Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью, в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартами общего образования, вооружения учащихся метапредметными приёмами познавательной деятельности, которые обеспечат способность самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. проявлять постоянную познавательную активность, умение учиться.
Исходим из того, что, чем выше уровень познавательной активности обучающегося, тем в большей мере у него формируется система понятий об окружающем мире, его целостное восприятие. И главным постулатом, утверждаемым нами, является то, что развитие познавательной активности во многом зависит от смысловой составляющей учебной деятельности, являющейся по сути метапредметной.
Цель настоящей работы - обосновать актуальность приёма поиска смыслов как метапредметного приёма познавательной деятельности младших школьников, обеспечивающего их познавательную активность.
Мыследеятельностная организованность «смысл» - становящееся понятие, которое ещё только разрабатывается в методологической и методической литературе.
В рамках данного сообщения речь идёт об использовании этого приёма на этапах мотивации и постановки проблемы (актуализации), цели учебного занятия.
Задачи нашего осмысления имеющейся собственной практики:
- обозначить поиск смыслов как методический приём развития познавательной активности и формирования метапредметных компетенций младших школьников;
- показать на материале организации мотивационного этапа учебного занятия и этапа постановки проблемы (актуализации) использование метапредметного приёма познавательной деятельности учащихся;
- представить эффективность работы по организации познавательной деятельности через развитие познавательной активности как результата поиска смыслов.
Организация поиска смыслов в предлагаемых обстоятельствах рассматривается нами как методический приём, обеспечивающий метапредметный характер урока, как вариант достижения поставленной педагогом совместно с учащимися цели учебного занятия, как способ обучения учащихся метапредметному приёму познавательной деятельности, который также, условно, назван нами как поиск смыслов.
Методический приём организации поиска смыслов логично вписывается в развивающее обучение, в арт-технологии, проектную деятельность, проблемное, эвристическое обучение и др. педагогические технологии, нацеленные на формирование универсальных учебных действий учащихся.
Понимание того, что метапредметность – это разговор о смысле жизни, о ценности жизни, кажется для нас наиболее близким. И для учащихся, как показывает практика, важны ответы на вопросы: «Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?». Отсюда и наша нацеленность на поиск смыслов в учебном материале, в учебных действиях.
Поиск смыслов как метапредметный приём познавательной деятельности учащихся наиболее актуален в учебном занятии на этапах целеполагания и мотивации, а также актуализации (постановки проблемы). Возникновение необычного (самобытного, личностного) понимания прочитанного текста, слова, знака – ситуация метапредметности. Она помогает движению мысли по поиску смыслов.
Мыследеятельность подталкивает учащихся к познанию смысла того или иного действия или события, предмета или явления, слов или других знаков, их обозначающих помогает при столкновении с проблемой отвечать на вопросы: «Зачем?», «Для чего?», «Для кого?», «С какой целью?».
Суть поиска смыслов как метапредметного приёма, как видится на данный момент, заключается в организации мыследеятельности школьников через совершение операций в двух основных составляющих: логической (что это? как связано с другими?) и эмоционально-ценностной (какие чувства вызывает? где может быть применимо?).
Метапредметный приём «поиск смыслов» может включать в себя сопоставление предметов, явлений, действий и их признаков, слов, словесных конструкций и других знаков; работу с лексическим значением слова, его этимологией; фиксировать ассоциации, образы; подбор синонимов и антонимов; построение схем, графиков, рисунков и другое.
С самого начала учебного занятия, уже на этапах мотивации и постановки проблемы (актуализации) учебного занятия, определения цели познавательной деятельности, осуществляется активная работа по формированию познавательных метапредметных учебных действий, включая следующие: поиск и восприятие информации, в том числе с использованием средств ИКТ; использование знаков и символов, моделей, схем, образов; применение логических операций (суждение, аналогия, сравнение, анализ и т.д.).
Важнейшая роль в начале урока отводится таким регулятивным учебным действиям, как целеполагание и способ действия. С первой минуты урока формируются коммуникативные учебные действия, т.к. работа со словом, речевым высказыванием, выстраивание взаимодействия учащихся друг с другом, с учителем – непременное условие создания ситуации поиска смыслов.
Комплексное использование всех перечисленных выше универсальных учебных действий позволяет учащимся осуществлять поиск смыслов в учебном материале, что, в свою очередь, обеспечивает самостоятельность в постановке проблемы и определении целей собственной учебной деятельности, и, как следствие, познавательную активность.
Логические и эмоционально-ценностные операции поиска смыслов в учебном материале и учебных действиях мотивируют познавательную активность, являющуюся условием и результатом познавательной деятельности.
Личностный смысл учения учащийся может обрести только в процессе осознания, осмысления и освоения способов деятельности, то есть в процессе метапредметной деятельности.
Примером метапредметной деятельности, в нашем случае, являются наблюдение, образное представление и интерпретация текста (слова, любого другого знака). У неё есть свои предметные воплощения. Например, интерпретация слова «действую» или размышления по поводу листа бумаги… Наблюдение математическое, наблюдение филологическое…. Образ и интерпретация текста как объекта языкознания, объекта естественнонаучного познания, объекта рефлексии собственных эмоций…
Имеющаяся практика, позитивные изменения результатов освоения учащимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий подтверждают эффективность использования приёма поиска смыслов как основополагающего метапредметного приёма.
Использование метапредметных приемов позволяет выстроить метапредметный урок в соответствии с требованиями Стандарта.