ВВЕДЕНИЕ
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время прогулки в детском саду, дети спросили «Почему снег хрустит под ногами» Придя в группу, мы решили найти ответы. И выяснили, что снег это множество снежинок, а снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Просмотрели презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со стен кристаллами. Стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы?»
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!
Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано в НОД, в совместной работе взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций по выращиванию кристаллов в группе детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира дошкольниками.
Цель исследовательской работы: выращивание кристаллов поваренной соли в группе детского сада.
Перед собой поставили следующие задачи:
- изучить литературу по теме;
- выяснить, откуда берется соль;
- узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Почему соль разная?
- исследовать свойства соли опытным путем;
- познакомиться со способами выращивания кристаллов;
- провести наблюдения за процессом образования кристаллов (кристаллизации);
- выработать рекомендации по выращиванию кристаллов.
Объект исследования: кристаллы соли.
Предмет исследования: соль.
Мы выдвинули гипотезу, что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, изучение литературы, рассматривание иллюстраций, рассматривание видеоролика «Откуда берется соль?», чтение сказки и пословиц о соли.
Предполагаемые результаты:
- расширить и систематизировать знания детей о соли, ее свойствах;
- развить познавательные умения через опытно-экспериментальную деятельность;
- дети должны уметь анализировать и делать выводы, фиксировать полученный результат.
Продукт исследовательской работы: выращенные кристаллы из поваренной соли.
Для родителей:
- Вовлечение родителей в познавательно исследовательскую деятельность детей.
Для педагога:
- Способствовать познавательно-исследовательской активности детей.
- Создать условия для проведения экспериментов.
- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатель, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1-й этап - подготовительный этап:
- Беседа о соли, пословицы и поговорки.
- Чтение чешской народной сказки «Соль»
- НОД по окружающему миру «Волшебница – соль и разгаданная тайна».
- Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Формирование творческой проектной группы детей.
- Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
2-й этап – основной этап:
- Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
- Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы, родителями;
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»;
3-й этап - заключительный этап:
- обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;
- совместная деятельность педагога, родителей, детей.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) лёд.
По данным энциклопедии, кристалл - это твердое тело.
Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара.
Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома.
Большой интерес вызвала книга А.И.Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Это пособие посвящено обучению ребенка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками. Книга содержит методические рекомендации по обучению старших дошкольников навыкам исследовательского поиска.
В книге из цикла «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста» М.Ю.Бурыкина представлены методические рекомендации для воспитателей ДОУ, составленных на основе достижений науки и включают результаты исследований в области ознакомления с объектами и явлениями неживой природы.
В книге «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» представлены занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет под редакцией О.В.Дыбина. В содержание включены игры, алгоритмы, схемы, направленные на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
В энциклопедиях представлены опыты и эксперименты по выращиванию кристаллов в домашних условиях из различных веществ (соль, сахар, сода, медный купорос и другие).
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.
Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания, которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.
Из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой ветки деревьев. Снежинки - это кристаллы льда, точнее - сростки простых кристаллов льда - иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега.
Кристаллами так же являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются человеком в различных сферах деятельности (науке, промышленности, оптике, электронике).
В интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, которую можно найти на любой кухне.
Проанализировав имеющийся материал и определив методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в группе детского сада.
С чего начались наши исследования? Сначала через экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде.
Опыт «Соль – сыпучая. Соль – это кристаллы»
Взяли небольшое количество соли насыпали на лист черного картона и рассмотрели при помощи лупы.
Вывод: соль – сыпучая, состоит из кристаллов.
Опыт «Соль растворяется в воде. Соль в воде разной температуры»
Мы взяли две емкости с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в емкостях помутнела. Но вот в емкости с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в емкости с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: соль растворяется в воде, в горячей воде соль растворяется быстрее.
Опыт «Выпаривание соли»
Мы взяли стаканчик, налили туда воды, добавили соль с красителем, размешали. Взяли из стакан небольшое количество соляного раствора на ложку и поместили на огонь. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы.
Выяснив свойства и качества соли мы предположили (поставили гипотезу), что в группе детского сада мы можем вырастить кристаллы соли и приступили к выращиванию кристаллов поваренной соли из соляного раствора.
Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»
Мы взяли соль, насыпали в ёмкость с тёплой водой, перемешивали пока она не растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль перестала растворяться, и стала оседать на дно, добавили краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли.
В раствор мы поместили шерстяную нить прикрепленную к палочке так, чтобы нитки не касались стенок емкости и стали наблюдать.
Через пять дней мы заметили, что в емкостях воды стало меньше (испарилась), а на стенках где не было воды образовались отложения соли.
Нам было интересно появились ли кристаллы на наших ниточках. Мы решили достать наши ниточки из раствора и к нашему удивлению на них образовались кристаллы соли, но они были не большими.
Проанализировав полученный результат, мы решили подождать еще пять дней, поставив наши кристаллы возле системы отопления.
Мы заметили, что после пяти дней (а прошло всего десять дней) вода в соляном растворе, возле системы отопления, испарилась. Сделали вывод, что возле системы отопления вода испаряется быстрее.
Результат: мы получили кристаллы поваренной соли. Рассмотрели через лупу.
Вывод:
1. Поваренная соль состоит из кристаллов.
2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются.
3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли с «затравкой» (трубочкой).
4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.
5. В группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и ниточки с «затравкой».
В результате проведенных исследований гипотеза полностью подтвердилась: нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в группе детского сада.
Дети настолько увлеклись выращиванием кристаллов, что попытались вырастить разные кристаллы в домашних условиях совместно с родителями (см. Приложение).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведенной исследовательской работы мои воспитанники пришли к следующим выводам:
- кристаллы - это твердое состояние вещества, они имеют разную форму и цвет;
- кристаллы окружают нас повсюду;
- дети расширили свои знания о соли и её свойствах;
- на форму кристаллов оказывает температура;
- при благоприятных условиях поваренная соль принимают форму кристаллов;
- быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда насыщенный раствор размещается вблизи с отопительной системой;
- дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: анализировать и делать выводы, фиксировать результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования мы выполнили все поставленные задачи, и добились своей цели. Выяснили, откуда берется соль, узнали, зачем нужна соль, можно ли обойтись без нее? Опытным путем исследовали свойства соли. Во время исследования стимулировалась познавательная активность детей, развивались творческие способности и коммуникативные навыки. И главное, научились самостоятельно выращивать кристаллы соли.
По всей проделанной работе мной была подготовлена консультация для родителей на тему «Как вырастить кристаллы из поваренной соли?».
Уважаемые родители!
На улице холодно и ветрено, и не хочется выходить на улицу. Чем же занять ребёнка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, с помощью воды и соли можно вырастить кристаллы. Это совсем несложно, но займёт несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции, соль не растворяется) и осторожно опустите в него шерстяную ниточку, привязанную к палочке. Через какое-то время на ниточке появятся кристаллы.
В процессе работы воспитанники усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.
Например, кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Джейн Эллиот, «Детская энциклопедия». ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
- Савенков А.И., Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания, - Ярославль; 2002.
- Савенков А.И., Лекции на тему: «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
- Бурыкина М.Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б.; 1995.
- «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/Под ред. О.В. Дыбиной - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Белов Н.В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов.- Минск: «Харвест», 2009 г. – 159 с.
- Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго.- М.: РОСМЭН, 2011 г.- 240 с.
- Журнал «Галилео. Наука опытным путём», №7, 2011.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.geologiazemli.ru/articles
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.kristallov.net/mineraly.html
- http://mirkristallov.co