Эссе на тему «Организация методической работы по туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования»

Разделы: Краеведение, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Ключевые слова: краеведение, туризм


Полностью согласна с Сухомлинским В.А., который сказал, что современному обществу нужен не просто учитель, а высококомпетентный профессионал - педагог, обладающий глубокими педагогическими знаниями, способный к творчески нестандартным решениям.

Необходимость творческого развития педагогических работников вытекает из стратегических задач реформирования после дипломного образования. Сейчас обществу нужен не слепой исполнитель административных указаний, а высококвалифицированный педагог - профессионал, обладающий современными педагогическими знаниями и способный к нестандартным решениям.

Педагог, который должен понимать следующее, что от того, как развивается его профессиональное мастерство, растет интерес к обучению у обучающихся и в конечном итоге повышается их уровень образования. А самое главное, по моему мнению, это то, от чего все зависит, конечно же, от правильно организованной методической работы (нужно как больше знать о педагоге, гордиться каждым их достижением, защищать от разного рода негативных воздействий и др.) А кто в этом во всем разберется? Конечно же, методист.

Слово «методист» по Ожегову обозначает, специалист по методике, которая в свою очередь, означает совокупность методов обучения чему- нибудь, практическое выполнение чего-нибудь. Специальность методиста подразумевает наличие компетентности, широту кругозора, умение общаться с другими людьми и многое другое.

Методист - путеводная звезда в стране под названием «Профессионализм», он - учитель учителей и ученик учеников, человек небезразличный и творческий.

Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

Суть методической работы вижу в том, чтобы оказать реальную, действенную помощь педагогам дополнительного образования в реализации их профессиональных, творческих способностей, в постижении нового и совершенствования свое педагогического мастерства.

Для того чтобы методическая работа в учреждении дополнительного образования была направлена на повышение профессионального уровня педагога она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.

В Муниципальном казенном учреждении дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть - Кутского муниципального образования (далее МКУ ДО ЦДО УКМО) я работаю методистом уже 17-й год.

Тема методической работы нашего учреждения: обновление содержания деятельности учреждения в соответствии с концепцией дополнительного образования с учетом потребностей всех участников образовательного процесса.

Цель методической работы: создание целостной системы методической работы, направленной на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • совершенствование методики, повышение эффективности занятий, подготовка учебно-методических материалов;
  • обеспечение информационного сопровождения педагогов отдела;
  • совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов.

Формы методической работы: педагогический совет, методический совет, педагогические чтения, открытые занятия, аттестационные мероприятия, организация и контроль курсовой системы повышения квалификации, мониторинг и др.

ЦДО работает по 6 направлениям деятельности-художественная; спортивно-физкультурная, естественнонаучная, туристско-краеведческая, техническая, социально-педагогическая.

Я работаю методистом туристско-краеведческой направленности третий год.

Цель работы нашего методического объединения - оказание действенной помощи педагогам дополнительного образования в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрение передового педагогического уровня, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Задачи: совершенствование нормативно-правовой базы методической службы;

  • внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
  • развитие педагогического творчества и повышения квалификации педагогических работников;
  • создание медиатеки и трансляция педагогического опыта.

Основные направлениям работы отдела - музейная и поисковая деятельность, туристско-краеведческая работа, исследовательская работа.

Основной путь, способный повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их компетенции и эрудиции, думаю, что это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы педагогов.

Мероприятия, которые мы организуем для обучающихся образовательных учреждений города и района - конференции разного уровня, такие как муниципальная краеведческая конференция «Моя школа» (2016г.), «Мой отчий край, моя Сибирь!» (2017г.), «Сибирский край, Усть-Кутская земля! (2018г.)», НПК «Первые шаги в науку».

Обучающиеся детских объединений нашего отдела являются постоянными участниками муниципальных мероприятий: НПК «Шаг в будущее, юниор», XIX НПК школьников «Исследователь природы», Фестиваль проектов и победителями в разных номинациях.

В октябре 2018 года обучающиеся детского объединения «Хранители истории» прошли заочный этап Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов - туристов и были приглашены в Москву на очный этап с 19 по 23 ноября 2018г., где получили дипломы.

Суть методической работы заключается в правильно организованном процессе самообразования, у каждого педагога нашего отдела есть индивидуальная тема по самообразованию, над которой они работают в течение 1-3 лет, после изучения данной темы отчитываются о своей проделанной работе, с применением таких форм, как выступление с докладами, подготовка методической продукции (методические разработки занятий, мероприятий, дидактический материал), проведение открытых занятий и многое другое.

Педагогические работники (педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, методист) нашего отдела участвуют в различных конференциях, например, таких как региональная научно-практическая конференция «Военно-мемориальная работа в Иркутской области: достижения, проблемы, перспективы» (г. Ангарск), V всероссийская конференция (г. Москва), XIV межрегиональная НПК по музейной педагогике (г. Новосибирск), VII Всероссийская НПК «Научно- методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» (г. Кемерово), принимают участие и в других педагогических мероприятиях, таких как IV международный научно-педагогический форум по музейной педагогике (г. Н.Новгород), муниципальный образовательный Форум «Образование района - территория развития и социальной успешности», Региональный семинар - совещание «Теория и практика организации ДО в ОО Иркутской области» (г. Иркутск), Региональный семинар - практикум по туристическим техникам (п. Магистральный), Педагогические чтения (на уровне ЦДО) и др.

Педагоги нашего отдела ежегодно повышают свое мастерство на курсах повышения квалификации в г. Ангарске, Иркутске, Новосибирске, Н. Новгороде, а так же участвуют в вебинарах по определенной тематике.

В конце учебного года (в мае - месяце) проводится Неделя педагогического мастерства отдела туристско-краеведческой направленности, в течение которой педагоги показывают свое педагогическое мастерство на открытых занятиях, мероприятиях, например, в прошлом году был проведен методический семинар для педагогических работников Центра дополнительного образования по теме: «Патриотическое воспитание средствами туристско-краеведческой направленности», семинар для руководителей школьных музеев «Формы и методы музейной работы», уроки мужества, мастер- классы, проведение туристско-краеведческой эстафеты и др.

Мною проводится индивидуальная консультационная работа с молодыми или вновь прибывшими педагогами отдела по вопросам обучения и воспитания, по методике проведения занятия и мероприятия, а также учеба в Школе молодого педагог по различным темам: «Самообразование как важная форма повышения квалификации современного педагога», «Портфолио профессиональной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования», «Аттестация педагогических работников в учреждении дополнительного образования».

В ЦДО являюсь ответственным за процедуру проведения аттестации педагогических работников нашего центра на первую и высшую квалификационную категорию, а так же с 2015 года вхожу в состав региональных экспертов для проведения аттестации педагогических работников Иркутской области.

Ежегодно пополняется банк методической продукции, мною выпускаются сборники методических материалов «Ярмарка педагогических идей», «Педагогические изюминки», материалы муниципального образовательного форума и методических разработок, методические рекомендации различного рода и многое другое.

Для меня методическая работа - это поиск, организация, помощь, контроль, анализ и снова поиск.

Я считаю, чтобы для правильной организации методической работы, нужно больше знать своих педагогов, любить их, гордиться каждым их достижением, помогать им и, конечно же, учится самому, ведь как говорят древние истины: «Учиться можно всю жизнь», «Учитель живет, пока учится», «Век живи, век учись», которые относятся к нам, методистам, тем, кто учит других.