Из опыта создания мультфильма для детей с ОВЗ на логопедическом занятии в школе

Разделы: Логопедия


Успех коррекционной – развивающей работы зачастую достигается благодаря использованию элемента неожиданности, новизны, чему в немалой степени способствует демонстрация мультфильма на логопедическом занятии. Мультфильм максимально пробуждает интерес обучающихся к познавательной деятельности.

Если учесть, что у обучающихся с ОВЗ накоплен негативный опыт к обучению и как следствие ко всем школьным пособиям и логопедическим в том числе: книгам, картинкам, карточкам и т.д. Как правило к школьному обучению многие дети не первый год занимаются у логопеда, им не интересны классические логопедические материалы (дидактические пособия, карточки, сюжетные и предметные картинки и т.д.). Поэтому возникла идея создания серии мультфильмов для обучающихся детей с ОВЗ.

Мультфильм – интересен детям своей яркостью и новизной, так как не растиражирован, такого пособия нет ни в каком другом учебном учреждении. Просматривая мультфильм, обучающиеся ассоциируют себя с героями мультфильма, становятся участниками процесса обучения, даже не подозревая этого.

Актуальность пособия

Мультфильм – это дидактическое пособие, которое позволяет облегчить работу учителя – логопеда при автоматизации и дифференциации звуков в речи. Привлечь и сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом звуке. Мультфильм – это яркий момент, позволяющий детям отвлечься и отдохнуть. Он не переутомляет обучающихся.

Мультфильм отвечает дидактическим принципам:

  1. Этиопатологический – (учет этиологиии и механизмов речевого нарушения) позволяет формировать речевые навыки обучающихся в условиях естественного речевого общения.
  2. Системного подхода – моделирует различные ситуации речевого общения, которые позволяют последовательно усваивать изучаемый на логопедических занятиях материал, формируя у обучающихся умение перенести его в повседневную, реальную жизнь, способствуя закреплению правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
  3. Наглядности – позволяет наблюдать, рассматривать, прослушивать, что способствует формированию сенсорных навыков, через чувственное восприятие и личное наблюдение обучающихся.
  4. Самостоятельности – дает возможность обучающимся самим, многократно повторять нужный материал.
  5. Доступность – проста в использовании, учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Мультфильм создается под конкретных обучающихся с ОВЗ, вызывает интерес и эмоциональный отклик, создавая положительный эмоциональный настрой на работу,  реализует основные и коррекционные задачи.

Практическая значимость мультфильма

Формирует положительную мотивацию у обучающихся на успехи в логопедической работе. Мультфильм дает пример – героя, который был неуспешен, но, постаравшись, достиг больших результатов. Мультфильм создаёт для обучающихся атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, открытости в общении.

Дидактическое пособие используется на индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятиях по предупреждению и преодолению нарушений письма и чтения.

  1. Пособие – современное средство обучения, в основе которого лежат традиционные формы обучения. Эффективно формируются речевые навыки за счет самостоятельного многократного повторения. При просмотре мультфильма ребенку становится интересно, он неосознанно повторяет за героями мультфильма нужные нам четверостишия, дает самостоятельную речевую активность.
  2. Мультфильм эффективно используется как аудиовизуальное средство обучения, так как позволяет комплексно воздействовать сразу на два сенсорных анализатора обучающихся: зрительный и слуховой, что позволяет максимально формировать у обучающихся личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.

Пособие создано с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся с ОВЗ конкретного учебного учреждения, которое рассчитано на обучающихся 1–4 классов, для закрепления правильного произношения изучаемых звуков и автоматизации звуков в речи.

Возраст обучающихся 7–10 лет. Пособие может быть использовано как самостоятельно ребенком – на индивидуальном занятии, так и на фронтальном занятии при просмотре в группе. Может быть использован не только как нужный фрагмент пособия для автоматизации звуков [Р]=[Л], [Д]=[Т], но и как весь мультфильм для развития связной речи обучающихся. Как словесный метод – пересказ, беседа. После просмотра мультфильма обучающиеся могут пересказать сюжет мультфильма, ответить на заданные учителем – логопедом вопросы. Обменяться впечатлениями от увиденного, самостоятельно придумать продолжение мультфильма с данными героями или ввести в сюжет новых героев и т.д.

Новый стандарт ФГОС предъявляет требования к реализации основной образовательной программы через использование ИКТ-технологий. В связи с чем нами был выбран метод мультипликации как новая более доступная форма воздействия на обучающихся и наиболее эффективный способ передачи информации.

Мультфильм, как дидактическое средство обучения, был создан, чтобы занятия стали нтересными и увлекательными.

Процесс создания мультфильма занял шесть месяцев, с сентября по февраль. Работа над мультфильмом велась в следующей последовательности и проходила в несколько этапов:

Этап I

На первом этапе – в сентябре месяце – состоялось планирование работы и написание сценария будущего мультфильма.

Для пополнения дидактических пособий в сентябре месяце было решено создать анимационное пособие, для чего учителем - логопедом написан сценарий будущего мультфильма.

Этап II. Создание мультфильма

На втором этапе – велась непосредственная работа по созданию самого мультфильма.

При изготовлении мультфильма использовались рисунки, которые создали обучающиеся во время логопедических занятий.

Он создан с использованием ИКТ-технологий: анимация, звук, цвет, иллюстрации – детские рисунки. На основе презентации Microsoft PowerPoint. С помощью звуковых и визуальных функций была создана презентация, эффект выхода дает возможность воспринимать ее как мультфильм.

Этап III. Озвучивания мультфильма

Обучающиеся логопункта озвучивали мультфильм, даже несмотря на то, что некоторые дети находились на этапе автоматизации звука. На это пошли, чтобы не только поощрить детей, но и, учитывая требования стандарта ФГОС, по мере сил и возможностей включать в работу каждого обучающегося, что позволило наблюдать индивидуальный рост и повышение самооценки учащихся с речевыми проблемами.

Мультфильм дал возможность детям отработать новые навыки и формы речевого поведения, которые могут пригодиться им для саморазвития и социальной адаптации.

Этап IV. Заключительный этап

На четвертом этапе – представления, демонстрации мультфильма на логопедических занятиях.

После того, как работа над мультфильмом была закончена, его продемонстрировали всем обучающимся на логопункте.

Нашими достижениями можно считать не только расширение коммуникативных умений и навыков речевого общения обучающихся с ОВЗ, но мы добились цели внедрения ФГОС в логопедическую работу обучающихся через применение ИКТ-технологий.

Мультфильм можно охарактеризовать и как новую методическую разработку, позволившую пополнить материально-техническую базу и улучшившую условия преподавания на логопедических занятиях.

Список литературы

  1. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2012. – 176 с. – (Работа по новым стандартам).