовь к книге на протяжении взросления.
Выводы: данный проект вызывает интерес у детей 3-4 лет к словесному творчеству, обогатится словарный запас, усилится интонационная выразительность при декламации стихов, повысится мотивация разучивания четверостиший, сформируется толерантное отношение к сверстникам, сформируется любовь к книге.
Перспектива проекта: В дальнейшем, я планирую углубить тему проекта путём вовлечения детей в умении драматизировать отрывки стихов и потешек по возрасту, активно развивая способности декламации стихов, обогащая активный и пассивный словарь, продолжать сотрудничество с сотрудниками библиотеки филиала № 1 имени П.Павленко.
Литература
1. “Методические рекомендации» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2014.
2. Т.Н.Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
3. Коматова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
Анкета для родителей
Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» второй младшей группы № 7.
Ф.И.О., образование, место работы, количество детей в семье.
1. Считаете ли Вы необходимым начинать подготовку детей к обучению грамоте еще на этапе посещения детского сада?
2. Для чего, по Вашему мнению, в детском саду ведется данная работа?
3. Интересуется ли Ваш ребенок художественными произведениями в стихах?
4. Какие книги и дидактический материал имеется у вас дома?
5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребенком?
6. Рассматривает ли Ваш ребенок книги один, без взрослых?
7. Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни?
8.Устраивает ли Вас работа учреждения по подготовке детей к развитию речи детей?
9. Какие трудности в речевом развитии вы испытываете?
10. Какая помощь и информация по данной проблеме Вас интересует?
Родительское собрание «Речевое развитие ребёнка»
Предварительна работа:
- Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
- Оформить выставку литературу по развитию речи детей.
- Подготовить памятку для родителей «Как читать детям».
В группу приглашаются родители.
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашаются в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребёнка.
1. «Весёлая игротека»
Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм занятия по речевому развитию. Дидактические, словесные игры , высказывания детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизирует их участие.
2. О развитии речи дошкольника
Выступление воспитателя. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. Значительно увеличивается познавательные и речевые возможности детей. Дети более
любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем больше влияние на него речевое развитие оказывают семейной и общественное воспитание.
Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо
«хотят») Мы взрослые, и педагоги и родители должны дать правильный образец.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно. Использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.
Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение активного и пассивного словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
1. Игры для развития речи и мышления дошкольников:
- «Четвертый лишний»
- «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
- «Игры со звуками»
- «Кто самый упрямый»
2. Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение в развитии речи ребёнка. Но, как правило, в детском саду, а при подготовке к утренникам, разучивание стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи.
3. Художественное слово в воспитании дошкольников.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, эмоции, переживания. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты, сказки являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка.
Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки «Как читать детям» (прилагается).
Памятка для родителей «Как читать детям»
- Перед прослушиванием сказки, худ. произведений необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, все, что может помешать, ребёнку слушать сказку или рассказ.
- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. 3. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут воспринимать текст.
- Обязательно задайте ребёнку вопросы о прочитанном.
- Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО?
Основные направления деятельности взрослых в семье по развитию речи:
- рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
- рассказывать о своей работе;
- показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах.
- рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
- ходить с детьми на экскурсии;
- объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
- собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
- заучивать с ребенком стихотворения.
Домашняя игротека
Игровые упражнения, игры на закрепление различных речевых навыков.
- «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.
- «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? Винегрета? Борща? Плиты? и т.д.
- «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку. Можно играть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
- «Приготовим сок». Из яблок сок... (яблочный); из груш... и т.д.
- «Мастерская Золушки». Пока вы заняты пришиванием пуговиц, предложите ребенку выложить узоры из ярких ленточек, пуговиц. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать ( с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
- «По дороге из детского сада» предложите ребенку проверить, кто внимательнее. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно назовем -какие они. Вот почтовый ящик -он синий. Я заметил кошку - она пушистая.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их называешь, то все становится красным (зеленым, желтым и т.д.) Посмотри вокруг и скажи, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красные очки, красный мяч и т.д.
- «Игры с >мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч, ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «Ж».
Рекомендации для родителей: Как ребенку помочь выучить стихотворение?
Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.
При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.
При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:
- Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.
- После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
- Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.
- После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.
- Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.
При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.
- Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
- Сопровождать чтение стихотворения игрой.
Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.
В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.
Консультация для родителей: Что должен знать ребенок 3-4 лет
Тестируем знания ребенка 3-4 лет
Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо, а на что следует обратить внимание. Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.
Математические представления
- В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
- А также считать в обратном порядке от пяти до одного;
- При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
- Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;
- Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;
- В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
- Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между);
- Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисовать их, а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм; - уметь различать предметы по форме, размеру и цвету;
- знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
- Должен уметь внятно произносить следующие гласные: а, о, у, э, ы, и; и тренироваться в произнесении трудных звуков: б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш;
- В этом возрасте ребенок должен научиться владеть речевым дыханием, управлять темпом речи и силой голоса;
- Уметь определять первый звук в слове и уметь находить слова, начинающиеся на определенный звук;
- В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
- Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
- Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарный запас должен быть более 1500 слов.
Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет
Окружающий мир
- В три-четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
- Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
- Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
- Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать, что где растет;
- Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
- Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
- Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
- Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
- Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
- Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
- Учить помогать взрослым наводить порядок.
Память и внимание
- Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
- Находить отличия между похожими картинками;
- Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
- Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
- Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»
Логическое мышление
- В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
- Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
- В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
- Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
- Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры
Развитие мелкой моторики рук
- В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
- Учиться обводить простые легкие рисунки;
- Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
- Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
- Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;
- Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
- Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;
- Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.
Развитие двигательных навыков
- Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
- Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
- Лазать по гимнастической стенке;
- Учиться действовать с мячом: подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
- Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.