Урок окружающего мира «Цветок, его значение в жизни растений». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, строение цветка, растения


Класс – 3.

Учебник: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. Часть 2. – 2013

Цели: изучить особенности строения цветкового растения; показать связь цветка с выполняемой функцией; развивать внимание, способность к взаимоконтролю и самоконтролю, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • формирование умения объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.
  • формирование умения понимать смысл терминов: цветок, цветоножка, чашелистики, пестик, завязь, тычинка.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
  • продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
  • продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  • продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД

  • продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Личностные УУД

  • создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

1. Мотивации (самоопределения) на учебную деятельность

Релаксация (под музыку звуков природы).

Учитель. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Поздороваемся с хозяевами. Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как начинает пробуждаться природа, шумит легкий ветерок, весело посвистывают птицы, начинают появляться первые цветы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу! Вдохните глубоко этот нежный аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до пяти. На счёт «5» – вы откроете глаза.

- Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук. Поделитесь волшебной силой чрез улыбку друг другу. Теперь вы готовы работать в команде. Начинаем урок.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

- Ребята, послушайте сказку. (Сказку инсценируют учащиеся)

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень:

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

– Позвольте! – вступил в разговор Стебель. -  А кто передает влагу от корня к другим частям растения и наоборот - от листьев к корню? Это я самый главный!

Возмутились Листья:

- Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте! Это мы готовим растению пищу, питаясь солнечным светом! Да и дышится рядом с нами легко».

Учитель. И тут заговорил красивый…

- Ребята, а кто заговорил? (Цветок)

3. Целеполагание, постановка проблемы

Учитель.

- Да, ребята. Вы назвали тему урока. Давайте ее запишем. (Запись на доске)

Какие цели мы поставим?

  • узнать строение цветка;
  • узнать значение;
  • узнать, что образуется на месте цветка.

4. Поиск путей решения проблемы

Учитель.

- Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним изученный материал. Перед вами карточки с названиями органов растений.

Расположите их в один столбик.

Какие функции они выполняют? Распределите их во второй столбик.

(Далее на доске проверяем это задание).

- Скажите, для чего мы изучаем растения? (выслушиваю мнения детей, обобщаю).

Давайте к слову «цветок» придумаем имя прилагательное. Запишите имена прилагательные у себя на листе. А теперь выберите в команде самый удачный ответ и прочитайте вслух. Договоритесь, кто будет отвечать.

- Перед вами фотографии растений. Отгадайте название и скажите, где они растут?

- Ребята, чем отличаются цветы? (по форме, по цвету, по размеру, по аромату).

- Сейчас мы рассмотрим удивительные растения. Самое маленькое цветковое растение на Земле, встречающееся в пресных водоемах Австралии и тропиках Старого Света - вольфия. Это растение плавает на поверхности воды. Размер каждого растения всего 1 мм!!! Цветет очень редко.

Самый большой цветок – Раффлезия Арнольди. Цветок достигает размеров один метр.

Сейчас вы выберете название одного из цветов и назовете свою команду. Озвучьте название своей команды сообща. (Слушаем названия команд). А теперь попробуйте записать на листе как можно больше имен прилагательных, характеризующих ваш цветок. Какой он? (дается одна минута). Вес цветка достигает 10 килограммов.

А теперь рассмотрите рисунки некоторых цветков. По какому признаку их можно разделить на две группы? Расположите их в два столбика. (примеры: тюльпан, нарцисс, мак, черемуха, незабудка, сирень) (признак: один цветок на ветке или несколько. Один цветок  – это одиночный цветок, несколько – это соцветие).

- Давайте полюбуемся на разнообразие цветов. (чтение стихотворения Миролеевой Елены «Я войду в цветочный город»).

Я войду в цветочный город,
По аллее роз пройдусь,
Он, как я, довольно молод,
В арке звёздной задержусь.

Постою в цветочном царстве,
Наслаждаясь красотой,
Наполняясь чувством счастья,
Нежной чистой добротой.

В каждой веточке, бутоне
Чудный замысел Творца,
И на этом дивном фоне
Нет у времени конца.

Я хочу остаться в сказке,
Раствориться, стать цветком,
Влиться в радужные краски,
Обрести уютный дом.

Учитель. - Сейчас мы заглянем внутрь цветка и рассмотрим его строение. Первый пункт нашего плана – строение цветка. Поможет нам в этом учебник. Скажите, какие слова выделены в учебнике жирным шрифтом? Давайте прочитаем. Возьмите у себя со стола карточку и откройте учебник на стр.98. Прочитав текст, попробуйте указать части цветка на схеме. Дети выполняют задания, работая в группах.

  • Цветоножка – это часть стебля под цветком.
  • Листочки-чашелистики – отдельная часть чашечки цветка.
  • Тычинки и пестик – главные части цветка.
  • Завязь – нижняя часть пестика, внутри которой находятся семязачатки.

Учитель.

- Я сейчас показываю часть цветка, а вы называете.

- Давайте подумаем, а для чего растению цветок? (выслушиваем предположения детей). Действительно, цветок – это орган размножения.

Второй пункт плана – Значение цветка в жизни растения.

Учитель. - Кто знает, для чего цветут цветы? (они привлекают насекомых, птиц). Действительно, не зря мы видим так много насекомых, которые перелетают с цветка на цветок. Но чтобы насекомые или птицы прилетели, их нужно чем-то привлечь. Чем? (яркой окраской, ароматом).

- Мы с вами говорим об опылении растений. Опыление - это перенос пыльцы с тычинки на пестик.

Вот сейчас мы смоделируем цветок и рассмотрим процесс опыления. Каждый из вас сейчас станет частью важной конструкции.

5. Коррекция. Самостоятельная работа с использованием новых знаний

Игра-модель «Строение цветка»

Пестик (девочка) – стоит прямо, опустив руки вниз;

Завязь (девочка) – садится на корточки впереди первой;

Тычинки (три мальчика) – стоят вокруг пестика, подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак. В кулаках – кусочки ваты;

Лепестки – 5 человек – берутся за руки, окружив пестик с тычинками;

Остальные – насекомые.

По сигналу учителя насекомые «летят» к цветку, забирают вату и летят к другому цветку. Так происходит опыление.

Учитель. - Что же образуется на месте цветка? (плоды).

Учитель. Сейчас каждый из вашего стола получат предметы и подумают, какой из них лишний и почему. (Лишние – корнеплоды: свекла, морковь, редис, картофель-клубнеплод).

- Как называются оставшиеся предметы? (плоды). Подумайте, по какому признаку их можно разбить на две группы (сочные: яблоко, груша, виноград, помидор; сухие: грецкий орех, желудь, орех (лещина), подсолнечник).

6. Физкультминутка (исполнение песни «Отчего на голове не растут цветочки» сл. А.Ахундовой)

7. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель. - У вас на партах лежат карточки. Сейчас капитаны получат названия органов растений. Вам нужно найти информацию про этот орган по плану. А далее мы составим целое растение и назовем его. Кроме этого, следует выбрать пословицу про данный орган растения и озвучить ее значение (работа в группах)

Название органа растения

Тип корневой системы

Значение корня

Пословица про корень

Корень

Стержневая

Удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли из почвы.

Гордись не знанием верхушек, а знанием корней.

 

Название органа растения

 

Значение

Пословица про стебель и листья

стебель

 

Транспортная система растений

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.

листья

Форма листовой пластинки простая

Фабрика пищи

 

Название органа растения

Название частей цветка

Значение цветка

Пословица про корень

Цветок

Пестик,
тычинки, чашелистики,
цветоножка

Орган размножения

Красивый цветок не всегда хорошо пахнет

 

Название органа растения

Тип плода по строению околоплодника

Значение плода

Пословица про плод

Плод

Сухой

Орган защиты семян от внешних факторов

Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

После проделанной работы в парах составляется целая картинка любого растения из частей (Следует разделить растение на части: корень, стебель, листья, цветок, плод.)

Учитель. - Какой же орган самый главный у цветкового растения? (все)

Вывод: растение – это целостный живой организм. Все органы необходимы растению.

Учитель. - В настоящее время на нашей планете Земля растет 390 900 видов растений. 21 500 видов находится под угрозой исчезновения. Давайте послушаем стихотворение. (чтение наизусть учащимся)

Львовский Марк

Он подошёл, сорвал цветы,
Но мы молчим, и я, и ты,
Молчим вчера, молчим сейчас,
И так бывает всякий раз!

Довольно глупой простоты!
Не надо с клумбы рвать цветы!
Ребёнку ясно -  это грех,
Ведь красота - одна для всех!

Учитель. - Давайте с вами произведем расчеты. Чтобы девочке сплести веночек, ей потребуется в среднем 34 цветка. В нашем классе 9 девочек. Сколько цветов им потребуется? (306).

Конечно, цветы радуют нас своей красотой. Но мало кто из нас задумывался, что, если мы сорвем цветок, то он не сможет дать плод и семена.

В Красную книгу Смоленской области занесены 90 видов растений.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов

Учитель.

- Как вы понимаете значение слов «Не оскверняй его пустынь»? (Относиться бережно, с уважением к природе.)

- Поэтому давайте любоваться цветами, но не рвать. Цветы — это самое сказочное, очаровательное и радостное творение природы. Цветы — они как тонкий звук, нежный взгляд, трогательное слово.

7А. Домашнее задание

  • Стр. 97-100, пересказ;
  • ТПО стр. 36 №36, 37;
  • Сообщение об удивительном цветке.

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. - Ребята, природа – слаженный организм. Человек должен разбираться, как ему поступать, чтобы не навредить природе. Сегодня наш урок окружающего мира был связан с другими уроками. Мы решали задачу. Это урок... (математики), придумывали имена прилагательные к имени существительному – это урок ... (русского языка), читали задания – это урок… (литературного чтения). Все уроки взаимосвязаны между собой. А сейчас посмотрим, в какой области знаний вы были успешнее всего на уроке. (Учащиеся выбирают цветок желтого, синего или красного цвета на магнитиках и прикрепляют на магнитную доску.)

  • Желтый – урок прошел плодотворно. Вы многому научились и можете помочь другим.
  • Синий – вы считаете, что многому научились, но вам нужна помощь.
  • Красный – вы считаете, что вам было трудно на уроке и вы ничему не научились.

Учитель. - Посмотрите, какая замечательная разноцветная цветочная поляна расцвела у нас на доске! Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активную работу.