Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: групповая работа


Качество обучения - это комплексная характеристика уровня подготовки учащихся, которая определяется степенью их соответствия государственным стандартам и обуславливается совокупностью содержания образования, материально-технической базы учебного заведения, степенью квалификации кадрового состава и используемых в образовательном учреждении средств, методов и форм обучения. Для достижения планируемых результатов, для создания условий приобретения учащимися новых знаний и умений учитель начальной школы использует как инновационные, так и традиционные формы работы, в частности, такие формы работы, как парная и групповая. По мнению психологов, для развития самостоятельного мышления и познавательной активности детей необходимо не только индивидуальное обучение под руководством взрослого, но и сотрудничество в группах, где дети работают вместе. Использование такой формы работы способствует:

  • увеличению объема усвоенного материала и глубины его понимания;
  • сокращению времени на формирование требуемых понятий, умений и навыков;
  • повышению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся;
  • качественному изменению взаимоотношений между детьми (исчезают враждебность и агрессия, появляется теплота и человечность);
  • укреплению дружбы в классе;
  • увеличению самокритичности (ребенок, работая в группе, лучше начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, адекватно оценивать свои возможности).

Кроме вышеперечисленного при групповой работе у учителя появляется больше возможностей для использования индивидуального подхода к ученикам (учитывать их склонности, способности, темп работы при разделении класса на группы, давать групповые задания, адаптированные к уровню сложности).

Работа в парах может быть введена уже с первого класса. Важным аспектом в этот период является развитие умения учащихся договариваться и конструктивно общаться. Для этого мы знакомим первоклассников с основными правилами общения:

  1. Во время разговора смотри на собеседника.
  2. Говори тихо, чтобы не мешать другим одноклассникам.
  3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, чтобы потом смог исправлять его, дополнять и оценивать.

Мы также объясняем, как правильно сидеть за партой, выражать согласие и возражение, оказывать помощь и просить о ней.

Подготовить пару к работе, установить контакт и настроить на совместную работу помогут следующие упражнения:

  • «Попугай» - один говорит (например, названия месяцев в случайном порядке), второй быстро повторяет, затем участники меняются ролями;
  • «Зеркало» - один участник делает движения руками, ногами, второй старается точно и быстро их повторить, затем участники меняются ролями;
  • «Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
  • «Разминка пальчиков» - ученик соприкасается пальчиком с соседом по парте и говорит: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Важно научить детей задавать правильные вопросы и точно на них отвечать.

Для работы в группах необходима хорошая организация рабочих мест. Для парной работы подойдут обычные ряды, а для групповой работы парты следует располагать таким образом, чтобы каждый ученик видел своих собеседников, мог легко дотянуться до общего листа бумаги и был в пределах досягаемости всех участников.

Роль учителя при групповой работе включает в себя наблюдение за ходом работы группы, готовность прийти на помощь по запросу группы, неспешное прерывание работы группы только в случае нарушения правил или непонимания задания учащимися, а также равное внимание ко всем группам. Если учитель чувствует готовность класса к парной работе, можно начать работать [2].

Основные типы парной работы:

  1. Тренер и ученик. Один партнёр выполняет вспомогательную функцию, - он "тренер". Он может вообще ничего не знать, например, при взаимном диктанте он просто диктует заранее написанный текст.
  2. Взаимное обучение. Каждый партнёр имеет (знает, умеет) что-то такое, чего не имеет другой. Сначала один обучает второго, а потом они меняются ролями.
  3. Совместное изучение. Оба партнёра помогают друг другу в изучении того, чего они оба не знают [3].

После адаптации учащихся к парной работе можно переходить к групповой форме обучения.

Способов разделения учеников на группы много:

  • по желанию;
  • случайным образом;
  • по определенному признаку;
  • по выбору «лидера»;
  • по выбору педагога.

Типов заданий много. Это может быть «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Собери слово», прием «Поляна цветов» [1].

Рассмотрим некоторые из них. Игра «Продолжи» представляет собой выполнение заданий группой «по цепочке». Можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном). «Мозговой штурм» используется, когда нужно найти множество решений проблемы. Ученики предлагают идеи решения, обсуждают их совместно в своих группах и выбирают наиболее верное, по их мнению, решение.

Видов групповых форм работы может быть много. Здесь главное - правильно подобрать задания для групповой работы.

Требования к заданиям:

  • Задания должны обеспечивать включенность работу каждого участника группы.
  • Содержание работы должно быть интересно детям.
  • Степень сложности задания должна соответствовать возрасту ученика.
  • Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Примеры заданий для парной и групповой работы по разным предметам в начальной школе даны в таблице.

Таблица 1. Примеры заданий для парной и групповой работы в начальной школе.

Предметная область

Задания для парной работы

Задания для групповой работы

Русский язык

запись слов со взаимопроверкой;
составление звуковых схем слов;
восстановление слов по клише;
распределение слов по частям речи;
выделение приставки во фрагменте текста;
работа с карточками (первый объясняет и проверяет, второй выполняет);
разбор слов по составу;
взаимодиктанты по подготовленным учителем текстам или текстам, подготовленным обучающимися
работа с деформированным предложением (исправь ошибки)

составление слов по звуковой схеме;
составление предложений по схеме;
проверка орфограмм, выбор способа проверки орфограмм;
деление текста на логические части (абзацы);
составление плана;
работа с деформированным текстом:
- из слов каждой строчки составить предложение, записать, дать название рассказу;
- прочитать, подумать, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст, записать текст;
- прочитать, пронумеровать предложения по порядку, чтобы получился текст, списать текст.

Математика

Взаимопроверка решений задач;

Поиск разных способов решений примеров или задач;
Составление задач по одной схеме на различные темы;
Поэтапное решение задачи (каждый в группе (аналитик, плановик, оформитель, докладчик) выполняет свою часть работы.

Окружающий мир

Взаимопроверка домашний заданий по готовому шаблону ответов;
Работа в творческих парах:
«Мастера» рассказывают теорию, «сочинители» придумывают описание конкретного животного или вида растений по карточке с заданными словами;
Распределение на группы (например, определить, какая рыба обитает в реке, а какая - в море).

Совместное заполнение таблицы «Отличительные черты группы животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) и их представители»;
Распределение на группы ботаников, экологов и зоологов и выполнение конкретного задания:
Задание для 1 группы: составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности.
Задание для 2 группы: узнать о видах и местах обитания животных на этой территории.
Задание для 3 группы: выявить экологические проблемы данной природной зоны и разработать рекомендации и предложения по охране природы, нарисовать экологические знаки.

Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе позволяет младшим школьникам развивать навыки внимательного слушания, подготовки к ответу, а также учиться говорить, отвечать и доказывать свою точку зрения.

Таким образом, групповая и парная форма работы способствует активному включению всех учеников в учебный процесс. При такой организации каждый ученик имеет возможность высказать свое мнение и развить свои мыслительные способности. В группах возникают дискуссии, обсуждаются различные варианты решения задач, происходит обучение через взаимодействие в процессе учебного диалога. Особенно важно, что групповая работа позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, способствует взаимодействию детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Список литературы

  1. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И.Бухалко // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 4.
  2. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова //Начальная школа плюс До и После. - 2007. -№ 3.
  3. Технология работы в парах [Электронный ресурс] // http://www.paarschool.com/7obuch/trp.php (Дата обращения 30.05.2024)