Цель: Сформировать навыки относительно длительного монологического высказывания.
Задачи:
- Учить строить картинно-графический план.
- Ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе.
- Работать над семантикой слов: имён существительных и глаголов.
- Развивать дикцию на примере скороговорок.
- Развивать зрительное внимание.
- Развивать линейную память до 7 единиц.
Лексический материал
1. Текст рассказа "Как петух наказал щенка" (по Г.Скребицкому).
Однажды соседский щенок забежал к нам во двор.
На заднем дворе был приготовлен куриный корм.
Корм привлёк щенка.
Щенок набросился на чужую еду.
Но угощению помешал петух.
Драчливый петух налетел на щенка и больно клюнул его в лапу.
Долго больная лапа напоминала о чужом угощении.
2. Загадка про собаку
Гладишь-ласкается,
Дразнишь-кусается. (Собака)
Загадка про цыплёнка
Кто два раза родился:
Первый раз - гладкий,
Второй раз - мягкий,
И скоро петь научился. (Цыпленок)
3.Словарь
привлёк -
угощение - пища, питьё, которым угощают.
(Словарь русского языка под редакцией Ожегова Изд-во "Русский язык", 1981г.)
4. Слова, сложные по семантике
Слова
|
Объяснение по толковому словарю |
Методика работы на уроке |
привлёк |
Словесное толкование: пекут в печи |
|
угощение |
Наглядная демонстрация: логопед, разминая кусок теста, объясняет семантику слова месят: мять, разминать, перемешивать |
|
Подбор синонимов: Крошить, делать мелким |
||
Наглядная демонстрация колосьев пшеницы (или показ предметной картинки с изображением колосьев) |
5. Слова сложной слоговой структуры
Слова
|
Слоговая структура |
Методика работы на занятиях |
соседский |
3-х сложное со стечением согласных |
Метод наращивания слова:
|
приготовлен |
4-х сложное со стечением согласных и с закрытым слогом |
называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, определяем место стечения согласных, делим слово на слоги, проговариваем и записываем по слогам. |
угощение |
4-х сложное |
называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, делим слово на слоги, записываем по слогам. |
драчливый |
3-х сложное со стечением согласных |
Метод наращивания слова:
|
напоминала |
5-ти сложное |
называем гласные по порядку, определяем кол-во слогов в слове, делим слово на слоги, записываем по слогам. |
Оборудование:
- Набор предметных картинок для построения картинно-графического рассказа.
- Планшет-схема для построения картинно-графического рассказа.
- Дополнительные картинки с изображением котёнка, утёнка, мышонка, курицы.
- Слова-глаголы на карточках.
- Экран
Ход занятия
1. Оргмомент
Посмотрите, всё ли готово к нашему занятию, и тихо сядьте.
2. Угадывание детьми темы рассказа
Логопед: Найдем самого внимательного и догадливого из вас.
Тот, кто отгадает загадку, сразу узнает, о ком сегодня будет рассказ.
(см. лексич. материал п.2).
Правильно, собака.
А как называют детёныша собаки? - Щенок.
Первый наш герой-щенок.
А теперь вторая загадка (про цыплёнка).
А папа у цыплёнка кто? - Петух. У нас два героя.
А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Полным ответом Скажите, о ком будет история?
- О щенке и петухе.
Послушайте, какой случай произошел в одном деревенском дворе.
3. Знакомство с текстом рассказа
Логопед раскладывает перед детьми картинки.
Инструкция: "Слушайте рассказ, смотрите на картинки и думайте, какие картинки подойдут к какому предложению." (Логопед читает рассказ, см. лексич. материал п.1).
4. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста, которая представлена в виде картинно-графической схемы
Инструкция: "Мы будем строить план нашего рассказа. Каждое предложение будем записывать схемой. В каждой схеме будет по 3 элемента:
- 1 - картинка, обозначающая слово-предмет,
- 2 - синяя стрелка, обозначающая слово-действие,
- 3 - картинка, обозначающая слово-предмет".
Логопед: Вспомните, о чём говорилось в 1-м предложении.
Какие картинки понадобятся нам для построения 1-го предложения?
Ребёнок: Щенок.
Логопед: Куда щенок забежал?
Ребёнок: Во двор.
Логопед: Ставь эти картинки (щенок, двор) на доску.
Вместо слова забежал ставим синюю стрелку, обозначая слово- действие.
(Аналогично записывается каждое предложение рассказа. В итоге работы на данном этапе построен картинно-графический план).
Что означает слово выпекают? (см. лексич. материал п.3).
5. Знакомство с правилами смысловой связи
Логопед экраном загораживает картинно-графический план (кроме 1 и 2 предложения).
Инструкция: "Найдите картинки, которые помогают дружить предложениям. Мы соединяем их красной стрелкой" (в 1 и 2 предложениях это картинка двор).
Для закрепления правила логопед предлагает зрительный образ:
"Соедините пальчики двух рук, как соединяются звенья в цепи.
Так и предложения соединяются между собой в рассказе".
(Аналогично соединяем красными стрелками последнюю картинку каждого предложения с первой картинкой следующего предложения).
6. Пересказ рассказа каждым ребёнком с опорой на картинно-графический план
Логопед: А теперь каждый из вас, используя построенный нами план, постарается вспомнить и рассказать весь рассказ.
7. Итог
Логопед: Чему научились сегодня на занятии?
Дети:
- научились составлять предложения по картинкам,
- узнали, как подружить предложения,
- научились составлять рассказ по плану,
- услышали и рассказали историю о щенке и петухе.
Логопед: домашнее задание - повторить рассказ так, чтобы окружающие с интересом вас слушали.
Картинно-графический план