Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Видоизменение воды в твердое и газообразное состояние» для детей подготовительной к школе группы «В» компенсирующей направленности (дети 6–7 лет с общим недоразвитием речи)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, Вода. Состав. Физико-химические свойства, вода, подготовительная группа


Цель: расширение представлений детей, путем экспериментирования, об изменениях воды в твердое, газообразное состояния с помощью метода «Моделирование маленькими человечками».

Образовательная область приоритетная:

  • познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • физическое развитие
  • художественно-эстетическое развитие

Задачи:

  • Образовательные - способствовать развитию речи, воображения, обогащения словаря детей; совершенствовать умения практической деятельности при проведении опытов; развивать способность детей сравнивать результаты, делать выводы, высказывать свои умозаключения, самостоятельно составлять модель «веселых человечков».
  • Развивающие – создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). Объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными.
  • Воспитательные - создать условия для формирования эмоционально-доброжелательного отношения к неживой природе - воде веселым человечком, эстетически оценивать окружающую среду; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Способы реализации задач:

  • информационные,
  • действенно-мыслительные,
  • преобразовательные.

Методы и приемы:

  • метод игрового-проблемного изучения;
  • беседа;
  • художественное слово;
  • использование схем;
  • наблюдение;
  • опытно-экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование:

  • интерактивная доска;
  • плоскостные изображения моделей "маленьких человечков", характеризующие такие вещества как: вода, воздух, туман, лед;
  • эмблемы «ученые»;
  • прозрачные стаканчики;
  • пластмассовые тарелочки;
  • вода, лед и снег (в таре);
  • плакат «Карта мира»;
  • оформления в группе: дождевая туча, сосульки;
  • шар из папье-маше, пазл «Снежинка»;
  • электрический чайник;
  • подносы;
  • методическое пособие «Ребенок в мире поиска» НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014;
  • сборник сочинений А.С.Пушкина. Стихотворения. Сказки. - Москва «Художественная литература», 1985.

Предварительная работа:

  • чтение сказки про «маленьких человечков»;
  • наблюдения на прогулке, в быту;
  • беседы и просмотр познавательных презентаций о свойствах воды;
  • рассматривание карты мира;
  • рассматривание «Зимний пейзаж», «Большая вода» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря;
  • подбор схем при моделировании разных состояний веществ;
  • чтение стихотворений А.С. Пушкина: «Зимнее утро» (заучивание отрывка), «Туча», «Зимний вечер»;
  • заучивание детьми загадок;
  • игры по методу МЧ;
  • совместное с детьми изготовление книжки-передвижки «ВСЕ О ВОДЕ с Капитошкой».

Ход НОД

Дети на ковре.

— У нас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим это настроение нашим гостям.

Загадки.

В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять! (вода)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)

— Давайте вспомним, вода чем может быть? (Дети: иней, снег, лед, дождик, туман, радуга, узоры на окне)

— Вода имеет три состояния: твердое — лед, снег; жидкое — дождь, вода; газообразное — туман, облако, пар

 Все предметы: твердые и нетвердые, а также лед и вода и даже мы с вами состоим из маленьких человечков. Они не видны, но они есть, и очень похожи на детей.

ИГРА ТРИЗ

Воспитатель: - Посмотрите на интерактивную доску, там находятся знакомые нам человечки. А кто помнит, что они обозначают? (Ответы детей: человечки твердого, жидкого и газообразного вещества).

Воспитатель: - давайте поиграем с нашими человечками. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадки будете помещать к человечку с этим свойством. (Модель человечков состояний воды: твердого, жидкого и газообразного).

Ребенок 1.

1.

Бел как мел.
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Дети: Снег!)

Воспитатель: - А эта отгадка, к какому человечку подходит?

Дети: к человечку твердого вещества.

2.

Рыбам в зиму жить тепло.
Причина – толстое стекло. (Дети: лед, к человечку твердого вещества).

Предложить детям с имитировать состояния воды (дети на ковре)

Твердое — дети плотно подходят друг к другу и берутся за руки.

1.

Не пешеход, а идёт; мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная загадка. (Дети: Дождь!)

Воспитатель: К какому человечку подходит эта отгадка?

Дети: К человечку жидкого вещества.

Воспитатель:

2.

Посреди поля; лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Дети: Озеро, к человечку жидкого вещества).

Предложить детям с имитировать состояния воды:

Жидкое — руки на поясе, плавно покачиваются.

— Как ведут себя маленькие человечки в жидких предметах?

— Как они держат ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы?

— Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.

Ребенок 1.

Молоко над речкой плыло ничего не видно было,
Растворилось молоко стало видно далеко.

(Дети: Туман, к человечку газообразного вещества).

Ребенок 2.

Без крыльев, летит.
Без ног бежит без паруса плывет.

(Дети: Облако, относится к человечку газообразного вещества)

Предложить детям с имитировать состояния воды:

Газообразное — осторожно, не прикасаясь друг к другу перемещаются по группе.

— Вода имеет газообразное состояние - туман.

Воспитатель: - Ребята, давайте еще раз посмотрим на наших человечков, и скажем, в каком состоянии может быть вода. Какие явления природы к ним относятся. - А как вы думаете, могут ли состояния воды изменяться? Твердое - в жидкое, или жидкое в газообразное?

(Ответы детей: снег может растаять на руке, и в теплом помещении).

Воспитатель: Я предлагаю выяснить правильность ваших ответов. Давайте поэкспериментируем. (Предложить детям одеть маски с эмблемами «ученые»)

Эксперименты с водой

1. В воду положить мелкие предметы, их видно, через воду посмотреть на любые предметы в группе - их тоже видно.

- Что можно сказать про воду? (Дети: сквозь нее можно что-нибудь увидеть)

Вывод: вода не имеет цвета, она чистая и прозрачная.

2. Для вас задание: подумайте и скажите, есть ли у воды какая-то форма, как это доказать? (наверное, у воды нет формы, зависит от того, во что ее наливают)

Попробуем воду налить в стаканчики разной формы, из этих стаканчиков перелить в тарелочки (дети переливают).

Вывод: вода принимает ту форму, в которую ее наливают, т. е. не имеет формы.

Вода – это наша природа, это красота нашей земли. Поэты и художники в разное время года воспевали в своих стихах и картинах эти замечательные явления в природе: заснеженные леса и поляны, деревья в инее и снегу, озера, реки, водопады, звенящие ручейки…

- «Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…»
(А.С.Пушкин)

(Чтение отрывка «Зимний вечер», «Туча» (дети)).

- Ребята, вода – это конечно необходимость, это жизнь на нашей планете. Обратите внимание на эту карту и посмотрите, какую часть нашей планеты занимают моря, океаны, озера, реки… («Карта мира» или презентация на интерактивной доске).

3. - Перед занятием мы с вами занесли с улицы снег и лед. Я предлагаю посмотреть, что-то измениться в их состоянии или нет? (Дети: Они растают, и появиться вода). - Потрогайте и скажите, какой лед? (холодный, прозрачный, твердый, гладкий, скользкий, хрупкий, голубоватый)

- А где еще человек использует лед для своей пользы? (Ответы детей: можно строить ледяные горки, заливать каток, где соревнуются спортсмены)

- Давайте сделаем ледоход? Что для этого нужно? (бросить лед в воду)

- Что происходит со льдом? (Дети: Он тает). Почему лед в воде тает?

(Дети: вода теплее льда, поэтому он тает) Молодцы!

Опыт 1

Посмотреть, как из чайника выходит пар. (Во время проведения этого опыта предупредить, чтобы дети оставались на своих местах)

Вывод: при нагревании вода превращается в пар.

Воспитатель делает вывод:

- Вода может изменять свои свойства во все три состояния твердое, жидкое и газообразное.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю выполнить задание на доске по схеме:

ВОДА

Твердая
(лед, сосулька, изморось, иней, град, снежинка, снег)

Газообразная
(туман, пар, облако)

Жидкая
(ручеек, роса, море, океан, дождь, река)

(Предложить каждому ребенку прочитать, заранее приготовленные слова, и распределить к какому состоянию воды оно подходит, прикрепляя на магниты)

Воспитатель: - Вы все хорошо справились, а давайте поиграем в игру, которая называется «Вода».

«Вода»

С горы, сбегая без труда, (дети бегут по кругу, взявшись за руки)
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда (дети останавливаются)
Руби хоть топором. (держатся за руки)
Нагрей ее – и к небесам (дети разбегаются в разные стороны)
Она взлетит тогда. Теперь ко мне.
Ответьте сами – (бегут к воспитателю)
Зовут ее - …(вода). (игра может проводиться несколько раз.)

«Горы-сугробы»

А на улице много сугробов! (ДА!)
Тогда пошли гулять по ним. (дети идут за воспитателем, взявшись за руки, согласно ММЧ)
Через горы ледяные мы пойдём,
По сугробам, по сугробам побредём.
А теперь, мои друзья,
Снегу вам подброшу я,
Чтобы вы в снежки играли,
С горок весело съезжали.

Воспитатель: - Ой, я нашла снежный ком, но в нем что-то есть.

(в бумажном шаре детали пазла. Дети: - Это похоже на снежинку!)

Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем её сложить. (Дети собирают пазлы «СНЕЖИНКА»)

- Ребята, вы правильно отвечали на вопросы. Давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

(Ответы детей: - мы говорили о воде; она бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии; может перейти из одного состояния в другое, играли в игру «Вода», «Горы и сугробы»; отгадывали загадки.).

Воспитатель: - Вам понравились игры? А опыты с водой? (Ответы детей); мы еще с вами поиграем в игру «Горы-сугробы» на прогулочном участке, и обязательно проведем другие опыты и эксперименты в следующее время года. Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни. За ваши старания, в качестве подарка предлагаю вам эмблемы с изображением «ученые».

Сейчас научная лаборатория закрывается, давайте дружно попрощаемся.