Ни для кого не секрет, что музыка - самое эмоциональное из всех искусств и поэтому самое близкое и дорогое для человека. Эмоция — наиболее специфичная и ощутимая сторона музыкального содержания.
Хоровое пение, как и все другие виды музыкального искусства, - искусство исполнительское и сценическое. (Кузнецов Ю.М.«Эмоции в хоре: проблема изучения», Магнитогорск, 2009). Большинство хоровых дирижеров, хормейстеров отмечают значимость эмоций как в исполнительстве, так и в хоровой педагогике. Расширив данную проблему, мы обратимся к вопросу эмоциональной сферы в хоровой деятельности у младших школьников.
Эмоциональная сфера является одной из основных сфер человеческой жизни. В понятие «сфера» входит область действия, пределы распространения чего-либо (Советский энциклопедический словарь, под ред. А.М.Прохорова, 1990г.). Таким образом, какую бы сферу мы не рассматривали (эмоциональную, социальную, сферу мышления, небесную, влияния и др.), перед нами будет вставать объемное понятие, включающее в себя широкую область действий.
Со времен древних философов (Платон, Аристотель) до наших дней поднимается вопрос о значении эмоций в нашей жизни. Говоря об эмоциональной сфере, подчеркнем, что это широкое понятие, включающее в себя многие процессы, выраженные в жизни индивида: эмоции, настроения, аффекты, страсти, переживания, чувства.
Значение эмоциональной сферы для личности человека колоссально. Она затрагивает все стороны жизни: восприятие мира, ощущение в социокультурном пространстве, мыслительную деятельность, процессы памяти и многое другое.
Эмоциональная сфера личности младших школьников проявляет себя очень ярко в силу психологических особенностей этого возраста. Отметим некоторые из них. Начнем с внешнего проявления – эмоции, а в частности эмоциональность. Во-первых, вся психическая деятельность ребят данного возраста окрашена эмоциями. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В- третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Потому мы можем отметить высокую эмоциональность в процессе вокально-хоровой деятельности у ребят начальных классов. Во время исполнения произведений эмоции доминируют над остальными психологическими процессами, соответственно при правильной настройке ребят на произведение мы можем добиться очень выразительного и эмоционально наполненного исполнения, и наоборот.
Еще одним составляющим эмоциональной сферы является настроение. Младшим школьникам присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение, но у некоторых из них наблюдаются отрицательные аффективные состояния, связанные с расхождением завышенного уровня притязаний и скромными результатами учебной работы. В хоровой деятельности это проявляется очень ярко в том, что на результативность работы детей влияет коренным образом, то настроение, с которым они пришли на занятия, а оно зависит от внешних условий, их успешности в учебной деятельности. Потому занятия с младшими школьниками ведется на достижение состояния «успеха», для поддержания или подведение ребенка к настроению рабочему, бодрому.
Обратимся к наиболее устойчивому критерию эмоциональной сферы - чувства. Своеобразно изменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательности и ненасытной жажды знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они стремятся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период создаются благоприятные условия для развития эстетических чувств, воспитания эстетического вкуса. У младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению. Они способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинно красивое от всяческих подделок. Глубокие изменения происходят у детей и в сфере нравственных чувств. Они уже могут испытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость не только к близким (родителям, учительнице), но и чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность. Все эти характеристики говорят о том, что данный возраст уже воспринимает вышеперечисленные чувства, а значит может передать их в хоровом исполнении, но для этого необходим определенный репертуар (доступный ребятам), необходимые беседы проведенные хормейстером.
Для детей этого возраста чрезвычайно характерны различные оценки своих поступков и поступков других людей, а также суждение о них, основанные на переживаниях. Все свои переживания ребята выявляют в своих неосознанных действиях, одним из которых является и хоровое пение. А значит для качества в вокально-хоровой деятельности дети должны иметь правильную оценку содержания того репертуара, над которым они работают.
Формирование познавательных, эстетических и нравственных чувств требует освоения ребенком некоторой системы соответствующих знаний. На их основе формируются оценочные суждения и разнообразные чувства. Чувства человека, основанные на знании, становятся обоснованными и устойчивыми. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Однако освоение моральных понятий не гарантирует возникновения у ребенка нравственных чувств, а тем более моральных поступков. Чувства, особенно нравственные, развиваются на основе формирования единой системы ассоциаций: знания - чувства - действия. Воспитание, направленное только на совершенствование одного из этих звеньев, обособленное от двух остальных, ведет либо к формализму и сентиментализму, либо к переживаниям, за которыми скрывается равнодушие и черствость.
Современная культура активно вторгается в эмоциональный мир ребенка. При этом наблюдаются два взаимосвязанных процесса: повышение эмоциональной возбудимости и распространение апатии. Расширению эмоционального мира способствует общекультурное развитие личности ребенка. Вот почему так велика роль искусства в регуляции человеческой эмоциональности. Обогащая свой духовный мир эстетическими переживаниями, младший школьник «утрачивает зависимость от всепоглощающих страстей, связанных с его прагматическими интересами» (Я.С.Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», 1979.).
Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников представляет собой сложное психологическое явление, которое проявляется в таких понятиях как эмоции, эмоциональность, настроения, чувства, переживания. Каждое из этих определений имеет свою характеристику, присущую данному возрасту, но в тоже время каждое из них влияет друг на друга определяя уровень развития всей эмоциональной сферы личности. Обобщая все выше сказанное, отметим, что дети 7–9 лет наиболее открыты миру в плане выражения своих чувств, настроений, переживаний, тем самым с одной стороны, младшие школьники всецело используют функции эмоций во всех процессах своей жизни (оценку событий, восприятие мира, познавательной деятельности и т.д.), а, с другой – все составляющие эмоциональной сферы их личности пока доминируют над остальными процессами (мышлением, волей), тем самым составляя трудность для успешной саморегуляции своего поведения. Но зная все вышеперечисленные особенности младших школьников, их можно успешно использовать в вокально-хоровой деятельности для достижения оптимальных результатов, тем самым и обучать детей и обогащать их эмоциональную сферу средствами музхыки.