Концептуальные основы программы метакурса в условиях билингвального обучения с использованием эвристических методов

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: билингвальное обучение


Программы билингвального обучения далеко не новы. Но, как учитель немецкого и английского языков, я считаю, что, в связи с введением второго иностранного языка именно как обязательного, его актуальность приобрела новое звучание (ведь два языка изучают все ребята, и не всегда по желанию). И первостепенную роль здесь, на мой взгляд, играет как раз мотивация, увлеченность, интерес к изучению языков. В поисках путей повышения мотивации я определила для себя ключевые идеи, подходы, систематизировала и сформировала модель и программу своего метакурса. В данной статье представлены ключевые концептуальные идеи, которые легли в основание модели этого курса, программа которого опирается на методы в русле образовательной эвристики.

Структурно модель представляет собой три уровня: методологический, теоретический и практический (таблица 1).

Таблица 1. Модель билингвального обучения с использованием эвристических методов.

Методологический уровень

Теоретический уровень

Практический уровень

Метапредметный подход

А.В.Хуторской

Содержание образования

- Фундаментальные образовательные объекты
- Гипертексты

Содержание обучения

- явления культуры
- философские категории
- языки, тексты, слова, знаки

Культурологический подход

Е.В.Бондаревская
Н.Е.Щуркова

Образовательный процесс

- метапредметы
- метакурсы
- Трансформированная
образовательная среда

Процесс обучения

- программа авторского курса «Языки мира. Мир языков»
- урок-путешествие
- урок-исследование
- урок-проект

Личностно- ориентированный
подход

Ш.А.Амонашвили
Н.А.Алексеев

Образовательная деятельность

- эвристическая
- исследовательская
- проектирование
- моделирование

Деятельность обучающихся

- эвристические методы и приемы
«Шесть шляп мышления», «Корабельный совет», «Защита ошибок», «Маленькие человечки»,
«Пять «Почему?»

Коротко представлю научные, методологические основания модели метакурса.

Метапредметный подход. На нем базируются стандарты второго поколения. Он определяется как инструмент познания. Несколько авторов разрабатывали эту тему: Громыко, Асмолов. Я взяла за основу идеи Андрея Викторовича Хуторского.

Культурологический подход. Культура и язык неразрывны. Ведь язык - это уникальный код, в котором воплощается культура, обобщенное цивилизованное пространство, продукт человеческой мысли и деятельности. Я опиралась на работы Евгении Васильевны Бондаревской, Надежды Егоровны Щурковой.

Личностно-ориентированный подход. Основные идеологи личностно-ориентированного подхода для меня - это Шалва Александрович Амонашвили и Николай Алексеевич Алексеев. Уже в самом названии раскрывается суть - ориентация на личность, на ее создание и развитие, данный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, саморазвития и самореализации ребенка.

Далее идут теоретический и практический уровни модели и метакурса. Именно они  отражают повседневный образовательный процесс, его результа.

Содержание образования формируется из фундаментальных образовательных объектов, это термин Хуторского А.В. К ним относятся, например, гипертексты,такие как Instagram, или философские понятия или явления культуры. Это надпредметное содержание.

Образовательный процесс строится в форме метапредметов, метакурсов, которые, как уже говорилось, выходят за рамки одного предмета. И так же в трансформированной образовательной среде. Такой средой становится парки и музеи, предприятия и выставки, города и природные пространства. В том числе и виртуальные пространства: виртуальные экскурсии, сайты, фильмы.

В качестве главной образовательной  деятельности предлагается эвристическая, исследовательская, проектирование и моделирование. В первую очередь это эвристическая, подразумевающая под собой открытые задания, не имеющие готовых решений. Проектная и исследовательская деятельность освоена уже многими. И моделирование, в нашем случае лингвистическое, гуманитарное в ходе которого ребята создают модель или алгоритм, например, модель создания нового, универсального языка.

Ну и практическая, урочная реализация высказанных идей в содержании обучения. Повторюсь, это явления культуры, философские категории, такие как человек, мир, личность, языки, тексты, слова, знаки. Процесс обучения организован в форме разных типов уроков (урок-исследование, урок-проект, урок-путешествие, урок-открытие нового знания). И это разработанная мною программа метакурса. Деятельность обучающихся - это ряд эвристических методов и приемов, которые уже не раз показали свою эффективность на практике.

Предложенный элективный метакурс "Языки мира. Мир языков" опирается на билингвальное обучение и предполагает достижение учащимися метапредметных образовательных результатов. Курс предлагается как в качестве самостоятельного учебного метапредмета, так и в качестве тематических включений в учебные предметы «Немецкий язык», «Английский язык», «Русский язык». Курс рассчитан на 9 часов занятий. Предназначается для учителей иностранных языков, методистов, руководителей кружков,педагогов допольнительного образования.

Данный метакурс помогает учащимся осваивать лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучать грамматику иностранного языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполнять математические операции на другом языке, знакомиться с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, мировой художественной культурой, читать художественные тексты на иностранном языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами другого языка. Таким образом, специфика иностранного языка, отраженная в курсе, создаёт ученикам идеальные условия для овладения метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках.

Цель курса - развитие метапредметной компетенции учащихся, развитие их одарённости, их самореализация через эвристические приемы и методы с элементами билингвального обучения, создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся.

Для реализации этой цели предлагается решить следующие задачи:

  • совершенствование языковой компетентности в области немецкого и английского языка;
  • знакомство с многообразием языков мира;
  • создание образовательного продукта;
  • обобщение и анализ при работе с грамматическим материалом;
  • освоение эвристических заданий и методов ("Мозговой штурм", "Конференция идей", "Шесть шляп мышления" и др.)
  • преодоление языкового барьера;
  • знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта

В процессе прохождения данного курса ученики получают знания об истории немецкого и английского языков, об элементарных знаниях о других языках, знакомятся с происхождением слов, осмысления собственной роли в познании языковых законов. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Метпредметный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения иностранных языков.

Технология эвристического обучения дает возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам немецкого и английского языков в нашем курсе включены задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся:

Активная эвристическая и проектная работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Организация деятельности курса строится на основе эвристического обучения. Каждый раздел программы предусматривает составление заданий эвристического типа. Активное освоение курса реализуется в разнообразной индивидуальной групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и универсальные действия.

Курс состоит из четырех разделов, которые представляют собой фундаментальные образовательные объекты, каждый раздел включает в себя два урока (см. таблицу 2) Один - урок-исследование или урок-открытия нового знания, второй обязательно - проектирование или моделирование. Оба типа опираются на эвристические методы и приемы. В первом разделе "СЛОВО" первый урок, "Живое слово", работа с лексикой, словарями, сравнение двух языков на лексическом уровне. На втором уроке мы составляем с ребятами обычно "Энциклопедию одного слова". В разделе "ТЕКСТ" первым делом мы беседуем о современных видах текста, а в практической части создаем разные виды текста - изобразительный, аудиотекст, знаковый итд. Раздел "ЯЗЫК" подразумевает разговор о языках, их количестве, родстве и происхождении. На практическом уроке "Лингвистический мешок" мы работаем с картами и воссоздаем языковую карту мира. И в последнем разделе "КУЛЬТУРА" говорим о соотношении понятий "язык-культура", как последняя отражается в языке. Итоговое занятие посвящено созданию модели выдуманной страны.

Таблица 2. Тематическое планирование метакурса "Языки мира. Мир языков".

Тематическое планирование

№ урока

Название темы

Содержание

1

Языки мира. Мир языков

Мотивационное занятие. Цели и задачи курса

 

Раздел  "СЛОВО"

2

Живое слово

Урок-исследование. Имена вещей. Обогащение словарного запаса. Работа со словарями. Метод "Пять почему"

3

Энциклопедия слова

Урок-проект. Создание энциклопедии одного слова

 

Раздел "ТЕКСТ"

4

Современная летопись

Гипертексты современности. Метод "Мозговой штурм"

5

Такие разные тексты...

Урок-проект. Создание текстов: аудиотекст, видеотекст, фототекст, изобразительный текст, знаковый, геометрический

 

Раздел "ЯЗЫК"

6

Языковое древо

Урок-исследование. Что такое языковое древо? Метод эвристических вопросов

7

Лингвистический мешок

Урок-проект. Заполнение лингвистического мешка на обозначенной территории

 

Раздел "КУЛЬТУРА"

8

Язык - зеркало культуры

Урок-беседа. Соотношение категорий "язык-культура"

9

Страна "Вундерланд" ( Планета Фантазия)

Урок-проект. Создание виртуальной экскурсии по выдуманной стране ( планете)

Рекомендуемая литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.
  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.
  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.
  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
  7. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).
  8. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.
  9. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.
  10. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/
  11. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.
  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А.В.Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  13. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А.В.Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  14. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).
  15. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).