Цель: расширение представлений детей, путем экспериментирования, об изменениях воды в твердое, газообразное состояния с помощью метода «Моделирование маленькими человечками».
Образовательная область приоритетная:
- познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Задачи:
- Образовательные - способствовать развитию речи, воображения, обогащения словаря детей; совершенствовать умения практической деятельности при проведении опытов; развивать способность детей сравнивать результаты, делать выводы, высказывать свои умозаключения, самостоятельно составлять модель «веселых человечков».
- Развивающие – создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). Объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными.
- Воспитательные - создать условия для формирования эмоционально-доброжелательного отношения к неживой природе - воде веселым человечком, эстетически оценивать окружающую среду; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Способы реализации задач:
- информационные,
- действенно-мыслительные,
- преобразовательные.
Методы и приемы:
- метод игрового-проблемного изучения;
- беседа;
- художественное слово;
- использование схем;
- наблюдение;
- опытно-экспериментальная деятельность.
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска;
- плоскостные изображения моделей "маленьких человечков", характеризующие такие вещества как: вода, воздух, туман, лед;
- эмблемы «ученые»;
- прозрачные стаканчики;
- пластмассовые тарелочки;
- вода, лед и снег (в таре);
- плакат «Карта мира»;
- оформления в группе: дождевая туча, сосульки;
- шар из папье-маше, пазл «Снежинка»;
- электрический чайник;
- подносы;
- методическое пособие «Ребенок в мире поиска» НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014;
- сборник сочинений А.С.Пушкина. Стихотворения. Сказки. - Москва «Художественная литература», 1985.
Предварительная работа:
- чтение сказки про «маленьких человечков»;
- наблюдения на прогулке, в быту;
- беседы и просмотр познавательных презентаций о свойствах воды;
- рассматривание карты мира;
- рассматривание «Зимний пейзаж», «Большая вода» И.Левитана, «Февральская лазурь» И.Грабаря;
- подбор схем при моделировании разных состояний веществ;
- чтение стихотворений А.С. Пушкина: «Зимнее утро» (заучивание отрывка), «Туча», «Зимний вечер»;
- заучивание детьми загадок;
- игры по методу МЧ;
- совместное с детьми изготовление книжки-передвижки «ВСЕ О ВОДЕ с Капитошкой».
Ход НОД
Дети на ковре.
— У нас хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и передадим это настроение нашим гостям.
Загадки.
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять! (вода)Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)
— Давайте вспомним, вода чем может быть? (Дети: иней, снег, лед, дождик, туман, радуга, узоры на окне)
— Вода имеет три состояния: твердое — лед, снег; жидкое — дождь, вода; газообразное — туман, облако, пар
Все предметы: твердые и нетвердые, а также лед и вода и даже мы с вами состоим из маленьких человечков. Они не видны, но они есть, и очень похожи на детей.
ИГРА ТРИЗ
Воспитатель: - Посмотрите на интерактивную доску, там находятся знакомые нам человечки. А кто помнит, что они обозначают? (Ответы детей: человечки твердого, жидкого и газообразного вещества).
Воспитатель: - давайте поиграем с нашими человечками. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадки будете помещать к человечку с этим свойством. (Модель человечков состояний воды: твердого, жидкого и газообразного).
Ребенок 1.
1.
Бел как мел.
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Дети: Снег!)
Воспитатель: - А эта отгадка, к какому человечку подходит?
Дети: к человечку твердого вещества.
2.
Рыбам в зиму жить тепло.
Причина – толстое стекло. (Дети: лед, к человечку твердого вещества).
Предложить детям с имитировать состояния воды (дети на ковре)
Твердое — дети плотно подходят друг к другу и берутся за руки.
1.
Не пешеход, а идёт; мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
Очень трудная загадка. (Дети: Дождь!)
Воспитатель: К какому человечку подходит эта отгадка?
Дети: К человечку жидкого вещества.
Воспитатель:
2.
Посреди поля; лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Дети: Озеро, к человечку жидкого вещества).
Предложить детям с имитировать состояния воды:
Жидкое — руки на поясе, плавно покачиваются.
— Как ведут себя маленькие человечки в жидких предметах?
— Как они держат ручки, чтобы сквозь воду могли пройти твердые предметы?
— Человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями.
Ребенок 1.
Молоко над речкой плыло ничего не видно было,
Растворилось молоко стало видно далеко.
(Дети: Туман, к человечку газообразного вещества).
Ребенок 2.
Без крыльев, летит.
Без ног бежит без паруса плывет.
(Дети: Облако, относится к человечку газообразного вещества)
Предложить детям с имитировать состояния воды:
Газообразное — осторожно, не прикасаясь друг к другу перемещаются по группе.
— Вода имеет газообразное состояние - туман.
Воспитатель: - Ребята, давайте еще раз посмотрим на наших человечков, и скажем, в каком состоянии может быть вода. Какие явления природы к ним относятся. - А как вы думаете, могут ли состояния воды изменяться? Твердое - в жидкое, или жидкое в газообразное?
(Ответы детей: снег может растаять на руке, и в теплом помещении).
Воспитатель: Я предлагаю выяснить правильность ваших ответов. Давайте поэкспериментируем. (Предложить детям одеть маски с эмблемами «ученые»)
Эксперименты с водой
1. В воду положить мелкие предметы, их видно, через воду посмотреть на любые предметы в группе - их тоже видно.
- Что можно сказать про воду? (Дети: сквозь нее можно что-нибудь увидеть)
Вывод: вода не имеет цвета, она чистая и прозрачная.
2. Для вас задание: подумайте и скажите, есть ли у воды какая-то форма, как это доказать? (наверное, у воды нет формы, зависит от того, во что ее наливают)
Попробуем воду налить в стаканчики разной формы, из этих стаканчиков перелить в тарелочки (дети переливают).
Вывод: вода принимает ту форму, в которую ее наливают, т. е. не имеет формы.
Вода – это наша природа, это красота нашей земли. Поэты и художники в разное время года воспевали в своих стихах и картинах эти замечательные явления в природе: заснеженные леса и поляны, деревья в инее и снегу, озера, реки, водопады, звенящие ручейки…
- «Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…»
(А.С.Пушкин)
(Чтение отрывка «Зимний вечер», «Туча» (дети)).
- Ребята, вода – это конечно необходимость, это жизнь на нашей планете. Обратите внимание на эту карту и посмотрите, какую часть нашей планеты занимают моря, океаны, озера, реки… («Карта мира» или презентация на интерактивной доске).
3. - Перед занятием мы с вами занесли с улицы снег и лед. Я предлагаю посмотреть, что-то измениться в их состоянии или нет? (Дети: Они растают, и появиться вода). - Потрогайте и скажите, какой лед? (холодный, прозрачный, твердый, гладкий, скользкий, хрупкий, голубоватый)
- А где еще человек использует лед для своей пользы? (Ответы детей: можно строить ледяные горки, заливать каток, где соревнуются спортсмены)
- Давайте сделаем ледоход? Что для этого нужно? (бросить лед в воду)
- Что происходит со льдом? (Дети: Он тает). Почему лед в воде тает?
(Дети: вода теплее льда, поэтому он тает) Молодцы!
Опыт 1
Посмотреть, как из чайника выходит пар. (Во время проведения этого опыта предупредить, чтобы дети оставались на своих местах)
Вывод: при нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель делает вывод:
- Вода может изменять свои свойства во все три состояния твердое, жидкое и газообразное.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю выполнить задание на доске по схеме:
|
||
Твердая |
Газообразная |
Жидкая |
(Предложить каждому ребенку прочитать, заранее приготовленные слова, и распределить к какому состоянию воды оно подходит, прикрепляя на магниты)
Воспитатель: - Вы все хорошо справились, а давайте поиграем в игру, которая называется «Вода».
«Вода»
С горы, сбегая без труда, (дети бегут по кругу, взявшись за руки)
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда (дети останавливаются)
Руби хоть топором. (держатся за руки)
Нагрей ее – и к небесам (дети разбегаются в разные стороны)
Она взлетит тогда. Теперь ко мне.
Ответьте сами – (бегут к воспитателю)
Зовут ее - …(вода). (игра может проводиться несколько раз.)
«Горы-сугробы»
А на улице много сугробов! (ДА!)
Тогда пошли гулять по ним. (дети идут за воспитателем, взявшись за руки, согласно ММЧ)
Через горы ледяные мы пойдём,
По сугробам, по сугробам побредём.
А теперь, мои друзья,
Снегу вам подброшу я,
Чтобы вы в снежки играли,
С горок весело съезжали.
Воспитатель: - Ой, я нашла снежный ком, но в нем что-то есть.
(в бумажном шаре детали пазла. Дети: - Это похоже на снежинку!)
Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем её сложить. (Дети собирают пазлы «СНЕЖИНКА»)
- Ребята, вы правильно отвечали на вопросы. Давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?
(Ответы детей: - мы говорили о воде; она бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии; может перейти из одного состояния в другое, играли в игру «Вода», «Горы и сугробы»; отгадывали загадки.).
Воспитатель: - Вам понравились игры? А опыты с водой? (Ответы детей); мы еще с вами поиграем в игру «Горы-сугробы» на прогулочном участке, и обязательно проведем другие опыты и эксперименты в следующее время года. Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни. За ваши старания, в качестве подарка предлагаю вам эмблемы с изображением «ученые».
Сейчас научная лаборатория закрывается, давайте дружно попрощаемся.