Цель: Закрепление знания о гжельской, хохломской, жостовской и полхов-майдановской видов декоративной росписи, развитие интереса к культурным ценностями традициям своего народа.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (полхов-майдановской) мотивам.
- Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам полхов-майдановской росписи, располагая его на объемных силуэтах матрешек.
- Закреплять умение детей рисовать всем ворсом и концом кисти.
- Закреплять знания о ранее изученных видах росписи: гжельской, хохломской, жостовской.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
- Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, желание самостоятельно расписывать заготовки декоративных изделий.
Развивающие задачи:
- Развивать коммуникативные способности. Связную речь, умение отвечать полным ответом на заданный вопрос.
- Развивать чувство композиции.
Методы и приемы:
- практические: раскрашивание матрешек, физминутка, пальчиковая гимнастика;
- наглядные: просмотр презентации «Путешествие по книге мастеров»;
- словесные: загадки, вопросы, ответы.
Словарная работа: гжель, гжельская роспись, хохлома, хохломская роспись, жостовская роспись, Полхов - майдановская роспись, мастер, ярмарка, чайный сервиз, столовый сервиз, бордюр.
Предварительная работа: знакомство с видами росписи: гжельской, хохломской, жостовской и полхов-майдановской.
Материал: восемь объёмных матрешек разного размера, гуашь, кисти №4, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей в зале. Поздоровайтесь с ними.
«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)
К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)
Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются)
Слайд 1
2. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня вас в путешествие приглашает Книга мастеров. Занимайте свои места. (дети встают у экрана)
Слайд 2
Воспитатель: - Волшебная книга, мы готовы отправиться в путешествие. (Книга не открывается)
Ребята, отгадайте загадку, и тогда волшебная книга откроется.
Радуйся, честной народ!
Веселый праздник к нам идет!
Очень скоро прямо тут
Соберется разный люд.
Будут игры и забавы,
И полезные товары,
Скоморохи и медведи…
Что за праздник, кто ответит?
Ответы детей: Ярмарка.
(Книга открывается, картинка ярмарки)
3. Основная часть
Слайд 3
Воспитатель: - Верно! Книга приглашает вас на ярмарку! Но что бы отправиться дальше, нужно снов отгадать загадку.
Загадка:
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …
Слайд 4-5
Дети: гжель. (На экране появляются картинки с изделиями гжельской росписи)
Воспитатель: Верно. Проходите к выставке, мы попали с вами в царство гжели.
Воспитатель: Кто подскажет, почему эту роспись назвали гжель?
Какие предметы быта украшали этим видом росписи? Из чего изготавливали посуду?
Чего только не делают в Гжеле! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.
Воспитатель: Какие цвета используют в работе гжельские мастера?
Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.
Воспитатель: Какими узорами украшали посуду? Дети: - Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки.
А еще изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.
Воспитатель: - Верно, все знаете. Вернемся к книге, она готова еще одну загадку загадать.
Слайд 6
Воспитатель:
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок, и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос -
Это жостовский поднос.
Воспитатель: - Верно отгадали.
Слайд 7-8
(Дети походят к выставке)
Воспитатель: - Почему так называли этот вид росписи?
Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этой росписью? Из чего делали подносы?
Воспитатель: - Какие цвета для фона используют мастера?
Дети: черный, красный, зеленый, голубой.
Воспитатель: - Какими узорами украшали подносы?
Дети: Мазками рисовали цветы разные.
Слайд 9
Воспитатель: - Все помните, Книга приглашает нас отправиться дальше.
На экране появляется страница с изображением хохломских изделий.
Загадка:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая … (хохлома.)
Слайд 10-11
Воспитатель: Замечательно, ребята!
Воспитатель:А почему так называется этот вид росписи?
Недалеко от города Нижний Новгород, есть село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла.
Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этим видом росписи?
Перед вами изделия, сделанные из дерева, расписанные хохломской росписью. Для изготовления посуды умельцы использовали древесину липы. Украшали не только посуду, но и столы и стулья расписывали.
Воспитатель: - Какие цвета используют в работе хохломские мастера?
Воспитатель: - Какими узорами украшали изделия?
Воспитатель: - А теперь пора и отдохнуть, вставайте в круг, ребята.
ФИЗМИНУТКА
Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Слайд 12
Воспитатель: - Вот и последняя страница книги, какой-то сюрприз она вам приготовила!
Вот вам последняя загадка:
Алый, шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрешка.
(На экране появляется матрешка.)
Слайд 13-14
Воспитатель: - Какие матрешки красивые, а кто знает, каким видом росписи украшена эта матрешка? (Полхов-Майдановской)
Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этим видом росписи?
Мастера разные игрушки делали: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».
«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
Воспитатель: - Какие цвета используют в работе мастера Полхов-Майдана?
А кто скажет, какие цвета нужно смешать, что бы получился розовый цвет? А фиолетовый?
Воспитатель:- Какими узорами украшали изделия?
(Рассматривают внесенных матрешек (объемные силуэты из ватмана).
Воспитатель: - А где же мастера? Кажется, этих матрешек мастера не успели закончить. Давайте поможем им закончить работу. Проходите в мастерскую.
Воспитатель: - Перед работой надо руки размять.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Будем пальцы разминать
Элементы повторять
Яблоко и груша
Их не будем кушать.
Сладкая клубника
Яркая брусника
Вкусный, вкусный виноград
Рисовать их буду рад.
А шиповник красный
Он всегда прекрасный
Из бутона он раскрылся
На матрёшке появился.
Приглашаю вас в мастерскую.
(Дети садятся за столы, на столах расставляются матрешки из ватмана.)
Вопросы воспитателя по ходу работы:
- Какой узор ты задумал? Какие элементы ты будешь рисовать?
- Каким узором ты будешь украшать матрешку?
- Достаточно ли ты смочил кисть? И т.д.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек.
4. Подведения итога
Воспитатель: - Заканчиваем работу. Вымойте кисти и закройте краски.
- Какие замечательные яркие получились матрешки.
- А какие элементы ты рисовал?
- Каким узором украсил ты матрешку?
- Все ли у тебя получилось, как ты считаешь?
- Удалось ли тебе украсить так, как ты хотел?
(Воспитатель слушает ответы детей)
Воспитатель: В конце ярмарки всегда гулянье было, народ веселился и плясал. Я предлагаю вам тоже станцевать, берите своих матрешек, ставьте их в круг, и мы с вами станцуем хоровод вокруг них.
(танец «Матрешки»)