Проект инновационной деятельности в ДОУ: «Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно-технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками


Паспорт инновационной программы

Тема

«Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно-технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ».

Разработчики

заведующий
ст. воспитатель
творческая группа педагогов

Участники программы

Педагоги, воспитанники  и родители (законные представители)

Сроки реализации программы

2016–2019 гг.

Цель

Создание условий  для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формированиясовременной РППС.

Задачи

Обеспечить оснащение информационно-коммуникационной среды ДОУ, в том числе создание «компьютерно-игрового» класса.
Разработать и накопить методическое сопровождение для организации работы педагогов ДОУ в условиях инновационной деятельности.
Сформировать навыки работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).
Активизировать преемственность ДОУ и школы.

Ожидаемые результаты

- Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, в частности информационно-коммуникационной;
- Приобретение и описание опыта по развитию навыков работы с компьютером детей дошкольного возраста;
- Создание банка программно-методического обеспечения по вопросам формирования информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников (компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, методических рекомендаций для педагогов и родителей, циклов занятий «Весёлая информатика для дошкольника» и т.д.);
- Функционирование «компьютерно-игрового класса» ДОУ;
- Положительная динамика информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Инновация программы

Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно–образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации программы

I – подготовительный  
2016-2017 уч.год
II – основной (практический)
2017-2018 уч.год
III – заключительный (обобщающий)
2018-2019 уч.г.

Условия реализации

Информационные
Нормативно-правовая база
Научно-методические
Кадровые
Информационно-коммуникативные
Материально-технические

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

В соответствии ФГОС ДО  формируются новые представления о содержании и организации дошкольного образования: акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.

Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, поэтому оно начинает формировать учебные умения, которые понадобятся выпускникам дошкольных образовательных учреждений на следующей ступени, а именно в школе. Начальная школа переходит к новым стандартам. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной аудио- и видеотехникой. Но недостаточно разработана целостная методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы в соответствии возрастных особенностей детей. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. По-нашему мнению будет важен накопленный педагогический опыт, апробированные в практике нашего учреждения материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей.

В рамках нашей инновационной деятельности дошкольники начнут знакомство с компьютером, а педагоги активнее использовать  ИКТ, для осуществления преемственности дошкольного учреждения и школы.

Образовательное учреждение будет работать в инновационном режиме, реализуя концепцию непрерывного образования в условиях ИКТ-насыщаемой развивающей среды ДОУ. Инновационные идеи по отдельным направлениям деятельности детского сада, в рамках данной площадки, трансформируются в новую модель развивающей среды образовательного учреждения - организация пространства, современное содержание работы и методики, взаимодействие и активность всех участников образовательного процесса.

В соответствии с приказом УО Администрации г.о. г.Выкса  от 19.10.2016 г. № 603, МБДОУ детский сад №14 получил статус Муниципальной инновационной площадки на 2016–2019 год по теме «Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно-технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ».

Цель инновационной работы: Создание условий для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования современной РППС.

Задачи:

  • Обеспечить оснащение информационно-коммуникационной среды ДОУ, в том числе создание «компьютерно-игрового» класса.
  • Разработать и накопить методическое сопровождение для организации работы педагогов ДОУ в условиях инновационной деятельности.
  • Сформировать навыки работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).
  • Активизировать преемственность ДОУ и школы.

Концепция Муниципальной инновационной площадки ориентирована на раздел Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до  2020 года, посвященный информационно-коммуникационным технологиям.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду средством развивающей предметной среды, и рассматриваться не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО, обогатить их, и изменить развивающую среду детского сада в целом.

Принципы и особенности программы

В основу данной программы положен системный подход, а также на принципы:

  • научности,
  • последовательности и преемственности,
  • интеграции,
  • связи обучения с жизнью,
  • сотворчества.

Особенности данной программы:

  • в создании информационно-развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения качества образовательного процесса;
  •  активизация интеллектуальных, волевых и нравственных сил дошкольников  способствует целенаправленному формированию информационно-технической компетентности;
  • переход от наглядно-образного действия ребёнка к наглядно-действенному;
  • разработка и апробация в деятельность программы по формирования информационно-технической компетентности у дошкольников посредством погружения воспитанников в эстетическую ИКТ-насыщенную развивающую среду в сельском ДОУ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - 2016–2017 учебный год.

Цель: создание творческих групп для работы МБДОУ в инновационном режиме; формирование нормативно-правовой базы, оснащение МБДОУ программным обеспечением,компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием, повышение ИКТ- компетентности педагогов, изучение методических пособий, разработок и педагогического опыта по ИКТ технологии в ДОУ, разработка Программы инновационной деятельности МБДОУ.

Второй этап:

ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) 2017–2018 учебный год.

Цель: развитие единой информационной образовательной среды МБДОУ, организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования. Активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса. Функционирование компьютерного класса в МБДОУ. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы дошкольного учреждения перед родителями и общественностью через сайт детского сада, информационные стенды.

Третий этап:

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ) 1 полугодие 2018–2019 уч.года.

Цель: рефлексия проделанной работы, обобщение опыта и представление и результатов разработанной системы диагностики и мониторинга качества образовательной среды МБДОУ детского сада №14, динамика развития и сформированности навыков работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Информационные:

  • Изучение опыта работы использования ИКТ-технологий других дошкольных учреждений.
  • Привлечение интернет-ресурсов
  • Программное обеспечение к интерактивному оборудованию

Нормативно-правовая база:

  • Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил);

Научно-методические:

  • Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических  материалов по использованию информационных технологий в работеДОУ;
  • Создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ (медиатека);
  • Разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

  • Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • Создание творческой группы педагогов для работы по реализации инновационной программы в МБДОУ.

Информационно-коммуникативные:

  • Активизация взаимодействий ДОУ с социумом: детского сада и семьи, педагогическое просвещение родителей (законных представителей).

Материально-технические:

  • Оснащение материально-технической базы МБДОУ в сфере информатизации;
  • Обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
  • Оборудование компьютерного класса.

 Предполагаемые результаты:

  • Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, в частности информационно-коммуникационной;
  • Приобретение и описание опыта по развитию навыков работы с компьютером детей дошкольного возраста;
  • Создание банка программно-методического обеспечения по вопросам формирования информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников (компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, методических рекомендаций для педагогов и родителей, циклов занятий «Весёлая информатика для дошкольника» и т.д.);
  • Функционирование «компьютерно-игрового класса» ДОУ;
  • Положительная динамика информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Перспективный план работы муниципальной инновационной площадки

Основные риски инноваций

Содержание риска

Меры предупреждения и снижения риска

Недостаточное финансирование на приобретение оборудования и программного обеспечения.

Оборудование будет приобретаться постепенно за счет организации дополнительных образовательных платных услуг, субвенции

Кадровый состав (из-за высокой степени ответственности сложно подобрать высококвалифицированные педагогические кадры)

Допустимо набирать молодых специалистов и вести профессиональное непрерывное обучение; стимулирование педагогов.

Недостаточно программного обеспечения для дошкольников.

Создание своих программных продуктов.

Социальная оценка инновации

Муниципальная

Управление образования одобрило инновации по созданию информационно-образовательной среды, т.к. состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды.

Корпоративная

Созданная информационно-образовательная среда позволит оказывать дополнительные образовательные платные услуги, позволит повысить заработную плату педагогов, привлечь внебюджетные средства, укрепить материально-техническую базу, поднять имидж учреждения, сохранить квалифицированные кадры.

Перспективы дальнейшего развития

Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?

В дальнейшем предполагается осваивать новые технологии, новые образовательные программы, апробировать их. Привлечь новых участников, продолжить разработку методических материалов и популяризовать результаты деятельности. Расширить направления работы.

Каким образом  предполагается сохранить и расширить  достижения данного проекта?

Повышать квалификацию педагогов по использованию цифрового и интерактивного оборудования на занятиях. Проводить консультации для педагогов дошкольных образовательных учреждений города и области.

За счет, каких ресурсов предполагается дальнейшее продолжение проекта?

Для развития материально-технической базы образовательного учреждения будут использоваться бюджетные, внебюджетные средства.

Материальное и организационное стимулирование педагогов, активно использующих средства ИКТ в образовательном процессе.

Профессиональное развитие педагогов в области современных образовательных технологий, интегрированных с ИКТ.

Техническое и информационное сопровождение деятельности образовательного учреждения.

Каким образом реализация проекта повлияет на среду, территорию и т.д.? (наличие социальных эффектов от реализации проекта).

По итогам проекта будут готовы:

  • Подготовленные педагогические кадры
  • Нормативные документы
  • Материально-техническая база для проведения занятий с ИКТ
  • Методические ресурсы

Благодаря полученным результатам можно проводить семинары различного уровня, обучающие курсы, консультации, что будет способствовать распространению накопленного опыта.

Методические разработки будут выставлены на Интернет - представительстве образовательного учреждения, их могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений города Костромы и Костромской области.

Опыт нашего дошкольного учреждения поможет расширить спектр дополнительных образовательных услуг.

У дошкольников будут сформированы предпосылки учебной деятельности; дети будут владеть навыками работы на ПК.

Инвестиционная характеристика объекта инноваций

Источники инновации

Бюджетные, внебюджетные средства, средства, полученные от организации платных образовательных услуг, субвенция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предлагаемая Программа инновационного проекта МБДОУ детского сада №14 является результатом деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности.

Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования, позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в Программу, и, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности, как реалистичность, целостность, обоснованность.

Реализация данного проекта будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного воспитания и образования, а именно в вопросах управления и финансирования.

Мы уверены, что Программа инновационного деятелтности по теме будет для нас руководством к действию на ближайшие годы.