Гимнастика после сна как элемент здорьесберегающих технологий

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: сон, гимнастика


Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Об этом нам говорят и Закон об образовании в РФ и ФГОС ДОО.

Цель педагогической работы: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи:

  • формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
  • прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.

В наше время гимнастика после сна или, как её еще называют, гимнастика пробуждения прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе дошкольника сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Очень часто рекомендуют начинать проводить гимнастику после сна в постелях, около кроватей. Я считаю, что в кроватях уместны только потягивание и сразу выход в проветренное помещения, поскольку в спальной комнате, где в течении 2-х часов спали дети воздух не способствует оздоровлению. Сам переход из теплой спальни в проветренную групповую комнату, с температурой воздуха на 2,3 градуса ниже обычного, имеет закаливающий эффект.

Далее следует комплекс мероприятий, зависящий от возраста детей. Длительность гимнастики после сна может составлять от 5-10 минут для младшего возраста и до 20 мин. для старшего.

Дыхательные упражнения включают вначале бодрящей гимнастики, т.к именно в это время воздух наиболее чист и свеж. Дыхательные упражнения способствуют выработке правильного дыхания через нос, насыщению организма кислородом. Каталоги дыхательных упражнений содержат правильное положение тела, имитационные звуки, образные картинки. Дальше может следовать комплекс общеразвивающих упражнений по какой-то теме, например «Космонавты» или «В осенним лесу» с предметами или без предметов с музыкальным сопровождением или без него, под счёт или художественное слово.

Очень часто воспитатели используют корригирующие дорожки, с массажным эффектом, основное условие для их использование безопасность и возможность обработки, поэтому лучше всего использовать дорожки выпускаемые медицинскими производителями или производителями физкультурного оборудования. Такие дорожки способствуют профилактике плоскостопия, их расстилают один за другим по кругу или вряд, дополняют кубиками для перешагивания, дугами для подлезания. Дети ходят по таким дорожкам босиком под музыкальное сопровождение или художественное слово. Также профилактике плоскостопия будут служить игры на собирание мелких предметов или природных материалов, например на полу раскладывается большое количество мелких предметов: игрушки, только без острых краёв, жёлуди, каштана примерно по два на каждого ребёнка и устраивается соревнование кто больше соберет призов ногами, помогать руками нельзя ли сбор рассыпанных предметов ногами в широкую корзину.

На профилактику искривлений позвоночника подходят классические упражнения с предметом на голове, а также упражнения лечебной физкультуры, при проведении таких упражнений обязательно обращать внимание на правильную осанку.

В комплекс гимнастики пробуждения можно включать самомассаж. В старшем дошкольном возрасте детям дают знание о том, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Например, замечательно разработанный комплекс самомасажа для дошкольников Т.Нестерюк и А.Шкода снабжён образными картинками и картинками правильного положения тела, художественным словом «Гимнастика маленьких волшебников». Или, как утверждает восточная медицина, ежедневный массаж ушных раковин снижает риск простудных заболеваний, с детьми старшего дошкольного возраста стоит провести исследование «Влияние массажа ушных раковин на заболеваемость в группе детей».

Закаливающие мероприятия также зависят от возраста детей. Обычно в младшем дошкольном возрасте это закаливание воздухом, в среднем и старшем возрасте добавляются ходьба по мокрым, солёным дорожкам, обширное умывание, обтирание мокрой рукавичкой. Выбор того или иного вида закаливания зависит от степени самостоятельности детей от согласия родителей. Методики закаливаний общеизвестны, при их проведении необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Литература

1. Значение гимнастики после дневного сна.. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docplayer.ru/52878772-Znachenie-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna.htm