Мотивация во внеурочной деятельности как основа системно-деятельностного подхода

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ФГОС, мотивация


Системно-деятельностный подход в образовании предполагает  максимальную степень активности обучающегося, основанную, прежде всего, на готовности ученика овладевать знаниями. Основной педагогической задачей является создание таких условий на уроке, чтобы ребёнок стал инициатором получения знаний. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Какие слова подобрать для того, чтобы найти тот колокольчик в детской душе, на звон которого потянулись бы мысли и желания ученика? " Ещё в ХVII веке голландский философ Б.Спиноза считал главной побудительной силой аффекты (влечения), связанные как с телом, так и с душой. [1]

В данном случае, говоря о побудительном аспекте, уместнее всего будет сказать о значении мотивации.  «Мотивация, - пишет В.Г.Леонтьев, - это не механическое соединение цели с мотивом, это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями. Это качественное образование воплощает в себе и энергетические свойства, и регулятивные» [2]

В современной педагогике одним из базовых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта является «определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивацию к обучению, познанию...» [3]

Проанализировав структуру основных типов уроков, приходим к выводу, что можно выделить этап, характерный для всех уроков – мотивация учебной деятельности. Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)

Первый этап любого урока по ФГОС - это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Важное мотивационное значение имеет этап постановки цели и задач урока.

Цель не появляется сама собой со звонком. Целеполагание – процесс трудоемкий и ответственный. Поэтому главная задача – это согласование целей двух сторон, когда педагог умело переводит учебные цели в цели деятельности ученика.

Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников, или, не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотой усвояемы»  [4]

В конечном счёте необходимо совместными усилиями перевести цель в разряд личностно-значимой для ученика, и в данном случае она плавно и закономерно трансформируется в задачи.  Учителю в этот момент необходимо обеспечить следующие условия: создать такую ситуацию, в которой ученик обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; откроет для себя другие точки зрения; поймет недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Только в этом случае задача будет принята, будет желание её выполнить.

Воспитательно-образовательный процесс в Оренбургском президентском кадетском училище имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс становления личности воспитанника, и на обязанности воспитателя. Внеурочная деятельность, как и деятельность кадет в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше. Особое место занимают в ней занимают часы личностного развития (классные часы, воспитательные занятия), на которых воспитанник не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Они проводятся согласно плана по субботам.

Безусловно, необходимо сказать о возрастном аспекте. Существует кардинальная разница между классными часами в пятых, шестых (когда сиюминутный занимательный интерес мог подключать глубокие познавательные процессы) и во взводах старших курсов. И как бы не называли мы наше воспитательное занятие «классный час» или «час личностного развития» для воспитателя главная задача в субботу, на 7-м уроке, замотивировать кадет старшеклассников так, что бы им было интересно. Как начать занятие, чтобы шестнадцатилетний подросток, находящийся в состоянии гиперболизированного максимализма осознал, что ему не хватает знаний для ответа на поставленный вопрос.

Следующий аспект – содержательный. Транслируемая педагогом информация, находящаяся вне потребностей обучающегося, никогда не найдёт отклика. Она должна иметь для него значение в трёх направлениях: актуальность, оригинальность и исследование. Только в этом случае она будет эмоционально и умственно перерабатываться. Только в этом случае юноша вступит в незаметное сотрудничество с педагогом по постановке задач предстоящего мероприятия. И на данном этапе необходимо учитывать организационный аспект: формы, методы и приёмы. 

Существует масса приемов, которые мы так или иначе используем в своей работе: прием «Цитаты», «Мыслитель» , «Народная мудрость», «Эпиграф»; прием «Продолжение незаконченной фразы»; прием «Парадоксальные фразы»; прием «С элементами театрализации»; прием «Вхождение в образ» (данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…»); прием «Создание проблемной ситуации»; прием «Анализ жизненной ситуации»; прием «Необъявленная тема»; прием «Отсроченная отгадка» и т.д..

Представляю некоторые приемы мотивации на классном часе  целеполагания в 10 классе, используя приём «Вхождение в образ» (Представьте себя сотрудниками аналитического отдела отряда спецподразделения. Ваша задача в течение нескольких минут просмотреть  видеоматериал и определить основные задачи, стоящие перед спец. подразделением в данной ситуации, зафиксировав их в своём отчете.

 - Итак, какие задачи, вы обозначили? - На что вы обратили внимание? (на слаженность, чёткость действий…

- Благодаря чему  достигается эта слаженность? (тщательная подготовка)

-  С чего начинается подготовка спецоперации?  Посмотрите страницу сайта Министерства обороны – раздел «Словари». П.о. включает: 1.организацию операции, [принятие решения, постановку задач войскам (элементам оперативного построения), планирование операции, организацию огневого и ядерного поражения, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления]; подготовку командования, штабов и войск к боевым действиям; развертывание войск, подготовку и занятие ими исходных районов; контроль готовности войск к боевым действиям и оказание им помощи.

- Ребята, а что стоит за выполнением каждой задачи?  (Предварительная подготовка: планирование, прогнозирование)

- Давайте попробуем провести параллель между этими задачами, перевести на мирный язык, адаптировать к нашему случаю. Давайте определим свои задачи на 2018-2019 уч.год . Итак, тема нашего классного часа «Постановка задач на 1 учебную четверть».

Применяя данный приём и наполняя форму соответствующим содержанием, мы подспудно выставили задачи ученикам, с которыми и будем заниматься планированием и прогнозированием, тем, что они сами увидели в момент мотивации.

Здоровьесберегающее направление занимает важную часть воспитательного процесса. Так например, предлагаю час личностного развития в 10 классе о вреде алкоголизма назвать «Чтобы победить врага, нужно его знать». Ребятам предлагается по названию определить содержание. Верных ответов нет, следовательно, приступаем к приёму «Тематический ребус».

-  Сегодня мы поговорим о бедствии, которому подвержены буквально все страны. Это самая мощная эпидемия, охватившая все государства. В докладе Всемирной организации здравоохранения за 2014 год появилась информация, что это убило больше населения, чем СПИД и туберкулез вместе взятые. Данные Роспотребнадзора за 2016 год свидетельствует, что этим в России болеет больше пяти миллионов человек. Смертность от ЭТОГО в год составляет полмиллиона жителей страны. С этим прямо или косвенно связано:

  • 62 % суицидов;
  • 72 % убийств;
  • 60 % летальных случаев панкреатита;
  • свыше 23 % случаев гибели от сердечно-сосудистых заболеваний.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Даже самый равнодушный подросток заинтересуется и будет удивлен, что речь идёт не о сверхсекретном оружии и не заболевании, а об алкоголизме. В данном случае возможно применить приём «Необъявленная тема», которая в конце концов прозвучит полностью «Чтобы победить врага, нужно его знать. Алкоголь без маски». А вот акцент на дальнейшую работу делает именно последнее слово «без маски». Именно от этого сочетания мы с кадетами выстраиваем блок серьёзных задач, вопросов, которые предстоит решить за 40 минут.

В данном случае необходимо отметить, что содержание дальнейшей работы должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явления «алкоголизм», только в этом случае у ребят будет создаваться внутренняя мотивация на умение противостоять пагубной привычке в будущем. В данном возрасте недостаточно «погрозить пальчиком» или представить страшные картины последствий.

Таким образом, мотивация, которая словно играет главную скрипку в оркестре, задавая тон всему концерту, позволяет говорить о том, что системно-деятельностный подход, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса, напрямую зависит от удачного   использования современных педагогических технологий, среди которых мотивационные приёмы лежат в основе развития основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Список литературы

  1. Спиноза. Понятия субстанции и атрибута / Спиноза // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. – М.: Проспект, 1997. – С. 398–399.
  2. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: учеб. пособие / В.Г.Леонтьев. – Новосибирск : Изд-во НГПИ, 2002. – 92 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] (утвержден приказом Минобрнауки РФ 6.10.2009 г. № 373) – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959">http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  4. Гессе С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. — М.: «Школа-Пресс»,1995.-44 8 с.