Конспект НОД с презентацией для детей подготовительной группы на тему "Путешествие по книге мастеров"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: декоративная роспись, народные промыслы, хохлома, Гжель, полхов-майдан, жостово


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: Закрепление знания о гжельской, хохломской, жостовской и полхов-майдановской видов декоративной росписи, развитие интереса к культурным ценностями традициям своего народа.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие
  • речевое развитие
  • познавательное развитие
  • физическое развитие
  • художественно-эстетическое развитие

Программные задачи:

Образовательные:

  • Учить детей расписывать узорами игрушку – фигуру по народным (полхов-майдановской) мотивам.
  • Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам полхов-майдановской росписи, располагая его на объемных силуэтах матрешек.
  • Закреплять умение детей рисовать всем ворсом и концом кисти.
  • Закреплять знания о ранее изученных видах росписи: гжельской, хохломской, жостовской.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей.
  • Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, желание самостоятельно расписывать заготовки декоративных изделий.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные способности. Связную речь, умение отвечать полным ответом на заданный вопрос.
  • Развивать чувство композиции.

Методы и приемы:

  • практические: раскрашивание матрешек, физминутка, пальчиковая гимнастика;
  • наглядные: просмотр презентации «Путешествие по книге мастеров»;
  • словесные: загадки, вопросы, ответы.

Словарная работа: гжель, гжельская роспись, хохлома, хохломская роспись, жостовская роспись, Полхов - майдановская роспись, мастер, ярмарка, чайный сервиз, столовый сервиз, бордюр.

Предварительная работа: знакомство с видами росписи: гжельской, хохломской, жостовской и полхов-майдановской.

Материал: восемь объёмных матрешек разного размера, гуашь, кисти №4, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько гостей в зале. Поздоровайтесь с ними.

«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)
К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)
Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются)

Слайд 1

2. Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня вас в путешествие приглашает Книга мастеров. Занимайте свои места. (дети встают у экрана)

Слайд 2

Воспитатель: - Волшебная книга, мы готовы отправиться в путешествие. (Книга не открывается)

Ребята, отгадайте загадку, и тогда волшебная книга откроется.

Радуйся, честной народ!
Веселый праздник к нам идет!
Очень скоро прямо тут
Соберется разный люд.
Будут игры и забавы,
И полезные товары,
Скоморохи и медведи…
Что за праздник, кто ответит?

Ответы детей: Ярмарка.

(Книга открывается, картинка ярмарки)

3. Основная часть

Слайд 3

Воспитатель: - Верно! Книга приглашает вас на ярмарку! Но что бы отправиться дальше, нужно снов отгадать загадку.

Загадка:

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …

Слайд 4-5

Дети: гжель. (На экране появляются картинки с изделиями гжельской росписи)

Воспитатель: Верно. Проходите к выставке, мы попали с вами в царство гжели.

Воспитатель: Кто подскажет, почему эту роспись назвали гжель?

Какие предметы быта украшали этим видом росписи? Из чего изготавливали посуду?

Чего только не делают в Гжеле! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

Воспитатель: Какие цвета используют в работе гжельские мастера?

Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.

Воспитатель: Какими узорами украшали посуду? Дети: - Кружки, точки, полосы, бордюры, капельки.

А еще изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.

Воспитатель: - Верно, все знаете. Вернемся к книге, она готова еще одну загадку загадать.

Слайд 6

Воспитатель:

Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок, и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос -
Это жостовский поднос.

Воспитатель: - Верно отгадали.

Слайд 7-8

(Дети походят к выставке)

Воспитатель: - Почему так называли этот вид росписи?

Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этой росписью? Из чего делали подносы?

Воспитатель: - Какие цвета для фона используют мастера?

Дети: черный, красный, зеленый, голубой.

Воспитатель: - Какими узорами украшали подносы?

Дети: Мазками рисовали цветы разные.

Слайд 9

Воспитатель: - Все помните, Книга приглашает нас отправиться дальше.

На экране появляется страница с изображением хохломских изделий.

Загадка:

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая … (хохлома.)

Слайд 10-11

Воспитатель: Замечательно, ребята!

Воспитатель:А почему так называется этот вид росписи?

Недалеко от города Нижний Новгород, есть село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла.

Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этим видом росписи?

Перед вами изделия, сделанные из дерева, расписанные хохломской росписью. Для изготовления посуды умельцы использовали древесину липы. Украшали не только посуду, но и столы и стулья расписывали.

Воспитатель: - Какие цвета используют в работе хохломские мастера?

Воспитатель: - Какими узорами украшали изделия?

Воспитатель: - А теперь пора и отдохнуть, вставайте в круг, ребята.

ФИЗМИНУТКА

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Слайд 12

Воспитатель: - Вот и последняя страница книги, какой-то сюрприз она вам приготовила!

Вот вам последняя загадка:

Алый, шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрешка.

(На экране появляется матрешка.)

Слайд 13-14

Воспитатель: - Какие матрешки красивые, а кто знает, каким видом росписи украшена эта матрешка? (Полхов-Майдановской)

Воспитатель: - Какие предметы быта украшали этим видом росписи?

Мастера разные игрушки делали: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Воспитатель: - Какие цвета используют в работе мастера Полхов-Майдана?

А кто скажет, какие цвета нужно смешать, что бы получился розовый цвет? А фиолетовый?

Воспитатель:- Какими узорами украшали изделия?

(Рассматривают внесенных матрешек (объемные силуэты из ватмана).

Воспитатель: - А где же мастера? Кажется, этих матрешек мастера не успели закончить. Давайте поможем им закончить работу. Проходите в мастерскую.

Воспитатель: - Перед работой надо руки размять.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Будем пальцы разминать
Элементы повторять
Яблоко и груша
Их не будем кушать.
Сладкая клубника
Яркая брусника
Вкусный, вкусный виноград
Рисовать их буду рад.
А шиповник красный
Он всегда прекрасный
Из бутона он раскрылся
На матрёшке появился.
Приглашаю вас в мастерскую.

(Дети садятся за столы, на столах расставляются матрешки из ватмана.)

Вопросы воспитателя по ходу работы:

  1. Какой узор ты задумал? Какие элементы ты будешь рисовать?
  2. Каким узором ты будешь украшать матрешку?
  3. Достаточно ли ты смочил кисть? И т.д.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек.

4. Подведения итога

Воспитатель: - Заканчиваем работу. Вымойте кисти и закройте краски.

- Какие замечательные яркие получились матрешки.

- А какие элементы ты рисовал?

- Каким узором украсил ты матрешку?

- Все ли у тебя получилось, как ты считаешь?

- Удалось ли тебе украсить так, как ты хотел?

(Воспитатель слушает ответы детей)

Воспитатель: В конце ярмарки всегда гулянье было, народ веселился и плясал. Я предлагаю вам тоже станцевать, берите своих матрешек, ставьте их в круг, и мы с вами станцуем хоровод вокруг них.

(танец «Матрешки»)