Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через ознакомление их с историей победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, победившую фашизм, и за своих прадедушек, ковавших эту победу,путем участия в поисковой работе «История моей семьи в истории народа» (периода ВОВ) совместно с родителями.
- Развивать коммуникативные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности: рисование, пение, танец, выразительное чтение.
- Формировать представления детей о том, какая страшная была война и как мыв ней победили.
Ресурсное обеспечение:
- Цифровой фотоаппарат, компьютер, проектор, сеть Интернет.
- Выставкапо теме «Победа» (рисунки детские, настоящие медали, рукописный альбом «Мы помним, мы гордимся» о прадедах, участниках ВОВ).
- Атрибуты праздника:плакат, пилотки, георгиевские ленточки; платки, мягкие игрушки, султанчики (для танцев).
- Аудиозаписи песен военных лет и современных: «Прадедушка», «Дети войны».
Механизмы реализации:
Реализация итогового мероприятия по теме «9 мая – День Победы»» и сопутствующих мероприятий предполагает поэтапное осуществление направлений комплексного плана:
- воспитатель и музыкальный руководитель несут ответственность за реализацию итогового мероприятия, исходя из основных целей, задач, этапов ее реализации;
- обеспечивают привлечение родителей в помощь проведения мероприятия и обеспечению соответствующей атрибутики.
- отчитываются на родительском собрании о ходе реализации мероприятия, направленного на знакомство с историей семьи в истории ВОВ.
Проводят мониторинг по результатам деятельности.
- Проводят анализ, корректирование действий, оценку эффективности в соответствии с задачами и затраченными ресурсами.
Взаимодействие с другими видами деятельности
До праздника:
- Рассказываем о войне в доступной для детей форме.
- Собираем материал о своих прадедах.
- Смотрим видео наYouTube ко Дню Победы, обмениваемся впечатлениями от просмотренного, отвечаем на возникшие у детей вопросы.
- Разучиваем песню «Прадедушка», стихи о войне, танцы (название).
- Рисуем войну.
- Играем в войну (название).
После праздника:
- Просматриваем видео с праздника
- Готовим рассказ «Что мне понравилось на празднике», делимся впечатлениями.
- Знакомимся с историей военного костюма через интерактивную экскурсию Ульяновского краеведческого музея им. А.Гончарова приложение «Фотоотчет».
- Идем поздравлять с праздником ветерана Толкогубову Анну Владимировну (приложение «Фотоотчет»).
- Анкета для родителей.
Взаимодействие с родителями:
Воспитатель:
- информирует родителей по теме праздника «Папа, мама помогайте, с нами тему изучайте» (Приложение папка-передвижка)
- проводит консультацию, как надо рассказывать детям о войне, что надо читать детям про войну, как собрать материал о предках, участниках ВОВ
https://rosuchebnik.ru/material/proekt-9-maya-prazdnik-pamyati-i-slavy-6426/
Родители:
- готовят рукописную страничку о своем герое для Книги памяти
- готовят портрет героя прадеда для шествия Бессмертного полка
- готовят для детей элементы военного костюма (пилотка, георгиевская лента)
- рассказывают детям о войне https://rosuchebnik.ru/material/proekt-9-maya-prazdnik-pamyati-i-slavy-6426/
Предполагаемые результаты:
- В результате проведения праздника у детей и родителей сформирован положительный эмоциональный фон, воспитывается чувство сопричастности к истории и традициям своего народа, гордости за своих предков, желание изучать глубже историю своей семьи.
- Расширены и систематизированы знания детей на тему ВОВ.
Содержание деятельности
1. Воспитатель выходит к родителям и читает отрывок из стихотворения Майданика «Вспомним героев» (приложение Стихи)
Воспитатель. Торжественно объявляю начало Акции памяти «Поклонимся великим тем годам», посвященную 74 годовщине победы Советского Союза над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне.
Дети торжественно выходят под песню «Прадедушка» муз. А.Ермолова сл. М.Заготы (приложение Торжественный выход). Исполняют песню с перестроением. (Приложение Торжественный выход)
Выходят 4 детей и читают по строчкам стихотворение «День победы»
Воспитатель. Перелистаем страницы героической истории…
1941 год. 22 июня. Война накрыла своим черным крылом каждый дом, каждую семью. Мужчины уходили на фронт воевать с фашистскими полчищами, а женщины и даже дети работали в тылу для фронта, для победы.
(Выходят чтецы и читают стихотворение Безыменского «Страна цвела»)
Воспитатель. Особенно тяжелые, кровопролитные бои с фашистами шли вначале войны и в1942 году. Силы были неравные – Красная Армия отступала, неся огромные потери. И самые страшные из этих потерь - человеческие жизни…
(Выходят дети, чьи прадеды погибли в самом начале войны)
Максим. Мой прадед Михаил (Булыгин) был пулеметчиком, пропал без вести в 1941 году…
Соня. Мой прадед Петр (Худенко), пулеметчик, воевал под Курском и пропал без вести в 1942 году…
Вика. Мой прадед Ефим (Чаленко) воевал, попал в плен и умер там в 1942 году…
Воспитатель. Вечная память воинам…
Воспитатель.
1943 год. Битва на Курской дуге. Длилась она 49 дней и ночей (началась 5 августа и закончилась 23 августа). Это было центральное переломное событие в ВОВ. Это был гигантский танковый бой. После поражения на Курской дуге Гитлер не достиг в войне уже ни одной победы. А наша Красная Армия начала свое победное контрнаступление, освобождая захваченные фашистами города и села, проявляя в боях героизм и самоотверженность.
Выходят 2 девочки (Алина и Катя)
Алина. Мой прадед Сергей, кавалер 3-х орденов Красного знамени, командир эскадрильи, на горящем штурмовике таранил составы цистерн с бензином вражеского эшелона при освобождении Литвы. За это ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Воспитатель. Сегодня имя прадеда Алины Герасимова Сергея носит школа в поселке Ставрово нашей Владимирской области и улица в селе Бабаево. А на месте гибели на станции Альвитас в Литве установлен памятник.
Катя. Мой прадед Григорий, гвардии капитан, командир пулеметного батальона, награжден 2 орденами, героически погиб на фронте в декабре 1944 года, освобождая Латвию. Его имя на стене у обелиска в нашем городе Лакинске.
Чтец читает стихотворение Безыменского «Погибшим и живым»
Дети занимают исходное положение. Двое сидя спиной друг к другу на первом плане, ноги согнуты в коленях. Остальные восемь человек врассыпную по залу, склонив головы, прижимая к груди мягкие игрушки.
Воспитатель выходит из-за кулис и, медленно проходя между детьми, читает стихотворение «13 миллионов детских жизней»…
Исполняется танец «Дети войны» муз. О.Юдахиной; сл. И.Резника; исполн. Т.Гвердцители (приложение Дети войны).
Воспитатель. Великая Отечественная война унесла жизни 27 миллионов человек.
Почтим память погибших минутой молчания…
Воспитатель. И все-таки мы выстояли и победили в той страшной войне благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов. Вспомним всех тех, кто воевал и дожил до Победы.
(Дети, чьи прадеды вернулись живыми, выходят с мест по-одному и называют их имена, выстраиваясь в одну шеренгу):
Алина А. Мой прадед Сергей Федорович (Абросимов) был на войне артиллеристом. За смелость награжден орденом Славы (1942). Вернулся домой без обеих ног.
Настя. Мой прадед Василий (Пустовалов), был артиллеристом, получил орден Красной звезды и медаль «За отвагу». Вернулся домой без ноги. Прадед Иван (Пустовалов) воевал, был летчиком, дожил до победы.
Лиза. Мой прадед Павел (Кошкин) был командиром пулеметного расчета. Дважды был ранен, но вернулся живым.
Ксюша. Мой прадед Павел (Николаев) на войне был связистом танковой бригады. Получил 2 ордена и тяжелое ранение. Вернулся домой и написал книгу «Воспоминания солдата». Умер в 91 год.
Леша. Мой прадед Василий (Царев) ушел на фронт в самом начале войны. В сентябре 1941 года. Сражался храбро, получил медаль «За отвагу», тяжело ранен в начале 1942 года и после госпиталя вернулся домой.
Алина П. Дед Филипп (Потапкин) воевал сначала артиллеристом, потом строил понтонные мосты. При форсировании р. Вислы (Польша) был тяжело контужен, похоронен заживо (на него пришла домой похоронка). Но потом вернулся домой живым и трудился в колхозе.
Митя. Мой прадед Дмитрий (Ряполов) был артиллеристом, прошел всю войну с 1941 года, а ранен был накануне Победы при освобождении Кенигсберга (в январе 1945 года), лежал в госпитале, потом вернулся домой.
Аня. Мой прадед Александр (Семенов) служил в конном полку кавалеристом, освобождал Польшу, награжден орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Был ранен в 1944 году и вернулся домой.
Воспитатель. Накануне 74 годовщины великой Победы родителями была проведена большая поисковой работа. В ней приняли участие 16 семей из 20. Сведения собирались по крупицам, ведь живых свидетелей того страшного и героического времени почти нет. Очень помог Сайт министерства обороны «Память народа». По скупым строкам наградного листа мы, потомки, можем сегодня узнать то, о чем прошедшие через пекло войны не любили рассказывать… Вот какая статистика: 15 прадедов наших детей воевали на фронтах. Боевые награды у всех. Пятеро погибли. А это каждый третий. 10 вернулись ранеными, из них 2 калеками без ног… Вот какой дорогой ценой досталась нам победа над фашистами. Это живая история, это должно бережно передаваться из поколения в поколение. Ибо без прошлого нет будущего. Особенно сегодня, когда мир стоит на пороге новой войны и неофашистская нечисть снова вылезает из своих щелей, особенно в странах Европы.
Чтецы читают по строфам стихотворение Безыменского «Салют и слава годовщине» приложение.
Исполняется танец «Салют» муз. В.Степанов; сл. М.Протасов.
Воспитатель. Мы продолжаем нашу Акцию памяти. Наш Бессмертный полк отправится к Вечному огню, чтобы отдать дань памяти погибшим и возложить цветы.
Критерии эффективности проведенного мероприятия.
Мониторинг воспитателя, родителей и детей (приложение)
Выводы:
Акция памяти в честь Дня Победы вот уже второй раз проводится совместно с родителями и является эффективной формой патриотического воспитания дошкольников. Именно в такой совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и воспитывается чувство сопричастности к истории и новым традициям своего народа (Бессмертный полк), развиваются коммуникативные способности детей, расширяются представления об истории своей семье как части истории народа.
Источники информации
https://rosuchebnik.ru/material/proekt-9-maya-prazdnik-pamyati-i-slavy-6426/