Конспект урока русского языка по теме "Понятие о причастии"

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7

Ключевые слова: причастие, глагол, Имя прилагательное, морфологические признаки


Тип урока: изучение нового.

Оборудование и материалы к уроку: репродукции картин И.И.Левитана «Заросший пруд. 1889» и «Цветущие яблони», В.Д.Поленова «Заросший пруд. 1879», И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем», И.К.Айвазовского «Овцы, загоняемые бурею в море»; мультимедийное оборудование; комплекты карточек с заданиями; учебники УМК Шмелёва А.Д. и УМК Рыбченковой Л.М.

Цели урока:

  • организовать работу по освоению понятия «причастие» на основе сравнения с прилагательным и глаголом;
  • развивать ценностно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир), общекультурную (освоение научной картины мира, частью которого является родной язык, знакомство с творениями русских художников и понятием «экфрасиса»), учебно-познавательную (выполнять исследовательскую работу), коммуникативную (работа в группе), информационную (исследовательская работа), личного самосовершенствования (физкультминутка, исследовательская деятельность на уроке) компетентности обучающихся;
  • воспитывать культуру научной речи, культуру работы в группе, художественное восприятие окружающего мира.

Эмоциональная подготовка

На экране демонстрируется репродукция картины И.И.Левитана «Заросший пруд» (1889 г.)

Подготовленный ученик читает стихотворение Эллы Гоник:

* * *

Здесь мир особый – трепетный, живой,
Шум городской сюда не долетает,
Во всём царит непуганый покой,
И тишина стоит – совсем немая.

Не дрогнет гладь заросшего пруда, –
Он весь подёрнут ряской, тиной мёртвой,
И тёмная недвижная вода
В своей угрюмой мрачности безмолвна.

Нет ни людей, ни птиц и ни зверей, –
Пруд погружён навечно в сон глубокий,
И в этом царстве призрачных теней
Лишь запустенье, тишь… и нет дороги…

О чём говорится в стихотворение? Какие чувства в нём выражены?

Действительно, в стихотворении описана эта картина. Такие литературные произведения называются экфрасисами.

Вы знаете, кисти какого русского художника принадлежит пейзаж?

Как вы думаете, как называется эта картина?

Заросший пруд. Это словосочетание упоминается и в стихотворении.

Давайте запишем название картины. Определите, из каких частей речи оно состоит.

Если со словом пруд затруднений не возникнет, то о слове заросший будут разные мнения: одни скажут, что это прилагательное, другие – глагол.

Сегодня, ребята, мы встретились с новой частью речи, и, как всякого незнакомца, нам надо его изучить, чтобы выяснить, что он из себя представляет и на что способен. Тем более, что таких слов в русском языке много, – слов, похожих на прилагательные и глаголы.

1. Целеполагание

Вам предстоит стать исследователями. Сформулируйте учебную задачу, которую вам надо будет решать на уроке.

Как вы думаете, что надо делать для достижения результата?

Но прежде давайте вспомним признаки прилагательных и глаголов.

1. Распределите указанные на табличках признаки в две колонки «Имя прилагательное» и «Глагол»:

Имя прилагательное

Глагол

Признаки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Обозначает действие предмета

Обозначает признак предмета

Спрягаются

Могут иметь в составе суффиксы: -н-, -ан (-ян), -ин, -ист-, -чив-, -енн-, -к-, -ск-, -ее-, -айш-(-ейш-) и

Относится к качественным, относительным, притяжательным

Делятся на два вида: совершенный и несовершенный

Бывают возвратные и невозвратные

Могут иметь в составе суффиксы: -ть (-ти), -ся(-сь), -л-,-и, -ова-(-ева-), -ирова- и

Бывают переходные и непереходные

Изменяются по наклонениям (изъявительному, повелительному, сослагательному)

Могут иметь краткую форму

Могут иметь степени сравнения

Могут иметь в составе окончания: -ой, -ий, -ая, -ое, -ее, -ие, -ого (-его), -ей, -ому, -ему, -ую   (-юю), -им (-ым), -ых (-их), -а, -о

Могут иметь в составе окончания: -ешь (-ишь), -ет(-ит), -ем(-им), -ете(-ите), -ут-(ют,-ат,-ят), -те, -а, -о, -и

Склоняются (изменяются по падежам, числам и родам)

2. Следующий этап урока

Работа в группах по 4-5 человек, один из которых капитан (можно назвать по-другому: звеньевой, лидер, командир и т.п.). Капитан управляет работой группы.

- Каждая группа получает исследовательское задание: репродукции картин, названия которых включают новую часть речи, карточки со словами, два из которых вам хорошо знакомы – это прилагательное и глагол – и одно «новенький», и план действий. Используя его, вы будете сравнивать слова на карточке и сделаете выводы о том, какими признаками обладает слово-незнакомец. На основании полученных результатов придумайте название для данной части речи, аргументируйте.

Можно предложить следующие комплекты:

  • Репродукция картины И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем»

Светлый, светиться, освещённый

  • Репродукция картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»

Цветочный, цветущий, расцвести

  • Репродукция картины Айвазовского «Овцы, загоняемые бурею в море»

Гоночный, загоняемые, гонять

  • Репродукция картины В.Д.Поленова «Заросший пруд»

Рослый, заросший, вырасти

  • Репродукция картины И.Э. Грабаря «Неубранный стол»

Уборочный, неубранный, разбирать

Задания

1. Объясните значение этого слова с помощью выражения «… - это тот, который (-ая,-ого, -ых) …». Задайте вопрос к изучаемому слову. Попытайтесь определить общее значение данной части речи.

2. Измените прилагательное по падежам, числам, родам. Попробуйте так же изменить новое слово. Сделайте вывод.

3. Измените глагол по лицам и числам. Попробуйте то же сделать с новым словом. Сделайте вывод.

4. Выполните морфемный разбор «новичка». Определите, как (от какой части и с помощью какой морфемы) слово образовано.

5. Составьте предложения с данным словом. Определите, к какой части речи оно относится и какую синтаксическую роль выполняет.

6. Дайте определение части речи на основе результатов наблюдений по плану:

а) общее значение части речи. К какой части речи относится и на какой вопрос отвечает?

б) как изменяется;

в) каким способом и от какой части речи образовано;

г) какую синтаксическую роль выполняет в предложении.

7. Подберите название части речи на основе полученных данных.

Минутка релаксации

1 упражнение. «Циферблат». Это упражнение снимает усталость после интенсивной умственной работы. Сядьте так, чтобы спина была прямая. Представьте, что перед вами находится циферблат, расположенный в вертикальной плоскости. Вращайте головой по воображаемому циферблату сначала в одну сторону, затем в другую. Увеличьте амплитуду и скорость движения.

2 упражнение. «Восьмёрка». Это упражнение для глаз. Встаньте прямо. Голова, шея, спина – на одной линии. Представьте, что у стены перед вами нарисована горизонтальная восьмёрка. Плавно ведите взглядом по ней. Сначала в одну сторону, затем – в другую. Теперь восьмёрка выросла, заполнив всё поле зрения. Так же глазами ведём по воображаемой восьмёрке сначала в одну сторону, потом  - в другую.

Садитесь. Продолжим работу.

Сравним результаты, полученные разными группами. Данные внесём в таблицу на экране.

Все ваши названия данной части речи интересны. Но в науке уже существует имя для таких слов – причастия. Подумайте почему?

Обратимся к учебнику Шмелёва А.Д. «Русский язык. 6 класс» и прочитаем определение данной части речи. Сравним результат нашей работы с научным.
Далее прочитайте определение причастия в учебнике Рыбченковой Л.М. «Русский язык. 7 класс»

Какой вывод о научных взглядах на статус причастия в системе частей речи русского языка можно сделать?

Определите тему сегодняшнего урока.

Творческая работа

Рассмотрите репродукции картин русских мастеров живописи. Вспомните, что вы сегодня узнали новое слово – «экфрасис». Что оно означает?
Попробуйте составить свой экфрасис (4-5 предложений), попытайтесь не только описать изображённое, но и выразить чувства, вызванные произведением искусства.

Итоговая рефлексия

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

Домашнее задание: из книги, которую вы сейчас читаете, выпишите 5 предложений, в которых употреблены причастия, устно докажите, что это причастия. Напишите экфрасис по картине, в название которой входит причастие.

Список литературы для учеников

  1. Шмелёв А.Д. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016.
  2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
  3. http://wikipedia.org/wiki
  4. http://slovari.yandex.ru
  5. http://www.gramota.ru/

Список литературы

  1. Шмелёв А.Д. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016.
  2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
  5. http://www.stihi.ru/2012/09/04/1387