Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Части речи”.
Задачи:
- Образовательные: закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках существительного, прилагательного, глагола, их роли в предложении; отработать умение находить имена существительные, прилагательные, глаголы в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
- Коррекционно-развивающие: развивать аналитико-синтетическую функцию мышления, планирующую функцию речи, корригировать связную устную и письменную речь, обогащать активный словарь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, внимательное отношение к родному слову.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока
2. Проверка домашнего задания (Индивидуальная работа по карточкам)
1. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
В скворечнике живет молодой скворец.
2. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
Лохматая собака сторожила дом.
3. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
Ребята правильно решили трудную задачу.
4. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
Быстрая река начинается в горах.
5. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
Юные садоводы работают у реки.
6. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
Пришла зеленая весна.
7. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
3. Наблюдение над языковым материалом (повторение грамматических и синтаксических признаков частей речи)
Прочитайте предложения (упр. 282).
Захотел дятел пить. Клюв у него крепкий. Пробил дятел в коре дырочку. Потек по стволу сладкий сок. Дятел напился и улетел.
Докажите, что перед нами текст. О чем он? Какой дятел? Что он сделал? Зачем?
Сколько предложений в данном тексте? Запишите первое предложение. Слова каких частей речи встречаются в этом предложении?
Определите все орфограммы в предложении, комментируйте их по очереди (ЗАХОТЕЛ – ЗА – приставка, приставки ЗО – нет, ХОТЕЛ - корень ХОТ – проверочное слово – ХОЧЕТ).
Спишите остальные предложения, подчеркните все орфограммы, устно объясните их. Найдите 4-е предложение, выполните его синтаксический разбор, указывая, какой частью речи выражен тот или иной член предложения.
Сверь запись в тетради с текстом в учебнике. Оцени свою работу.
4. Теоретическая пятиминутка (тест)
1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Обозначают…
- Предмет
- Действие предмета
- Признак предмета
2. Какие группы слов отвечают на вопрос что?
- малина, лист, цветок
- гимназист, Егор, учебник
- смородина, собака, буква
3. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают…
- Признак предмета
- Предмет
- Действие предмета
4. Определи группу слов, которые обозначают форму.
- мелкая, большая, глубокая
- треугольный, овальный, квадратный
- сладкий, горький, пресный
5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? Что делают?
- Действие предмета
- Признак предмета
- Действие предмета
6. Сколько слов обозначают действие предмета?
стоит, муха, рисует, зеленый, цветок, смотрят, карандаш, грустный, течет.
- 6
- 4
- 1
5. Физминутка
6. Практическое закрепление
Прочитайте текст.
Утро. Завтрак. Чай.
Солнце. Праздник. Май.
Мама. Папа. Брат.
Площадь и парад.
Какие части речи употребил автор для описания праздника?
Спишите, укажите род существительных. Как мы различаем существительные по родам?
Подберите к существительным третьей строчки определения (прилагательные), запишите получившиеся словосочетания. Определите род у прилагательных. Как вы это сделали?
Прочитайте еще раз вторую строчку. К каждому сущетвительному подберите глаголы. Что у вас получилось? (предложения). Запишите три получившихся предложения, можно использовать не только глаголы, но и другие части речи.
Прочитайте, что у вас получилось.
7. Развитие речи (работа в парах)
Рассмотрите рисунок. Перечислите, ЧТО вы видите на рисунке (запишите существительные).
- КАКИЕ люди изображены на нем? (запишите прилагательные).
- Что происходит, что делают люди? (запишите глаголы).
8. Итоги урока
- О каких частях речи мы сегодня говорили на уроке
- Для чего нам служат имена существительные?
- Какие грамматические категории имен прилагательных вам известны?
- Каким членом предложения может быть глагол?*
9. Домашнее задание
Стр. 216, упр. 302. Прочитай и запиши загадки, напиши отгадки, подчеркни глаголы. Выучи одну загадку наизусть, приготовься писать ее по памяти.