I. Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современной школы является формирование всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и способной к самореализации физических и духовных сил на благо себе и обществу. Сама жизнь требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту и его психофизическому состоянию условий для развития и формирования полноценной личности. Еще один аспект проблемы – в работах Р.Е.Мотылянской, В.П.Филина, Н.Ж.Булгаковой указана взаимосвязь ускорения биологического развития современного человека с повышением уровня его физической подготовленности. Значительно снизился возраст, с которого можно начать специализированную подготовку в различных видах спорта. Но это обуславливает и необходимость применения новых рациональных методов физической подготовки в общеобразовательных учреждениях. Внедрение специализированных элементов атлетической гимнастики в программу физической культуры общеобразовательного учреждения позволит удлинить физическое и спортивное долголетие человека. Актуальной становится задача определения правильной последовательности развития физических качеств при многолетнем планировании учебного процесса начиная с младшего школьного возраста. И атлетический компонент программы позволит гармонизировать процесс формирования физических и нравственно-волевых качеств школьника. Это определяет актуальность программы.
Умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе реализации данной программы, способствуют и поддержанию здорового образа жизни всего общества. Атлетическая гимнастика, как одна из форм физического совершенствования, берет свое название от греческого слова «атлетикос». Этот вид спортивной дисциплины направлен на развитие силовых способностей учащихся. И учебные занятия с отягощениями (упражнения на тренажерах со штангой или гантелями) являются одним из средств физического воспитания. Атлетическая гимнастика является неотъемлемой частью силовой подготовки во многих видах учебной программ по физической культуре.
Цель программы: разработать систему включения технических элементов атлетической гимнастики в структуру учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе с целью увеличения двигательной активности учащихся и повышения эффективности занятий физической культурой.
Программа разработана в соответствии с Федеральными законами:
- «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 г. № 273-ФЗ;
- «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, и следующих нормативных документов:
- постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.201- г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
- приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 30.08. 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программ общего образования;
- письмом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства образования науки Российской Федерации от 13.09.2010 г. № ЮН-02 09 / 4912 от 07.09.2010 г. № ИК- 1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуре и внешкольной спортивной работы»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
- приказом инистерства спорта Российской Федерации от 21.02. 2013 г. № 73 об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тяжелая атлетика.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06. 10. 2009 г. № 373 (в ред. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 17.12 2010 г. № 1897 (в ред. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1577);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06.10 2009 г. № 413 (в ред. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1578).
Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Москва. «Баласс» 2011 год). Физическая культура. 5–7 классы Под редакцией М.Я.Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Физическая культура. 8—9 классы. Под общ. ред. В.И.Ляха В.И.Лях, А.А.Зданевич.. В.И.Лях. А.А.Зданевич. Физическая культура. 10-11 классы.
В структуре программы выделяются следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, определение места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета и материально- техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура».
Программа ориентирована: на первом этапе (средняя школа) - на двигательную деятельность ученика с общеразвивающей направленностью, на физическую подготовку учащихся и хорошее физическое развитие; на втором этапе (старшая школа) - на всестороннее развитие личности школьника и оптимальный уровень двигательных способностей.
Программа предполагает решение следующих задач:
- реализовать принципы вариативности и сообразности, обосновывающие планирование учебного материала с учетом индивидуальности учащегося и его физических возможностей и способностей;
- разработать системный подход к использованию техник и методики атлетической гимнастики в структуре учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе;
- дать представление о теоретическом аспекте атлетической гимнастики, сформировать у учащихся двигательные умения и навыки;
- воспитать в учащихся, морально-волевые качества и чувство коллективизма;
- укрепить здоровье школьника, усилить оздоровительный эффект в результате исполнения технических действий атлетической гимнастики в качестве физических упражнений.
Новизна данной программы определяется тем, что
1) включение атлетического компонента позволяет гармонизировать процесс всестороннего последовательного развития физических и нравственно-волевых качеств школьника;
2) предложенные методики проходили многолетнюю апробацию на занятиях в образовательной школе, ПТУ и ВУЗе. Многолетний опыт спортивной и преподавательской деятельности автора позволил ему обобщить результаты использования технических элементов, действий и упражнений в качестве физкультурных упражнений, доступных каждому школьнику, укрепляющих душевное и физическое здоровье юных граждан.
Программа позволяет системно развивать физические способности учащихся и разнообразные положительные качества их личности, и, используя атлетическую гимнастику как средство физического воспитания, образует преемственность методики обучения от 5 до 11 классов. Это обеспечивает ценность и актуальность программы, обуславливает возможность ее широкого практического применения в общеобразовательных школах. Предложенная в программе система обучения навыкам атлетической гимнастики способствует совершенствованию методик образовательной деятельности учителей физической культуры общеобразовательных школ.
Педагогическая целесообразность программы
Программа дает возможность помочь учащимся раскрыть свои физические способности, воспитать морально-волевые качества, укрепить здоровье, развить пропорциональность фигуры и красивое тело.
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по «Физической культуре 5-11 классов» предусматривает в каждом классе 72 часа, из них 3 часа на раздел « Знания о физической культуре», 3 часа на раздел «Способы физкультурной деятельности», 2 часа на раздел « Физкультурно-оздоровительная деятельность», 60 часов – на раздел «Физическое совершенствование» (первая часть). Вариативная часть - 34 часа.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному учебному плану курса «Физическая культура», уроки атлетической гимнастики могут включаться с 5-го по 11-й класс.
3.1. Основные критерии оценивания деятельности обучающихся среднего основного общего образования:
- знание о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат);
- самостоятельная разработка и демонстрация комплексов (подготовительных, специальных упражнений), технических действий по частям.
3.2. Планируемые предметные результаты на уровне среднего основного общего образования.
Уметь:
- определять влияние физических упражнений и технических действий на состояние здоровья ;
- составлять и выполнять комплексы атлетических упражнений (упражнения, отягощенные весом собственного тела.).
Научиться:
- самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального и коллективного досуга;
- проводить подготовительную или заключительную часть урока ( по заданию учителя);
- проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств.
3.3. Основные критерии оценивания деятельности обучающихся среднего(полного) общего образования:
- знание о физической культуре (дифференцированный опрос, тест, реферат, проектная работа);
- самостоятельная разработка и демонстрация комплексов (подготовительных, специальных упражнений), технических действий;
- индивидуальный рост физических возможностей обучающегося.
3.4. Планируемые предметные результаты на уровне среднего(полного) общего образования.
Уметь:
- определять влияние физических упражнений и технических действий на укрепление здоровья;
- составлять и выполнять комплексы атлетических упражнений (упражнения с внешним сопротивлением).
Научиться:
- самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального и коллективного досуга;
- проводить основную часть урока ;
- проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств.
IV. Содержание учебного предмет
4.1. Распределение программного материала для 5-9 классов.
Разделы программы | 5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
I часть – 340 ч. |
|||||
Знания о физической культуре – 15 ч |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Способы физкультурной деятельности. -15 ч |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Физическое совершенствование – 310 ч. |
62 |
62 |
62 |
62 |
62 |
1.Физкультурно-оздоровительная деятельность – 10 ч. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. Спортивно-оздоровительная деятельность – 300 ч. |
60 |
60 |
60 |
60 |
60 |
Атлетическая гимнастика |
|
||||
Физическая подготовка: |
|
||||
- общая |
40 |
40 |
38 |
36 |
34 |
- специальная |
8 |
8 |
10 |
10 |
12 |
- технико-тактическая подготовка |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
- контрольные нормативы |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
II часть – 170 ч. |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
Подвижные игры на основе: |
|||||
- гимнастики |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
- легкой атлетики |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
- борьбы самбо |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Итого: 510 ч. |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
4.2. Содержание курса знаний о физической культуре.
№ | Название темы |
Краткое содержание темы |
1 |
Зарождение и развитие атлетической гимнастики. |
История атлетической гимнастики. |
2 |
Краткий обзор развития тяжелой атлетики и атлетической гимнастики в России и за рубежом. |
Выдающиеся спортсмены России и мира. |
3 |
Сведения о строении и функциях физиологических систем организма человека. |
Анатомическое строение опорно-двигательного аппарата, основные мышечные группы, их функции и основные упражнения для их развития. |
4 |
Гигиенические знания, умения и навыки |
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. |
5 |
Правила безопасности на уроках атлетической гимнастики. |
Требование к спортивному залу, одежде занимающихся, к нагрузкам и выполнения технических действий. Страховка. |
6 |
Общая характеристика уроков атлетической гимнастики. |
Понятие об уроках атлетической гимнастики. Их цели, задачи и основное содержание. Общая, специальная и технико-тактическая подготовка на уроках. |
7 |
Терминология, используемая при выполнении упражнений. |
« Шраги»- подъемы плеч с гантелями или со штангой, «Гиперэкстензия» - разгибание туловища из положения лежа на груди лицом вниз. «Стретчинг» - растягивание мышц и суставов, «Гакк» - приседы |
4.3. Способы двигательной ( физкультурной) деятельности.
Самостоятельные занятия.
Выполнять:
- комплекс упражнений для подготовительной части урока;
- комплекс упражнений для заключительной части урока;
- комплекс упражнений для отстающих в развитии физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Вести:
- тетрадь учета динамики основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, выносливость, ловкость, быстрота и гибкость) с помощью тестовых упражнений;
- систематически наблюдать за динамикой показателей;
- измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Физическое совершенствование. Физкультурно – оздоровительная деятельность.
Выполнять:
- комплексы физических упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток;
- комплексы упражнений для развития физических качеств.
4.4. Спортивно-оздоровительная деятельность.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости.
Под скоростными способностями понимают возможности обучающегося, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Все двигательные реакции, совершаемые обучающимся, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.
К средствам физической подготовки относятся разнообразные физические упражнения: общеподготовительные упражнения (могут применяться самые разнообразные упражнения, круг их по сути не ограничен). В частности, к ним относятся: для воспитания общей выносливости - длительный бег умеренной интенсивности на беговой дорожки, на велотренажере и т.д; для развития силы- упражнения со штангой, упражнения с другими отягощениями и сопротивлениями; для воспитания быстроты – с набивными мячами и мячами из спортивных видов спорта; для воспитания гибкости - элементы спортивной гимнастики, акробатики и другие движения с высокими требованиями к координации движений.
"Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий".
Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в так называемом динамическом режиме ("динамическая сила"). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц
(статическая сила).
По характеру усилий в динамической силе, в свою очередь выделяют три разновидности (по В.Кузнецову):
- взрывную силу - проявление силы с максимальным ускорением, что характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений: отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр и пр.;
- быструю силу - проявление силы с немаксимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании и др.
- медленную силу, проявляемую при сравнительно медленных движениях, практически без ускорения. Типичными примерами являются жим штанги, выход в упор силой на кольцах, или перекладине.
Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении применяются термины "абсолютная" и "относительная" сила.
Абсолютная сила - предельное, максимальное усилие, которое спортсмен или ученик может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту ("выжимание" неподвижно закрепленной штанги).
Относительная сила - величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена или ученик. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов или учеников.
Часто к силовым качествам спортсмена или ученика относят также и силовую выносливость - способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные (непредельные для данного спортсмена или ученика) усилия.
Характерной особенностью силовой подготовки является то, что силовые качества должны развиваться в тесном комплексе между собой и с другими качествами (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость ).
Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением – силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления, силовые упражнения делятся на две группы:
1. Упражнения с внешним сопротивлением.
В качестве внешнего сопротивления обычно используют:
-вес предмета;
-противодействие партнера;
-сопротивление упругих предметов;
-сопротивление внешней среды.
2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела.
Применяются также упражнения, в которых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.
Наиболее распространенными методами силовой подготовки являются:
- метод максимальных усилий;
- метод повторных усилий;
- метод динамических усилий;
- метод статических (изометрических) усилий.
Рассматривая динамический и статический методы развития силы, необходимо отметить, что при динамическом режиме работы мышц происходит достаточное кровоснабжение. Мышца функционируют как насос -при расслаблении наполняется кровью и получают кислород и питательные вещества. Во время статического усилия мышца постоянно напряжена и непрерывно давит на кровеносные сосуды. В результате она не получает кислород и питательные вещества. Это ограничивает продолжительность работы мышц.
Использование силовых упражнений позволяет одновременно с развитием силы увеличивать мышечную массу. Рост мускулатуры ( или рабочая гипертрофия скелетных мышц) – следствие интенсивной силовой работы, характеризующейся определенными параметрами.
В процессе занятий с отягощениями выделяют две основные особенности:
Первая – это обеспечение внешней работы (разрушение белков преобладает над их образованием).
Вторая – обеспечение пластического обмена (обновление клеточных структур живого организма, с преобладанием процесса образования белков).
В обычных условиях эти процессы сбалансированы и уравновешены, что и определяет практически постоянный объем мышечной массы. Но во время интенсивной силовой работы равновесие нарушается и расщепление белков начинает преобладать над их восстановлением. Однако процесс расщепления всегда усиливает процесс восстановления. Поэтому сразу после работы происходит восстановление и сверхвосстановление (суперкомпенсация). Белковых структур, что будет приводить к увеличению мышечной массы. Для того чтобы обеспечить суперкомпенсацию, необходимо создать определенной интенсивности работу.
Считается, что силовые упражнения должны вызывать достаточно большое, но не предельное мышечное напряжение (70-75 % от максимума). И их продолжительность должна быть настолько короткой, чтобы энергообеспечение осуществлялость за счет анаэробных механизмов, и в тоже время настолько длинной, чтобы обменные процессы успели активизироваться.
Этим условиям отвечает работа с отягощением, позволяющим выполнить упражнение 6-10 раз. Продолжительность работы в одном подходе 30-60 секунд, т.е. упражнение выполняется достаточно медленно, жимом. В зависимости от подготовленности занимающихся количество подходов на одно упражнение от 4-10, а количество упражнений – около 10.
Применение нескольких больших отягощений, позволяющих выполнить силовые упражнение 5-6 раз – это промежуточный вариант между развитием силы и мышечной массы.
Меньшее отягощение, дающее возможность выполнить упражнения 12-15 раз и больше, применяется в основном для улучшения рельефа мышц и при этом развивается не столько сила, сколько силовая выносливость.
Специально физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или трудовой деятельности. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий и их варианты а также движения и действия, существенно сходны с ними по форме и характеру проявлений усилий.
В зависимости от преимущественной направленности специально- подготовительные упражнения подразделяются на подводящие (способствующие в основном освоению техники движений) и на развивающие ( направленные на развитие необходимых для данной специализации качеств). Все они охватывают широкий круг двигательной деятельности и обеспечивают развитие необходимых качеств, умений и навыков.
Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств на уроке. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных технических приемов.
На материале гимнастики и акробатики: игровые задания с использование строевых упражнений, упражнений на внимание и развития физических качеств (гибкость, сила, ловкость, координация, быстрота). (См страницу № 16).
4.5 Контрольные нормативы по атлетической гимнастике.
№ | Нормативы |
5-6 класс |
«5» |
«4» |
«3» |
1 |
Бег 30 метров ( сек). |
м |
6.0 |
6.2 |
6.4 |
д |
6.2 |
6.4 |
6.6 |
||
2 |
Бег 60 метров (сек). |
м |
7.8 |
8.0 |
8.2 |
д |
7.9 |
8.1 |
8.3 |
||
3 |
Прыжок вверх с места (см) |
м |
70 |
65 |
60 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
4 |
Прыжок вверх с разбега (см) |
м |
90 |
85 |
80 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
м |
147 |
138 |
126 |
д |
138 |
127 |
120 |
||
6 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
м |
170 |
168 |
165 |
д |
168 |
165 |
160 |
||
7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 ( сек). |
м |
14 |
11 |
9 |
д |
13 |
10 |
8 |
||
8 |
Подъем ног к груди в висе на в/ перекладине |
м |
11 |
9 |
8 |
д |
10 |
8 |
6 |
||
9 |
Вис на в/ перекладине, |
м |
13 |
10 |
8 |
д |
12 |
10 |
8 |
||
№ |
Нормативы |
7-8 класс |
«5» |
«4» |
«3» |
1 |
Бег 30 метров ( сек). |
м |
5.8 |
6.0 |
6.2 |
д |
6.0 |
6.2 |
6.4 |
||
2 |
Бег 60 метров (сек). |
м |
7.5 |
7.8 |
8.0 |
д |
7.6 |
7.9 |
8.1 |
||
3 |
Прыжок вверх с места (см) |
м |
75 |
70 |
65 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
4 |
Прыжок вверх с разбега (см) |
м |
100 |
90 |
85 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
м |
150 |
140 |
130 |
д |
140 |
135 |
125 |
||
6 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
м |
180 |
175 |
170 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 (сек). |
м |
15 |
12 |
10 |
д |
14 |
11 |
9 |
||
8 |
Подъем ног к перекладине в висе на 100 градусов. |
м |
11 |
9 |
8 |
д |
10 |
8 |
6 |
||
9 |
Вис на в/ перекладине, |
|
14 |
12 |
10 |
|
тоже |
тоже |
тоже |
||
№ |
Нормативы |
9 класс |
«5» |
«4» |
«3» |
1 |
Бег 30 метров ( сек). |
м |
5.6 |
5.8 |
6.0 |
д |
5.8 |
6.0 |
6.2 |
||
2 |
Бег 60 метров ( сек). |
м |
7.4 |
7.6 |
7.8 |
д |
7.5 |
7.7 |
7.9 |
||
3 |
Прыжок вверх с места (см) |
м |
80 |
75 |
70 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
4 |
Прыжок вверх с разбега (см) |
м |
110 |
95 |
90 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
м |
160 |
150 |
140 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
6 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
м |
180 |
175 |
170 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 (сек). |
м |
15 |
12 |
10 |
д |
14 |
11 |
9 |
||
8 |
Подъем ног к перекладине в висе на 100 градусов. |
м |
11 |
9 |
8 |
д |
10 |
8 |
6 |
||
9 |
Вис на в/ перекладине, |
м |
14 |
12 |
10 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
4.6. Распределение программного материала для 10-11 классов.
Разделы программы | 10 |
11 |
I часть – 136 ч. |
||
Знания о физической культуре |
3 |
3 |
Способы физкультурной деятельности. |
3 |
3 |
Физическое совершенствование – 124 ч. |
62 |
62 |
1.Физкультурно-оздоровительная деятельность – 4 часа |
2 |
2 |
2. Спортивно- оздоровительная деятельность – 120 ч |
60 |
60 |
Атлетическая гимнастика |
|
|
Физическая подготовка: |
|
|
- общая |
42 |
40 |
- специальная |
9 |
12 |
- техника-тактическая подготовка |
12 |
12 |
- контрольные нормативы |
6 |
6 |
II часть – 68 ч. |
34 |
34 |
Подвижные игры на основе: |
||
- гимнастики |
11 |
11 |
- легкой атлетики |
11 |
11 |
- борьбы самбо |
12 |
12 |
Итого: 204 ч |
102 |
102 |
4.7. Содержание курса знаний о физической культуре.
№ | Название темы |
Краткое содержание темы |
1 |
Основы техники и тактики атлетической гимнастики. |
Основные понятия технических действий: жим, рывок, толчок, приседание поднимание туловище подтягивание. отжимание. |
2 |
Общая и специальная подготовка борца. |
Укрепление здоровья и всестороннее развитие школьника на основе применения общеподготовительных и специальных упражнений. |
3 |
Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь при несчастных случаях |
Сущность самоконтроля и его важное значения на уроках по физической культуре. Дневник самоконтроля, его форма и содержание. Искусственное дыхание, положение тела при травмах. |
4 |
Правила питания, отдыха и восстановительных процедур. |
Правильный выбор меню, режим дня, массаж и самомассаж. |
4.8. Способы двигательной (физической) деятельности.
Самостоятельные занятия.
Составлять индивидуальные комплексы физических упражнений. Планы конспекты индивидуальных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Учащийся должен определять уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности, определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений на свое здоровье.
Физическое совершенствование. Физкультурно–оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий до школы, в режиме дня после занятий и во время учебной недели. Индивидуальные комплексы с гантелями, со штангой, с амортизаторами и с собственным телом.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Общая подготовка. Разновидность ходьбы, бега. Прыжки. ОРУ с предметами, без предметов и с партнером.
Комплексы ОРУ на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке, в парах.
Специальная подготовка ( на снарядах, упражнения с отягощениями, со своим весом).
Технико-тактическая подготовка (изучение и совершенствование технических действий в целом).
Подвижные игры. Подвижные игры для развития и совершенствования физических качеств:
1. Игры для развития силы. Включают в себя, перетягивание (каната, гимнастических палок), вырывание (от захватов, различных предметов), удержание (различных предметов от соперника), выталкивание (из круга, квадрата), наклоны, приседания, отжимание, подъемы, повороты влево и вправо с отягощениями.
2. Игры для развития быстроты. В них включены ускорения, остановки.
3. Игры для развития ловкости. В этих играх должна быть проявлена точная координация и наличие физической сноровки.
4. Игры для развития выносливости. Они представляют продолжительную и непрерывную деятельность.
4.9. Контрольные нормативы по атлетической гимнастике.
№ | Нормативы |
10-11 класс |
«5» |
«4» |
«3» |
1 |
Бег 30 метров ( сек). |
м |
5.4 |
5.6 |
5.8 |
д |
5.6 |
5.8 |
6.0 |
||
2 |
Бег 60 метров ( сек). |
м |
7.2 |
7.4 |
7.6 |
д |
7.3 |
7.5 |
7.7 |
||
3 |
Прыжок вверх с места (см) |
м |
100 |
90 |
80 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
4 |
Прыжок вверх с разбега (см) |
м |
120 |
110 |
100 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
5 |
Прыжок в длину с места (см) |
м |
190 |
180 |
170 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
6 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
м |
220 |
215 |
210 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
||
7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 ( сек). |
м |
15 |
13 |
11 |
д |
15 |
12 |
10 |
||
8 |
Подъем ног к перекладине в висе на 100 градусов. |
м |
13 |
11 |
10 |
д |
12 |
10 |
8 |
||
9 |
Вис на в/ перекладине, |
м |
17 |
14 |
12 |
д |
тоже |
тоже |
тоже |
4.10. Оценка учащихся по физической культуре
1. Знание
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, беседы, заполнение тестовых карточек.
Оценка:
- «5»- учащийся отвечает на материал; правильно, кратко и логично его излагает.
- «4» - ответ имеет небольшие неточности и ошибки в ответе.
- «3» - имеются пробелы в знании теоретического материала.
2. Техника владения двигательными умениями и навыками.
Оценка:
- «5» - техническое действие или отдельный его элемент выполнены правильно, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно в надлежащем темпе.
- «4» - при выполнения технического действия имеются небольшие ошибки.
- «3» - техническое действие или отдельный его элемент выполнены нечетко, в медленном темпе и с ошибками.
При суммирования ответов из раздела знания, техника владения двигательными умениями и навыками и контрольных нормативов выставляется общая оценка.
V. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
Для уроков атлетической гимнастики в школе к физкультурному оборудованию предъявляются гигиенические требования: чистый и светлый зал, в нем всегда проводится уборка.
Табель - экспликация спортивного оборудования и инвентаря в зале атлетической гимнастики. (Приложение таблица А).
5.1. Техника безопасности.
Требования техники безопасности к спортивному залу: зал должен быть оборудован пожарной сигнализацией; иметь два выхода и огнетушитель.
Пол в спортивном зале для атлетической гимнастики должен быть ровным и не скользким.
Спортивный инвентарь: «блины» в гантелях и штангах должны хорошо и плотно закручиваться. Скамейки, стулья и тренажеры должны занимать устойчивое положение, а атлетические станки и стойки для приседания плотно прикручены к полу.
Требование к состоянию одежды и обуви:
- одежда не должна стеснять при выполнении технического действия;
- желательно чтобы в состав одежды входил (хлопок);
- на ногах легкая и удобная обувь (кроссовки или штангетки ).
- перед занятием необходимо снять (часы, цепочку, кольца и т.д).
Требование к выполнению технических действий и упражнений
во избежание травм нужно:
- перед началом выполнения технических действий и упражнений выполнить разминку;
- осторожно работать с дополнительными отягощениями;
- если снаряды скользкие, нужно воспользоваться магнезией или перчатками;
- при выполнении технического действия ничто и никто не должен мешать его выполнению.
- после каждого подхода нужно дать организму отдохнуть.
Правила страховки:
- подавать штангу партнеру нужно двумя руками;
- штангу не следует снимать со стек вместо того, кому вы помогаете;
- во время выполнения партнером технического действия руками нельзя касаться грифа;
- помогать партнеру следует после того, когда штанга потеряла устойчивое положение;
- насколько нужна ваша помощь, уточните у того, кого вы страхуете.
Примерные размеры и пропускные способности помещений и залов.
(Приложение таблица Б).
Основные данные по тренажерному оборудованию, размещаемому в залах (помещениях).
(Приложение таблица В).
5.2. Учебно-методический комплект.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Примечание |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре. |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала ). |
1.2 |
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы. |
|
1.3 |
Рабочие программы по физической культуре. |
|
1.4 |
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников. |
Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд.
Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входит в библиотечный фонд. |
1.5 |
Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорта, олимпийскому движению. |
В составе библиотечного фонда. |
1.6 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе». |
1.7 |
Федеральный закон «О физической культуре и спорта» |
В составе библиотечного фонда. |
2. Демонстрационные учебные пособия |
||
2.1 |
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности. |
|
2.2 |
Плакаты методические |
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям. Комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений. |
Краткий словарь терминов атлетической гимнастики
Сплит - раздельные тренировки.
Подходы (сеты) – комплексы последовательно выполняемых повторений.
Суперсеты – объединение двух упражнений в одно целое с целью повышения интенсивности. Выполняется на мышцы – антагонисты (противоположные по значению). «Шраги» - подъёмы плеч с гантелями или со штангой в опущенных руках.
«Гиперэкстензия» - разгибание туловища, лежа лицом вниз на скамье.
Стретчинг («растягивание») – система специальных упражнений для растягивания мышц, связок и повышения подвижности в суставах.
Гакк – приседы – приседания со штангой, держа её сзади в прямых руках или в специальном тренажёре.
Приседание – совместное сгибание и разгибание тазобедренного и коленного сустава, с участием голеностопного, при котором центр массы тела опускается вниз, и затем возвращается в исходное положение.
Хинж (от английского слово Hinge) – упражнение, которое представляет собой движение, по большей части, тазобедренным суставом, не выводя колени вперед.
Выпады – это все движения, выполняемые на одной ноге, где нужно перемещать нагрузку в стиле приседания, но на одной ноге.
Горизонтальная тяга – тянуть объект к себе (или тяга к опоре) в горизонтальном векторе.
Вертикальная тяга – тянуть объект к себе (или тяга к опоре) в вертикальном векторе.
Горизонтальный жим - от себя отжимаете нагрузку в горизонтальном векторе.
Вертикальный жим - от себя отжимаете нагрузку в вертикальном векторе.
Литература
1. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВМС и УОР по тяжелой атлетике. Издательство: Советский спорт. 2005 г.
2. Программа спортивной подготовки по виду спорта тяжелая атлетика. Разработчики Программы: Першин В.Ф. Изотов В.В. Зоря Ю.В. Цуканова А.Х. г.Невинномысск. 2016 г.
3. Тяжелая атлетика: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ. Москва 2009.
4. «Сотвори себя сам» Книга. Каплан И.М. Издательство: «Медицина». Ташкент.1988.
5. «Теория и методика физического воспитания» Ашмарин Б.А. Учебное пособие. Москва 1979.
6. «Теория и методика физического воспитания». Харабуга. Учебник. Москва. Издательство: «Ф и С» 1974.
Используемые интернет-сайты
1. www.mon.go.ru - Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. www.minsport.gov.ru - Министерство спорта Российской Федерации.
3. http://zdd 1 september.ru/ - газета “Здоровье детей”.
4. https://spo.1sept.ru// - газета “Спорт в школе''.
5. http://olympic.ru>. Олимпийский Комитет России.
6. http://www.rfwf.ru Федерация тяжелой атлетики России.
7. http://www/olympsport/ru Журнал «Олимп».
8. https://lektsii.org /11-55276.html