Дети с ограниченными возможностями здоровья развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом.
Актуальность. По нашим наблюдениям за последние 5-7 лет в коррекционные школы стали поступать обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТНМР). Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из методов повышения эффективности работы является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика мозга - это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций.
Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.
Гипотеза: систематическое использование комплексов кинезилогических упражнений влияет на психофизическое, социальное и личностное развитие детей с ОВЗ.
Цель исследования: влияние практических упражнений направленных на психофизическое развитие межполушарного взаимодействия, обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу;
- теоретически обосновать проблему с детьми ОВЗ;
- реализовать комплекс упражнений для коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности;
- выявить и доказать эффективность комплекса занятий, включающего
- кинезиологические упражнения;
- создать педагогические условия для апробации комплекса упражнений в процессе коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности.
Объект исследования: комплекс упражнений для коррекционно-развивающей и внеурочной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития и коррекции детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений.
Методы исследования: исследовательский, практический.
Новизна работы заключается в том, что введение в работу системного включения кинезилогических упражнений в коррекционную работу с детьми в ОВЗ значительно повышают уровень познавательной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса кинезилогических упражнений в работе с детьми в ОВЗ.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию. Движение - это естественная биологическая потребность детей. Часто данную методику применяют к детям с ОВЗ и инвалидностью.
Основными направлениями кинезиологии являются: телесно-ориентированное (прикладное), двигательно-ориентированное, психотерапевтическое.
В современном мире кинезиологические комплексы упражнений набирают всё большую популярность. Интерес аудитории побуждают людей науки выпускать научные труды, проводить вебинары, организовывать курсы повышения квалификации. Люди, ведущие ЗОЖ, фитнес тренеры, воспитатели и педагоги активно применяют в своей работе одно из направлений здоровьесберегающих технологий.
Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь, как быстрый, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизирует психоэмоциональное состояние. Самый благоприятный возраст для интеллектуального развития это возраст до 12 лет.
Мы включили в комплексы упражнений:
- глазодвигательные упражнения
- двигательные упражнения
- упражнения на дыхание
- упражнения для релаксации
Очень важно упомянуть об условиях для проведения кинезилогических упражнений. Целесообразно проводить занятия ежедневно в утренние часы. Продолжительность занятий зависит от возраста детей. В нашем случае - это 10-20 минут. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий (занятия проводились во время уроков коррекции и внеурочной деятельности). Следует придерживаться спокойной доброжелательной обстановки.
В эксперименте участвовали обучающиеся 2 классов: I группа обучающиеся с умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), II группа обучающиеся с задержкой психического развития. В каждой группе было по 8 детей.
Эксперимент проводился с сентября по февраль текущего учебного года. В начале и в конце эксперимента был проведён контроль обеих групп. Для диагностики была использована Шкала оценки психомоторного развития Н.И.Озерецкого (рисунок 1).
Так же нами были выполнены пробы на пальцевый гнозис и праксис (рисунок 2). Дети воспроизводили различные позы пальцев.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
В течение полугода с данными обучающимися проводилась работа по выполнению комплексов кинезиологических упражнений два раза в неделю. Кроме этого отдельные упражнения обучающиеся выполняли ежедневно во время перемен или в начале урока. Через установленное время нами был проведен итоговый контроль. Детям было предложено выполнить те же задания, которые они выполняли на входном контроле.
Из сравнительных результатов видно, что дети с ЗПР на входном и итоговом тестировании показали выше результаты, в сравнении с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (рисунок 3, рисунок 4).
Сравнительный анализ тестирования обучающихся с ЗПР
|
Сравнительный анализ тестирования обучающихся с УО (ИН)
|
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
В каждой группе детей наблюдалась положительная динамика: повысился уровень эмоционального благополучия, улучшилась зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка. Дети стали понимать инструкции взрослого с первого раза. Научились выполнять упражнения самостоятельно и правильно.
В завершении исследовательской работы, мы пришли к выводам, что системное включение кинезилогических упражнений в коррекционную работу с детьми в ОВЗ значительно повышают уровень познавательной деятельности. В результате применения у обучающихся с ОВЗ отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги школы. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизировались процессы торможения и возбуждения. Как следствие, стала более высокая продуктивность деятельности.