Цель: развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений детей в игровой форме.
Задачи:
Образовательные: развивать у детей умение понимать образное содержание загадок и отгадывать их; закреплять умение детей составлять и решать арифметические задачи; упражнять в счете в прямом и обратном порядке; развивать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность; активизировать речь, развивать умение математическими терминами.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийная установка,3 малых обруча, скакалка, ростомер.
Раздаточный материал: карточки с изображением цифр, карточка с двумя полосками, карандаши, линейка, счетные палочки.
Ход занятия
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Подарите мне и нашим гостям свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки всегда меня радуют и поднимают настроение.
Слайд 1.
Воспитатель. Ребята, на электронную почту нашего сада пришло письмо от Мальвины.
«Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в детском саду живут очень дружные, веселые и смелые ребята. Скоро у меня будет день рождения, и я хочу сделать его интересным и полезным для моих гостей. Они знают цифры, умеют считать, решать задачи, но часто делают это без желания. Я вас очень прошу помочь мне. Мальвина.»
Воспитатель. Мальвина просит помочь ей. Что будем делать?
Ответы детей. Нужно помочь.
Воспитатель. Какие будут предложения?
Ответы детей. Можно поиграть в подвижные игры. Нарисовать рисунки. Организовать соревнования.
Воспитатель. Мы знаем, как Мальвина любит учить Буратино. Какие можно предложить упражнения для ума, чтобы гости и играли, и рисовали, и решали задачи?
Ответы детей.
- Можем гостям предложить решить веселые задачки для развития ума. Рассказать, как правильно составлять и решать задачи.
- Предложить измерить рост условной меркой.
- Поиграть в игру: «Собери неделю».
- Предложить игру с мячом: «Посчитай от 1 до 10 и обратно от 10 до 1».
Воспитатель. Организовать и развлечь гостей, чтобы им захотелось снова прийти в гости, очень ответственное и увлекательное дело. Я предлагаю, провести небольшую репетицию. К нам сегодня пришли гости, и мы можем показать им как мы умеем весело проводить время. А потом все снять на видео и показать Мальвине.
Вы согласны? Тогда нам нужно определиться, какую игру можно организовать? Подумайте и решите.
Дети распределяют, какие игры они будут показывать.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и возьмите предметы, которые могут помочь нам.
Выбор детьми предметов для игры.
Воспитатель. Кто самый смелый? Кто первый познакомит, как можно играть, используя цифры, числа, веселые задачки?
Если желающих много можно предложить выбрать по считалке.
Игры
1. «Сначала подумай, потом ответь!»
1.
У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные голуби. Сколько голубей? (2)
3. Петух на одной ноге весит 4 кг. А сколько он весит на двух ногах? (4)
4. С одного берега на другой переплывают утята и цыплята. Кто первым доберется до берега?
А какие веселые задачки вы знаете? Кто может загадать нашим гостям, чтобы они не скучали?
Дети вспоминают знакомые задачи на внимание.
1. В поле сосна, на сосне 3 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного)
2. Сколько ушей у двух мышей? (4)
3. Сколько рогов у 3 коров? (6)
2. «Составь задачу»
1.
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Сколько он принес грибов? (10)
2. В вазе лежали 4 конфеты. Маша съела одну. Сколько осталось конфет в вазе?
3. «Измеряем рост»
Воспитатель. Ребята, может мы покажем нашим гостям, как мы выросли с того времени, когда только пришли в детский сад? А заодно и померяемся с ними ростом? Как мы можем измерить рост? Какие предметы могут нам помочь?
Действия детей. Измеряем меркой (линейка, карандаш), шагами, ступней.
4. Игра «Прыжки с лягушкой»
Слайд 2.
Воспитатель. Дети, про кого будет следующее задание?
Дети. Про лягушку.
Слайд 3.
Воспитатель. Эта задание «особенное»! С ответом не надо торопиться! Надо посчитать, сколько прыжков нужно сделать лягушке, чтобы перебраться с одного на другой берег?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрим еще раз: листов кувшинок – 2, а прыжков у лягушки – 3. Всегда надо быть очень внимательными и не торопиться с ответом.
Воспитатель. Давайте проверим!
Динамическая пауза.
Дети выполняют прыжки по очереди из обруча в обруч. Один прыгает, остальные считают вслух.
5. Игра «Собери неделю»
Воспитатель. Какие еще атрибуты мы не использовали?
Конечно, то наши дни недели. Кто покажет, как можно играть?
Какие варианты игры мы можем предложить нашим гостям в этой игре?
Ответы детей. Встать в круг, и передавать мяч по кругу называя дни недели.
Если много гостей устроить соревнования между командами: «Кто быстрее построит неделю?»
Воспитатель. Как мы будем играть сегодня? Ваши предложения.
(Если мнения разделились, можно предложить считалку или отгадать в какой руке спрятан кубик (шарик). Кто отгадал, тот принимает решение.)
6. Игра «Отгадай, кто придет на день рождения Мальвины?»
Воспитатель. Ребята, вам интересно узнать, кого Мальвина пригласила к себе в гости?
Ответы детей. Да.
Воспитатель. Тогда я предлагаю следующую игру?
Послушайте внимательно правила игры. У каждого в конверте лежат пазлы, которые нужно сложить строго по номерам, только тогда мы узнаем, кто придет к Мальвине на день рождения.
Действия детей за столом.
Воспитатель. Теперь мы знаем, почему Мальвина попросила нас помочь ей, у неё столько друзей. А сколько она гостей пригласит? Как вы узнали?
Ответы детей. Сосчитали.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, мы помогли Мальвине? Какие игры понравятся гостям больше всего? Что и почему у нас получилось?
Ответы детей. Я рада, что мы так хорошо и весело играли.