Цели: ознакомить обучающихся с органами слуха, их значением и гигиеной; расширять знания о бережном отношении к органам слуха; побудить дорожить тем, чем наделила природа, заботиться о безопасности и здоровье ушей; научить элементарным правилам бережного отношения к ушам.
Оборудование:
- картинки животных: (летучая мышь, змея, рыба, кузнечик, сова);
- таблица «Внутреннее строение органа слуха»;
- таблица «Сила звука»;
- модель уха (разрезная);
- проигрыватель;
- пластинка «Бетховен «Патетическая» соната»;
- портрет Л. Ван Бетховена;
- учебник «Окружающий мир» 4 класс (автор Н.Ф.Виноградова).
Ход урока
Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим изучение органов чувств, вспомним и поговорим о командном центре нашего организма – о … (мозге).
Проверка домашнего задания. Подготовка к восприятию нового материала.
И прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте обратимся к вашим знаниям и постараемся дать ответ на вопрос: «Кто как слышит?» (Учащиеся рассказывают о животных, учитель показывает картинки этих животных).
Ребята, какое значение имеет слух для животных?
Проблемный вопрос: (работа в парах).
А как слышим мы? (Рассуждение детей).
Полнее и подробнее мы сможем ответить на этот вопрос в конце нашего урока.
Изучение нового материала
Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Слух. Береги слух».
Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доске записаны слова, которые на первый взгляд не имеют к нашему уроку никакого отношения:
МОЛОТОЧЕК
НАКОВАЛЬНЯ
СТРЕМЕЧКО
Исходя из вашего жизненного опыта, скажите, что означают эти слова.
(Дети объясняют значение слов, обращают внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы -оч, -ек, -ечк. 2-3 подготовленных ученика зачитывают значения слов из словаря).
Объяснение темы урока
Органом слуха человека является ухо, но то, что мы видим снаружи – ушная раковина, - не самая важная часть нашего уха. Ушная раковина, как воронка, лишь собирает звук и направляет его в наружный слуховой проход. (показ по таблице)
Наружный слуховой проход – это тупичок, который заканчивается тонкой плёнкой – барабанной перепонкой.
За барабанной перепонкой находится полость среднего уха. Здесь и находятся самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко. Все они соединены подвижно. Молоточек крепится к барабанной перепонке. Когда звук давит на перепонку, она начинает вибрировать (дрожать). Эта вибрация передаётся молоточку, с него, усиливаясь, на стремечко.
Стремечко закрывает отверстие внутреннего уха. Внутреннее ухо – это раковина, похожая на домик улитки. Её так и называют ушной улиткой.
Ушная улитка внутри заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на овальное окошко, жидкость в улитке приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает это движение жидкости, возникает нервный импульс, который передаётся в мозг. За долю секунды мозг переводит этот импульс, анализирует его и … о радость!
- Что же происходит? (Мы слышим).
Закрепление
Работа с учебником (работа в парах).
Посмотрите глазками в учебнике, как устроено наше ухо, поговорите по какому пути проходит звук.
Практическая работа (у доски).
Из отдельных частей составляем модель уха. (Каждую часть отдельный ученик).
Все вместе в тетрадях повторяем, как проходит звук.
(Ушная раковина → наружный слуховой проход → барабанная перепонка → молоточек → наковальня → стремечко → ушная улитка → слуховой нерв → мозг.)
Проблемный вопрос:
А сейчас, ребята, самый трудный вопрос: «Чего лишён человек, у которого нарушен слух?»
(Он не слышит шелест травы, шум улиц, пение птиц, не может петь сам, потому что не представляет, что такое звук).
Понятие «звуковая волна». (Учитель)
«…Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит …» – так говорил Некрасов Н.А. о звуке.
Чтобы понять: что такое звук, надо ответить на вопрос: «Как создаётся звук?» (Дети: крикнуть, топнуть, хлопнуть).
На примере линейки можно увидеть, как рождается звук.
Практическая работа: Возьмём линейку, закрепим один её конец, оттянем другой и резко отпустим… Линейка задребезжала.
Если мы внимательно рассмотрим все приведённые вами примеры, то обнаружим:
Звук создаётся коротким или длинным колебанием.
Стукнули в дверь – она дернулась и послала в воздух глуховатый звук. Все звуки производятся предметами, которые совершают быстрые поступательные движения. Эти колебания заставляют двигательные молекулы (частицы) воздуха, те – соседние частицы и т.д. Это движение и есть то, что мы называем звуковой волной.
Работа с учебником – «Сила звука».
Найдите отрывок, в котором говорится, как измеряется звук, сила звука? (учащиеся зачитывают).
Работа с таблицей «Сила звука».
Посмотрите на шкалу громкости. Обратите особое внимание на бытовые приборы. По таблице определите минимальный и максимальный предел звука.
- Что опасно для слуха человека?
Человеческое ухо может выдержать звук в 100 Дц.
«Гигиена слуха» – самостоятельная творческая работа.
Чтобы уху не пришлось «выдерживать» звук, чтобы с нашим слухом ничего не случилось, надо придерживаться определённых правил.
Составьте их.
(Дети составляют про себя, затем вслух высказываются и все вместе выясняем, что можно делать с ухом, а что – нельзя).
Теперь давайте сверимся с учебником. Найдите, где в тексте записаны эти правила. Зачитайте. Мы были правы?
Психологическая минутка.
Слушание музыки.
А сейчас я хочу предложить вам послушать музыку. (Звучит «Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Начало (2 мин) дети слушают музыку в тишине, затем на фоне музыки учитель начинает свой рассказ.)
Вы слушаете одно из замечательных произведений Людвига ванн Бетховена.
Детство Бетховена было короче, чем детство его сверстников. Уже в 6 лет Бетховен выступал на концертах, которые устраивал его отец. Тогда они не принесли ему славы. Но к 10 годам он прославился в Бонне как органист и клавенсинист.
Особенно близки были Бетховену сонаты. Одну из них – «Патетическую» – вы сейчас и слушаете.
Судьба композитора, как и всех великих, была не легка. К 28 годам Бетховена настигла глухота. Он стал меньше выступать, а вскоре и совсем перестал, но музыку творить продолжал. И ещё какую музыку?! Глухота не могла помешать рождению гениальных симфоний, сонат, увертюр.
Бетховен стал глухим, но продолжал слышать то, что сочинял. Как? А вот так: в зубах он зажимал палочку, этой палочкой нажимал на клавиши. Звук (вибрация) по палочке переходил на зубы, отсюда по костям черепа всё же попадал в мозг в виде сигнала. Мозг расшифровывал этот сигнал и … Бетховен «слышал».
- Что вы почувствовали при прослушивании музыки? (печаль, радость, тревогу, волнение) Так и должно быть. В переводе «Патетическая» означает «волнующая, приводящая в чувство».
Итоги
Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, о чём вы сегодня узнали на уроке? Что вам понравилось, запомнилось и вы хотели бы повторить? В чём нам помог учебник?
Оценка работы учащихся.
Литература
1. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Окружающий мир. Учебник в 2 частях. Москва: Вентана-Граф, 2018.
2. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир: 3-4 классы. Методика обучения - Москва: Вентана-Граф, 2018.
3. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.