Урок русского языка по теме "Части речи. Повторение". СКОУ VIII вида. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Части речи”.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках существительного, прилагательного, глагола, их роли в предложении; отработать умение находить имена существительные, прилагательные, глаголы в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
  • Коррекционно-развивающие: развивать аналитико-синтетическую функцию мышления, планирующую функцию речи, корригировать связную устную и письменную речь, обогащать активный словарь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, внимательное отношение к родному слову.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока

2. Проверка домашнего задания (Индивидуальная работа по карточкам)

1. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

В скворечнике живет молодой скворец.

2. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

Лохматая собака сторожила дом.

3. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

Ребята правильно решили трудную задачу.

4. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

Быстрая река начинается в горах.

5. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

Юные садоводы работают у реки.

6. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

Пришла зеленая весна.

7. Спиши предложение, поставь вопросы от главных членов предложения к второстепенным.

3. Наблюдение над языковым материалом (повторение грамматических и синтаксических признаков частей речи)

 Прочитайте предложения (упр. 282).

Захотел дятел пить. Клюв у него крепкий. Пробил дятел в коре дырочку. Потек по стволу сладкий сок. Дятел напился и улетел.

Докажите, что перед нами текст. О чем он? Какой дятел? Что он сделал? Зачем?

Сколько предложений в данном тексте?  Запишите первое предложение. Слова каких частей речи встречаются в этом предложении?

Определите все орфограммы в предложении, комментируйте их по очереди  (ЗАХОТЕЛ – ЗА – приставка, приставки ЗО – нет, ХОТЕЛ  - корень ХОТ – проверочное слово – ХОЧЕТ).

Спишите остальные предложения, подчеркните все орфограммы, устно объясните их. Найдите 4-е предложение, выполните его синтаксический разбор, указывая, какой частью речи выражен тот или иной член предложения.

Сверь запись в тетради с текстом в учебнике. Оцени свою работу.

4. Теоретическая пятиминутка (тест)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? Что? Обозначают…

  • Предмет
  • Действие предмета
  • Признак предмета

2. Какие группы слов отвечают на вопрос что?

  • малина, лист, цветок
  • гимназист, Егор, учебник
  • смородина, собака, буква

3. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают…

  • Признак предмета
  • Предмет
  • Действие предмета

4. Определи группу слов, которые обозначают форму.

  • мелкая, большая, глубокая
  • треугольный, овальный, квадратный
  • сладкий, горький, пресный

5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? Что делают?

  • Действие предмета
  • Признак предмета
  • Действие предмета

6. Сколько слов обозначают действие предмета?

стоит, муха, рисует, зеленый, цветок, смотрят, карандаш, грустный, течет.

  • 6
  • 4
  • 1

5. Физминутка

6. Практическое закрепление

Прочитайте текст.

Утро. Завтрак. Чай.
Солнце. Праздник. Май.
Мама. Папа. Брат.
Площадь и парад.

Какие части речи употребил автор для описания праздника?

Спишите, укажите род существительных. Как мы различаем существительные по родам?

Подберите к существительным третьей строчки определения (прилагательные), запишите получившиеся словосочетания. Определите род у прилагательных. Как вы это сделали?

Прочитайте еще раз вторую строчку. К каждому сущетвительному подберите глаголы. Что у вас получилось? (предложения). Запишите три получившихся предложения, можно использовать не только глаголы, но и другие части речи.

Прочитайте, что у вас получилось.

7. Развитие речи (работа в парах)

Рассмотрите рисунок. Перечислите, ЧТО вы видите на рисунке (запишите существительные).

- КАКИЕ люди изображены на нем? (запишите прилагательные).

- Что происходит, что делают люди? (запишите глаголы).

8. Итоги урока

  • О каких  частях речи мы сегодня говорили на уроке
  • Для чего нам служат имена существительные?
  • Какие грамматические категории имен прилагательных вам известны?
  • Каким членом предложения может быть глагол?*

9. Домашнее задание

Стр. 216, упр. 302. Прочитай и запиши загадки, напиши отгадки, подчеркни глаголы. Выучи одну загадку наизусть, приготовься писать ее по памяти.