Интерактивное приложение к программе учебного курса «Край, в котором я живу»

Разделы: Начальная школа, Краеведение, Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: web-квест, краеведение


Составители:

Дмитриенко Вера Николаевна,

учитель информатики МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногоска
педагог дополнительного образования МБУДО «ДДТ» г.Сосногорска

Микулич Анна Валерьевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ№5 г.Сосногорска
педагог дополнительного образования МБУДО «ДДТ» г.Сосногорска

Программа учебного курса «Край, в котором я живу» (далее - Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования и с учётом авторской программы «Край, в котором я живу» Е.В.Полякова, Э.М.Деминой. Концептуальной основой программы является Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми.

Программа направлена на формирование системы знаний, умений, способов деятельности, ключевых компетенций как готовности учащихся использовать их в реальной жизни для решения практических задач, развитие и воспитание младших школьников на основе интегративных связей предметного и краеведческого содержания образования.

Одним из условий успешной реализации ФГОС является опора в образовательном процессе на системно-деятельностный подход и применение   современных образовательных технологий с использованием web-ресурсов сети Компьютер прочно вошел в учебный процесс. Владение компьютерными технологиями встаёт в один ряд с такими навыками, как умение читать и писать.

В качестве образовательного web-продукта, можно предложить проведение уроков в форме квеста (quest), на которых учащиеся включаются в активную познавательную или исследовательскую деятельность по поиску и обработке информации. Quest (англ.) – целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Итогом квеста обычно является представление и защита своей темы, своего героя или эпохи.

Вопросы внедрения квест-технологии в образовательный процесс рассматривались многими учеными, например, как дидактическое средство (Багузина А.И.), как интерактивная методика (Шаматонова Г.Л., Кадемия М.Ю.) в контексте ресурсно-ориентированного обучения (Кононец Н.), как средство реализации метода проектов (Дубаков А.В.), как средство развития медиакомпетентности учеников (Бадарацкий А.В., Григорьева И.В. и др.) [3]
Во исследованиях отмечены дидактические возможности квестовых технологий:

- тренировка и развитие навыков информационной деятельности,

- формирование информационной культуры,

- развитие творческого потенциала,

- развитие коммуникативных умений,

- развитие читательских компетенций,

- формирование учебной мотивации,

- достижение метапредметных результатов.

Как полагает Т.Марч, соавтор разработки технологии веб-квеста, необходимо «мотивировать учащихся к исследованию заданной проблемы с неоднозначным решением», тогда результатом участия в веб-квесте станет понимание «богатства тематических связей» и формирование положительного эмоционального отношения к процессу познания. [4] В процессе творческой работы учащиеся получают не «готовые к употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а сами вовлечены в поисковую деятельность.

Web-квест как интерактивная учебная деятельность, имеет свои отличительные особенности, которые состоят в том, что:

  • web-квест охватывает отдельную проблему, учебный предмет или тему;
  • информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных web-сайтах;
  • поиск информации делает процесс исследования темы интересным;
  • ученики, осуществляя поиск информации для выполнения задания, работает в удобном для него темпе, выбирает посильные задания:
  • работа в группе достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками квеста;
  • результаты работы могут быть представлены на страницах квеста, в форме презентации или газеты, защиты проекта.

Для реализации Программы «Край, в котором я живу», составленной на 4 года (1-4 класс) и включающей в себя темы из различных областей (Приложение 1) был составлен методистом центра развития этнокультурного образования ГОУДПО «КРИРО» Е.В.Поляковым Дидактический материал (Приложение 2) и Методические разработки. Он представляет собой сборник текстов для ознакомления, анализа и расширения кругозора, и методические рекомендации.

А Интерактивное приложение в форме Веб-квеста с аналогичным названием ставит своей целью углубление знаний по темам курса, расширению кругозора учащихся через самостоятельное знакомство их с различными источниками информации.  

Для достижения цели были поставлены задачи:

- воспитание интереса и уважительного отношения к истории родного края,

- развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов,

- формирование информационной культуры, культуры общения и умений работать в группе.

Технологии, используемые на уроках с применением web-квеста: ИКТ, игровая, командная, личностно-ориентированная.

Предметные области охватывают все области курса «Край, в котором я живу»: историю, краеведение, окружающий мир, литературу, фольклор, искусство, географию, этнографию и т.д.

В Интерактивное приложение включены страницы, охватывающие многие темы Программы, в помощь учителю и ученикам.

В таблице представлены темы занятий, содержание, задания и скриншоты страниц образовательного веб-квеста.

Приложение к программе «Край, в котором я живу»

Адрес Интерактивного приложения к программе «Край, в котором я живу» в Интернете: https://kraeveds.wixsite.com/mykrayrodnoy

Заключение

Новизна проведения уроков в форме web-квеста заключается в совершенствовании процесса обучения за счет применения деятельностного подхода и дополнении традиционной образовательной парадигмы «учитель – учебник – ученик» современной и актуальной парадигмой «ученик – информационная среда – учитель». Данная парадигма в условиях информатизации образования является приоритетной для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учеников к использованию web-технологий как на уроках, так и во внеурочное время.

Прохождение web-квеста на уроках предмета «Край, в котором я живу» позволяет участникам ближе познакомиться с историей, природой и культурой родного края. При внимательной работе на сайтах, предложенных по каждой теме, учащиеся могут найти необходимую информацию для выполнения заданий web-квеста и решения итогового теста. Задания проекта ориентированы на разный уровень подготовленности учащихся, поэтому группам для ознакомления предложено несколько сайтов сети Интернет. При разработке заданий и работ для проверки знаний участников квеста учитывались и их творческие способности, и увлеченность Интернет технологиями, и требования школьной программы по «Край, в котором я живу», окружающему миру, искусству.

Создание Интерактивного приложения не закончено. По мере изучения тем курса «Край, в котором я живу» оно будет добавлять, редактировать и совершенствоваться. Ссылку на это Интерактивное приложение можно дать учащимся и для самостоятельного прохождения, выполнения заданий, оформления ответов.

Таким образом, использование технологии web-квеста в духовно-нравственном и патриотическом воспитании и образовании способствует не только расширению знаний учащихся по предмету, но и формированию их информационной культуры.

Список литературы

  1. ФГОС [электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/documents/336 (дата обращения 4.07.2018)
  2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
  3. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
  4. Томас Марч. Алгоритм разработки веб-квеста [электронный ресурс]
  5.  http://wearelinguists.narod.ru/materials/web-quest.pdf (дата обращения 29.08.2018)
  6. Дидактический материал к курсу «Край, в котором я живу»/ составитель Е.В.Поляков, Сыктывкар, КРИРО, 2018
  7. Край, в котором я живу. Программа учебного курса 1-4 класса/ составитель Е.В.Поляков, Сыктывкар, КРИРО, 2018