Сейчас в России наблюдается подъём интереса к народной культуре. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народному творчеству. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые ещё остались, чтобы передать их в будущее. Нужно, чтобы сегодняшние школьники не просто узнали (получили информацию), но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Как это не печально, но на сегодняшний день, культура народа чужда и неизвестна большинству народа. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.
В последнее время много говорят о проблеме толерантности. Толерантность - это терпимость, уважение к людям других национальностей, к их самобытности и культуре. Но как можно уважать чужую культуру, не зная свою? Зная своё, понимаешь и оцениваешь по достоинству чужое. Поскольку сегодня остро встаёт вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». В этой сфере деятельности имеет преимущества дополнительное образование детей.
Большой потенциал и перспективы развития, задача любого курса, связанного с изучением народной культуры в приобщении. Важно, чтобы дети присвоили культуру себе. Здесь на первый план выступает проблема мотивации. Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации обучающихся. Поэтому, целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Детям младшего школьного возраста очень нравится изготавливать традиционные русские народные куклы. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками. Куклы-закрутки создаются сравнительно быстро, у них простая технология.
Традиционные русские народные куклы, предоставляют большой простор для фантазии и выбора. На основе традиции можно работать с разными материалами, а также модернизировать и создавать новые образы.
При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и происходит введение детей в народную культуру, способствующую эстетическому развитию.
Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.
При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить; то, чего нет ни у кого, кроме нас. В каждом изделии частичка детской души, выражение индивидуальности, творчества. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка это важно в период идентификации, самоопределения.
Овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры, может повлиять на самоопределение ребёнка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.
Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и лёгкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд.
Организация свободного времени ребёнка, занятость важным делом в глазах сверстников, родителей и педагогов, творческая успешность, самореализация способствуют формированию положительного социального поведения кружковцев. При этом решается ряд задач:
- воспитание семейных ценностей и взаимоотношений (совместные работы для номинации «сотворчество мамы и ребёнка», изготовление детьми подарков членам семьи). А также создание композиций «семеек» из кукол и игрушек-зверушек.
- духовное воспитание (тематические композиции к Рождеству и Пасхе).
- патриотическое воспитание (композиции на военную тему);
- экологическое воспитание при создании поделок с применением натуральных материалов (ткань, пряжа, лыко, палочки), изготовление игрушек из бывших в употреблении вещей, давая материалу «вторую жизнь»;
- здоровьесберегающее развитие (активная деятельность пальцами рук, развитие мелкой моторики, ловкости, координации и точности действий);
- воспитание положительного социального поведения и самореализация обучающихся посредством участия в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях;
- способствование выявлению личностных интересов и развитию профессиональной ориентации;
- эстетическое воспитание и развитие художественного вкуса, умения ценить прекрасное;
- культурологическое воспитание через изучение традиций казачества и русского народа;
- опыт коллективных творческих дел - сотрудничество с объединениями отдела, кружками МОУ ДЮЦ Волгограда (совместные работы-проекты «Казачья горница», «Славянский дом», «Ярмарка», «Мой друг - конь», игра «Колесо времён»);
Занятия по традиционным русским народным куклам способствуют развитию нравственных качеств (самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, дисциплинированность, уважение к прошлому нашей страны, старшему поколению). А также социально важных навыков взаимодействия: коллективное сотрудничество, взаимопомощь, выполнение общественно значимых проектов, умение представить свою работу другим людям.
Литература
- Завелишко Т.В. Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре. Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.mirwomne.ru/semia/articles/tradizii-semii/dpi-kak-priobshenie-k-narodnoj-kulture/
- Мишина М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: автореферат дис. кандидата культурологии: 24.00.01 / rubbk Мишина Марина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2011. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formy-bytovaniya-traditsionnoi-kukly-v-kulturnom-prostranstve-postindustrialnogo-obshchestva