Тип урока: изучение нового.
Оборудование и материалы к уроку: репродукции картин И.И.Левитана «Заросший пруд. 1889» и «Цветущие яблони», В.Д.Поленова «Заросший пруд. 1879», И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», И.К.Айвазовского «Овцы, загоняемые бурею в море»; мультимедийное оборудование; комплекты карточек с заданиями; учебники УМК Шмелёва А.Д. и УМК Рыбченковой Л.М.
Цели урока:
- организовать работу по освоению понятия «причастие» на основе сравнения с прилагательным и глаголом;
- развивать ценностно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир), общекультурную (освоение научной картины мира, частью которого является родной язык, знакомство с творениями русских художников и понятием «экфрасиса»), учебно-познавательную (выполнять исследовательскую работу), коммуникативную (работа в группе), информационную (исследовательская работа), личного самосовершенствования (физкультминутка, исследовательская деятельность на уроке) компетентности обучающихся;
- воспитывать культуру научной речи, культуру работы в группе, художественное восприятие окружающего мира.
Эмоциональная подготовка
На экране демонстрируется репродукция картины И.И.Левитана «Заросший пруд» (1889 г.)
Подготовленный ученик читает стихотворение Эллы Гоник:
* * *
Здесь мир особый – трепетный, живой,
Шум городской сюда не долетает,
Во всём царит непуганый покой,
И тишина стоит – совсем немая.Не дрогнет гладь заросшего пруда, –
Он весь подёрнут ряской, тиной мёртвой,
И тёмная недвижная вода
В своей угрюмой мрачности безмолвна.Нет ни людей, ни птиц и ни зверей, –
Пруд погружён навечно в сон глубокий,
И в этом царстве призрачных теней
Лишь запустенье, тишь… и нет дороги…
О чём говорится в стихотворение? Какие чувства в нём выражены?
Действительно, в стихотворении описана эта картина. Такие литературные произведения называются экфрасисами.
Вы знаете, кисти какого русского художника принадлежит пейзаж?
Как вы думаете, как называется эта картина?
Заросший пруд. Это словосочетание упоминается и в стихотворении.
Давайте запишем название картины. Определите, из каких частей речи оно состоит.
Если со словом пруд затруднений не возникнет, то о слове заросший будут разные мнения: одни скажут, что это прилагательное, другие – глагол.
Сегодня, ребята, мы встретились с новой частью речи, и, как всякого незнакомца, нам надо его изучить, чтобы выяснить, что он из себя представляет и на что способен. Тем более, что таких слов в русском языке много, – слов, похожих на прилагательные и глаголы.
1. Целеполагание
Вам предстоит стать исследователями. Сформулируйте учебную задачу, которую вам надо будет решать на уроке.
Как вы думаете, что надо делать для достижения результата?
Но прежде давайте вспомним признаки прилагательных и глаголов.
1. Распределите указанные на табличках признаки в две колонки «Имя прилагательное» и «Глагол»:
Имя прилагательное | Глагол |
Признаки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Обозначает действие предмета |
Обозначает признак предмета |
||
Спрягаются |
||
Могут иметь в составе суффиксы: -н-, -ан (-ян), -ин, -ист-, -чив-, -енн-, -к-, -ск-, -ее-, -айш-(-ейш-) и |
||
Относится к качественным, относительным, притяжательным |
||
Делятся на два вида: совершенный и несовершенный |
||
Бывают возвратные и невозвратные |
||
Могут иметь в составе суффиксы: -ть (-ти), -ся(-сь), -л-,-и, -ова-(-ева-), -ирова- и |
||
Бывают переходные и непереходные |
||
Изменяются по наклонениям (изъявительному, повелительному, сослагательному) |
||
Могут иметь краткую форму |
||
Могут иметь степени сравнения |
||
Могут иметь в составе окончания: -ой, -ий, -ая, -ое, -ее, -ие, -ого (-его), -ей, -ому, -ему, -ую (-юю), -им (-ым), -ых (-их), -а, -о |
||
Могут иметь в составе окончания: -ешь (-ишь), -ет(-ит), -ем(-им), -ете(-ите), -ут-(ют,-ат,-ят), -те, -а, -о, -и |
||
Склоняются (изменяются по падежам, числам и родам) |
2. Следующий этап урока
Работа в группах по 4-5 человек, один из которых капитан (можно назвать по-другому: звеньевой, лидер, командир и т.п.). Капитан управляет работой группы.
- Каждая группа получает исследовательское задание: репродукции картин, названия которых включают новую часть речи, карточки со словами, два из которых вам хорошо знакомы – это прилагательное и глагол – и одно «новенький», и план действий. Используя его, вы будете сравнивать слова на карточке и сделаете выводы о том, какими признаками обладает слово-незнакомец. На основании полученных результатов придумайте название для данной части речи, аргументируйте.
Можно предложить следующие комплекты:
- Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»
Светлый, светиться, освещённый
- Репродукция картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
Цветочный, цветущий, расцвести
- Репродукция картины Айвазовского «Овцы, загоняемые бурею в море»
Гоночный, загоняемые, гонять
- Репродукция картины В.Д.Поленова «Заросший пруд»
Рослый, заросший, вырасти
- Репродукция картины И.Э. Грабаря «Неубранный стол»
Уборочный, неубранный, разбирать
Задания
1. Объясните значение этого слова с помощью выражения «… - это тот, который (-ая,-ого, -ых) …». Задайте вопрос к изучаемому слову. Попытайтесь определить общее значение данной части речи.
2. Измените прилагательное по падежам, числам, родам. Попробуйте так же изменить новое слово. Сделайте вывод.
3. Измените глагол по лицам и числам. Попробуйте то же сделать с новым словом. Сделайте вывод.
4. Выполните морфемный разбор «новичка». Определите, как (от какой части и с помощью какой морфемы) слово образовано.
5. Составьте предложения с данным словом. Определите, к какой части речи оно относится и какую синтаксическую роль выполняет.
6. Дайте определение части речи на основе результатов наблюдений по плану:
а) общее значение части речи. К какой части речи относится и на какой вопрос отвечает?
б) как изменяется;
в) каким способом и от какой части речи образовано;
г) какую синтаксическую роль выполняет в предложении.
7. Подберите название части речи на основе полученных данных.
Минутка релаксации
1 упражнение. «Циферблат». Это упражнение снимает усталость после интенсивной умственной работы. Сядьте так, чтобы спина была прямая. Представьте, что перед вами находится циферблат, расположенный в вертикальной плоскости. Вращайте головой по воображаемому циферблату сначала в одну сторону, затем в другую. Увеличьте амплитуду и скорость движения.
2 упражнение. «Восьмёрка». Это упражнение для глаз. Встаньте прямо. Голова, шея, спина – на одной линии. Представьте, что у стены перед вами нарисована горизонтальная восьмёрка. Плавно ведите взглядом по ней. Сначала в одну сторону, затем – в другую. Теперь восьмёрка выросла, заполнив всё поле зрения. Так же глазами ведём по воображаемой восьмёрке сначала в одну сторону, потом - в другую.
Садитесь. Продолжим работу.
Сравним результаты, полученные разными группами. Данные внесём в таблицу на экране.
Все ваши названия данной части речи интересны. Но в науке уже существует имя для таких слов – причастия. Подумайте почему?
Обратимся к учебнику Шмелёва А.Д. «Русский язык. 6 класс» и прочитаем определение данной части речи. Сравним результат нашей работы с научным.
Далее прочитайте определение причастия в учебнике Рыбченковой Л.М. «Русский язык. 7 класс»
Какой вывод о научных взглядах на статус причастия в системе частей речи русского языка можно сделать?
Определите тему сегодняшнего урока.
Творческая работа
Рассмотрите репродукции картин русских мастеров живописи. Вспомните, что вы сегодня узнали новое слово – «экфрасис». Что оно означает?
Попробуйте составить свой экфрасис (4-5 предложений), попытайтесь не только описать изображённое, но и выразить чувства, вызванные произведением искусства.
Итоговая рефлексия
- Что для меня самым полезным было на уроке?
- Что для меня на уроке было самым интересным?
- Что на уроке для меня было трудным?
- На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Домашнее задание: из книги, которую вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых употреблены причастия, устно докажите, что это причастия. Напишите экфрасис по картине, в название которой входит причастие.
Список литературы для учеников
- Шмелёв А.Д. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016.
- Рыбченкова Л.М. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
- http://wikipedia.org/wiki
- http://slovari.yandex.ru
- http://www.gramota.ru/
Список литературы
- Шмелёв А.Д. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016.
- Рыбченкова Л.М. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
- http://www.stihi.ru/2012/09/04/1387