Цели и задачи занятия:
- Автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах.
- Развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком).
- Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- Работать над словообразованием.
- Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).
- Развитие общей моторики.
- Развивать чувство ритма, быстроту реакции, память, внимание.
- Развивать умение работать в коллективе и индивидуально, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материал и оборудование:
- Материал к игре “Собери цветок”
- Картинки животных и их следов
- Игрушечный автомобиль, телефон
- Костюмы вороны и лисы
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом, а перед ними за столом, на котором стоит телефон, сидит ребенок. Ребенок звонит в скорую помощь.
Ребенок:
“Алло! Здравствуйте! Это скорая помощь?
Наши дети, вот беда
Звуки “р” и “рь” не осилят никогда
Вместо слова “хорошо” - говорят “холошо”,
Вместо слова “Марина” - говорят “малина”,
Мы ждем, приезжайте!”
Входит логопед.
- Здравствуйте! Вы меня звали? Сейчас мы вылечим эти звуки. Сначала сделаем гимнастику язычку, а то он засиделся в своем домике.
Кончик языка сейчас поработает у нас,
Приготовились к полету (встали)
К запуску моторов,
Глубоко воздух вдыхаем
С силой ветер выдыхаем,
Кончик языка тот час
Завибрирует у нас.
Р-р-р-р-р-р-р-рррррр.
- Вот и заработал наш язычек. Давайте заведем моторчик у самолета, когда он летит высоко в небе “р-р-р”. Молодцы! А сейчас самолет наш пошел на посадку “рь-рь-рь” (дети машут руками, словно крыльями и бегают по кабинету).
Начинается игра, где слова со звуком “ра”? (дети придумывают слова).
Продолжаем мы игру, где слова со звуком “ру”? (и так, со звуком “ры”, “ро”, “ре”, “ря”)
Дети, а вы хотите превратиться в художников? Все что мы будем рисовать, будет со звуком “р”. Мы нарисуем дом во дворе (на фланелеглафе приклеен каркас дома, и все части дома, которые дети будут называть, я приклеиваю на фланелеграф: крышу, трубу, крыльцо, забор, ворота, гараж, дверь…)
(Дети определяют мягкость и твердость звука “р”).
- Наш дом будет охранять собака! Как мы ее назовем? (дети называю клички со звуком “р”)
- А где она будет жить? (в конуре)
- Около дома есть огород. Какие овощи со звуком “р” мы посадим?
- А чтобы во дворе было красиво, нарисуем клумбу с цветами, но цветы будут расти только со звуком “р”.
- Рядом посадим деревья, в названиях которых есть звук “р”. Какие это деревья?
На фланелеграфе получилась сюжетная картинка.
- Дети, посмотрите какая красивая картинка у нас получилась? Какие же вы у меня хорошие художники! А если сейчас появится солнышко (наклеиваю солнышко) как вы будете радоваться солнышку? (звучит веселая музыка)
Дети улыбаются и танцуют.придумвть физминутку
- Но вот появились тучи!!! (наклеиваю)
- Вы стали грустными, покажите, как вы грустите? (дети мимикой показываю грусть, садятся на одно калено и образуют руками зонт)
Неожиданно вылетает ворона.
Ворона: -Кра! Крра!
- Кричит ворона!
Ворона:
-Кр-р-ажа! Кар-р-аул! Гр-р-абеж! Пр-р-опажа!
Вор прокр-р-ался утром рано!
Брошь украл он из кар-р-мана!
Кар-р-андаш! Кар-р-тонку! Пр-р-обку!
И красивую кор-р-обку!- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
Ворона: - Как?
- Подпрыгнула ворона и моргнула удивленно.
Ворона: Что ж вы раньше не сказали?
Кар-ра-ул! Кар-р-ман! Укр-р-али!!!
- Дети, хотите помочь вороне найти карман? Но для этого нужно правильно выполнить задания! (дети идут вслед за мной)
На полу разбросаны лепестки цветов, на каждом лепестке картинка с мягким или твердым звуком “р”.
- Дети, посмотрите, как вы думаете, что обозначает синий круг? А зеленый? (мягкость и твердость звука)
Сейчас мы с вами соберем правильно цветы. К синему кругу соберем все лепестки, на которых нарисованы слова с твердым звуком “р”. А к зеленому, с мягким звуком “р”. Молодцы! Задание выполнили правильно!
- Но еще нет нигде нашего кармана. Но как же узнать, кто его украл? Дети, посмотрите, чьи-то следы (я показывает детям картинки животных и их следы)
- У медведя чьи следы? - медвежьи.
- А у волка? – волчьи.
- У лисы? – лисьи.
- А у зайца? – заячьи.
- Посмотрите на следы, которые остались после того, как у вороны украли карман. На чьи следы они похожи? Правильно это лисьи следы.
- Какая у нас лиса? (хитрая, рыжая, нечестная…)
Вбегает лиса.
- Да, это я стащила карман! Он мне очень понравился. Но так уж и быть, отдам я карман вашей вороне, только поиграйте со мной. Вы же любите играть с песком? Вот в песок то я и спрятала различные игрушки. Но вы мне принесете игрушки, в названии которых имеется звук “р”. И еще вы мне скажете, где спрятан этот звук, в начале, в середине или в конце слова.
Дети выполняют задания. Лиса отдает вороне карман, прощается с детьми и уходит.
В углу зала сидит мальчик и играет с машиной.
- Умеет ли этот мальчик говорить звук “р” или ему нужна наша помощь?
Мальчик есть один у нас.
Как зовут тебя?
Тарас: Талас!
- Сколько лет?
Тарас: Четыле! Пятый!
- Зил-то твой?
Тарас: Он мой, лебята!
- Ты шофер?
Тарас: Шофел! Угу, эл сказать я не могу!
- “Р” Тарас сказать хотел, а выходил эл да эл.
Ну какой же ты шофер?
Как ты скажешь руль, мотор, рама, фара, светофор,
Вот Тарас! Вот так раз!
Призадумался Тарас и однажды поутру удивил он детвору.
Тарас: Я - Тарас! Раздался крик.
Это мой грузовик!
Я шофер! Вот – мотор,
Рама, фара, светофор,
Руль, гараж, дорога, груз,
И морковка и арбуз
- Мальчик есть один у нас,
Как зовут тебя?
Тарас: Тарас!
- Сколько лет?
Тарас: Четыре, пятый!
- Вот такой был разговор! Да, теперь Тарас шофер!
- Вот и Тарас теперь умеет говорить звук “р”!
Вот и вылечила я все ваши звуки! Все уже научились красиво и правильно говорить. Вы меня порадовали сегодня своими ответами (в это время забегает ворона со словами “Забыла, забыла! Хор-рошо! Вы хор-рошо пор-р-аботали! Я вам принесла полный кар-р-ман угощения!”, ворона угощает детей).
Желаем успеха!