Паспорт инновационной программы
Тема |
«Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно-технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ». |
Разработчики |
заведующий |
Участники программы |
Педагоги, воспитанники и родители (законные представители) |
Сроки реализации программы |
2016–2019 гг. |
Цель |
Создание условий для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формированиясовременной РППС. |
Задачи |
Обеспечить оснащение информационно-коммуникационной среды ДОУ, в том числе создание «компьютерно-игрового» класса. |
Ожидаемые результаты |
- Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, в частности информационно-коммуникационной; |
Инновация программы |
Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно–образовательного процесса в ДОУ. |
Этапы реализации программы |
I – подготовительный |
Условия реализации |
Информационные |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В соответствии ФГОС ДО формируются новые представления о содержании и организации дошкольного образования: акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.
Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, поэтому оно начинает формировать учебные умения, которые понадобятся выпускникам дошкольных образовательных учреждений на следующей ступени, а именно в школе. Начальная школа переходит к новым стандартам. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной аудио- и видеотехникой. Но недостаточно разработана целостная методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы в соответствии возрастных особенностей детей. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. По-нашему мнению будет важен накопленный педагогический опыт, апробированные в практике нашего учреждения материалы по применению информационных технологий в воспитании и обучении детей.
В рамках нашей инновационной деятельности дошкольники начнут знакомство с компьютером, а педагоги активнее использовать ИКТ, для осуществления преемственности дошкольного учреждения и школы.
Образовательное учреждение будет работать в инновационном режиме, реализуя концепцию непрерывного образования в условиях ИКТ-насыщаемой развивающей среды ДОУ. Инновационные идеи по отдельным направлениям деятельности детского сада, в рамках данной площадки, трансформируются в новую модель развивающей среды образовательного учреждения - организация пространства, современное содержание работы и методики, взаимодействие и активность всех участников образовательного процесса.
В соответствии с приказом УО Администрации г.о. г.Выкса от 19.10.2016 г. № 603, МБДОУ детский сад №14 получил статус Муниципальной инновационной площадки на 2016–2019 год по теме «Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно-технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ».
Цель инновационной работы: Создание условий для эффективного ведения образовательного процесса в ДОУ с применением современных информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования современной РППС.
Задачи:
- Обеспечить оснащение информационно-коммуникационной среды ДОУ, в том числе создание «компьютерно-игрового» класса.
- Разработать и накопить методическое сопровождение для организации работы педагогов ДОУ в условиях инновационной деятельности.
- Сформировать навыки работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).
- Активизировать преемственность ДОУ и школы.
Концепция Муниципальной инновационной площадки ориентирована на раздел Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, посвященный информационно-коммуникационным технологиям.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду средством развивающей предметной среды, и рассматриваться не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО, обогатить их, и изменить развивающую среду детского сада в целом.
Принципы и особенности программы
В основу данной программы положен системный подход, а также на принципы:
- научности,
- последовательности и преемственности,
- интеграции,
- связи обучения с жизнью,
- сотворчества.
Особенности данной программы:
- в создании информационно-развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения качества образовательного процесса;
- активизация интеллектуальных, волевых и нравственных сил дошкольников способствует целенаправленному формированию информационно-технической компетентности;
- переход от наглядно-образного действия ребёнка к наглядно-действенному;
- разработка и апробация в деятельность программы по формирования информационно-технической компетентности у дошкольников посредством погружения воспитанников в эстетическую ИКТ-насыщенную развивающую среду в сельском ДОУ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - 2016–2017 учебный год.
Цель: создание творческих групп для работы МБДОУ в инновационном режиме; формирование нормативно-правовой базы, оснащение МБДОУ программным обеспечением,компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием, повышение ИКТ- компетентности педагогов, изучение методических пособий, разработок и педагогического опыта по ИКТ технологии в ДОУ, разработка Программы инновационной деятельности МБДОУ.
Второй этап:
ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) 2017–2018 учебный год.
Цель: развитие единой информационной образовательной среды МБДОУ, организация воспитательно-образовательного процесса с опорой на последние достижения в области информатизации для повышения качества образования. Активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса. Функционирование компьютерного класса в МБДОУ. Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы дошкольного учреждения перед родителями и общественностью через сайт детского сада, информационные стенды.
Третий этап:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ) 1 полугодие 2018–2019 уч.года.
Цель: рефлексия проделанной работы, обобщение опыта и представление и результатов разработанной системы диагностики и мониторинга качества образовательной среды МБДОУ детского сада №14, динамика развития и сформированности навыков работы на ПК у детей старшего дошкольного возраста с применением КИК (компьюьютерно-игровых комплексов).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Информационные:
- Изучение опыта работы использования ИКТ-технологий других дошкольных учреждений.
- Привлечение интернет-ресурсов
- Программное обеспечение к интерактивному оборудованию
Нормативно-правовая база:
- Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил);
Научно-методические:
- Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работеДОУ;
- Создание модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ (медиатека);
- Разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:
- Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- Создание творческой группы педагогов для работы по реализации инновационной программы в МБДОУ.
Информационно-коммуникативные:
- Активизация взаимодействий ДОУ с социумом: детского сада и семьи, педагогическое просвещение родителей (законных представителей).
Материально-технические:
- Оснащение материально-технической базы МБДОУ в сфере информатизации;
- Обновление и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
- Оборудование компьютерного класса.
Предполагаемые результаты:
- Обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, в частности информационно-коммуникационной;
- Приобретение и описание опыта по развитию навыков работы с компьютером детей дошкольного возраста;
- Создание банка программно-методического обеспечения по вопросам формирования информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников (компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, методических рекомендаций для педагогов и родителей, циклов занятий «Весёлая информатика для дошкольника» и т.д.);
- Функционирование «компьютерно-игрового класса» ДОУ;
- Положительная динамика информационно-коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Перспективный план работы муниципальной инновационной площадки
Основные риски инноваций
Содержание риска |
Меры предупреждения и снижения риска |
Недостаточное финансирование на приобретение оборудования и программного обеспечения. |
Оборудование будет приобретаться постепенно за счет организации дополнительных образовательных платных услуг, субвенции |
Кадровый состав (из-за высокой степени ответственности сложно подобрать высококвалифицированные педагогические кадры) |
Допустимо набирать молодых специалистов и вести профессиональное непрерывное обучение; стимулирование педагогов. |
Недостаточно программного обеспечения для дошкольников. |
Создание своих программных продуктов. |
Социальная оценка инновации
Муниципальная
Управление образования одобрило инновации по созданию информационно-образовательной среды, т.к. состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды.
Корпоративная
Созданная информационно-образовательная среда позволит оказывать дополнительные образовательные платные услуги, позволит повысить заработную плату педагогов, привлечь внебюджетные средства, укрепить материально-техническую базу, поднять имидж учреждения, сохранить квалифицированные кадры.
Перспективы дальнейшего развития
Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?
В дальнейшем предполагается осваивать новые технологии, новые образовательные программы, апробировать их. Привлечь новых участников, продолжить разработку методических материалов и популяризовать результаты деятельности. Расширить направления работы.
Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?
Повышать квалификацию педагогов по использованию цифрового и интерактивного оборудования на занятиях. Проводить консультации для педагогов дошкольных образовательных учреждений города и области.
За счет, каких ресурсов предполагается дальнейшее продолжение проекта?
Для развития материально-технической базы образовательного учреждения будут использоваться бюджетные, внебюджетные средства.
Материальное и организационное стимулирование педагогов, активно использующих средства ИКТ в образовательном процессе.
Профессиональное развитие педагогов в области современных образовательных технологий, интегрированных с ИКТ.
Техническое и информационное сопровождение деятельности образовательного учреждения.
Каким образом реализация проекта повлияет на среду, территорию и т.д.? (наличие социальных эффектов от реализации проекта).
По итогам проекта будут готовы:
- Подготовленные педагогические кадры
- Нормативные документы
- Материально-техническая база для проведения занятий с ИКТ
- Методические ресурсы
Благодаря полученным результатам можно проводить семинары различного уровня, обучающие курсы, консультации, что будет способствовать распространению накопленного опыта.
Методические разработки будут выставлены на Интернет - представительстве образовательного учреждения, их могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений города Костромы и Костромской области.
Опыт нашего дошкольного учреждения поможет расширить спектр дополнительных образовательных услуг.
У дошкольников будут сформированы предпосылки учебной деятельности; дети будут владеть навыками работы на ПК.
Инвестиционная характеристика объекта инноваций
Источники инновации |
Бюджетные, внебюджетные средства, средства, полученные от организации платных образовательных услуг, субвенция |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемая Программа инновационного проекта МБДОУ детского сада №14 является результатом деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности.
Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования, позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в Программу, и, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности, как реалистичность, целостность, обоснованность.
Реализация данного проекта будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного воспитания и образования, а именно в вопросах управления и финансирования.
Мы уверены, что Программа инновационного деятелтности по теме будет для нас руководством к действию на ближайшие годы.