В городе богини Афины. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока: составить представление о городе Афины как центре греческой культуры; учиться описывать памятники культуры Афин, быт и праздники афинян; особое внимание уделить духовной культуре афинян и роли античного наследия в современном мире; составить первоначальное представление об общегреческих ценностях.

Планируемые результаты

  • Предметные: описывать памятники истории и культуры Афин; выявлять черты их сходства и различия по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
  • Метапредметные: учиться работать в группе, определять собственное отношение к явлениям культуры прошлого; формулировать свою точку зрения и аргументировать ее; слушать других учеников; работать с различными источниками информации, в том числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
  • Личностные: формировать мотивацию к изучению нового материала; осмысливать культурный и нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия и термины: храм, Агора, Акрополь, архитектурный ордер (дорический, ионический), портик, фронтон, Пропилеи, Парфенон, Эрехтейон, кариатиды.

Оборудование:

  • Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2016. - §37;
  • компьютерная презентация «В городе богини Афины» (Приложение 1);
  • раздаточный материал (Приложение 2) и (Приложение 3).

Электронные ресурсы

  • История Древнего мира. Мультимедийный учебный комплекс. 5 класс. (DVD, "1 С"). История Древнего мира. Модели, игры, тренажеры (DVD, "Просвещение")
  • Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов. – http://schoolcollection.edu.ru
  • Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима - http://www.mhk.spb.ru

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1. Организационый момент

Приветствие учеников, распределение по группам.

2. Мотивационно-целевой этап

Афиняне очень гордились своим городом. "Ты чурбан, если не видел Афин. Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд".

- О чем свидетельствует эта оценка? Каковы были причины богатства могущества Афин в V в. до н.э.

На предыдущих уроках мы говорили о расцвете греческих полисов после греко-персидских войн, о населении полисов. Расцвет афинской демократии связывают с именем стратега Перикла, которого выбирали на эту должность в течение 15 лет. Стараниями Перикла Афины превратились в один из красивейших городов Эллады. Недоброжелатели упрекали Перикла в том, что он потратил союзную казну на украшение города. Вспомните, что предложил Перикл в ответ на эти упреки (он предложил возместить эти затраты из собственных средств, но на зданиях поместить таблички со своим именем). Почему афиняне, подумав, отвергли это предложение? (Красота города должна быть общим достоянием, прославляющим его жителей).

Проблемный вопрос. Почему Афины до сих пор вызывают восхищение туристов?

План урока

1. Керамик.

2. Агора - главная площадь Афин.

3. На афинском Акрополе.

3. Работа по теме урока

Мы уже начали с вами знакомство с Афинами, а точнее с портом Пиреем - морскими воротами Афин. Предлагаю продолжить наше путешествие-знакомство с городом (задание: составить карту достопримечательностей Афин). Показ презентации (Приложение 1)

- Как вы думаете, почему город Афины имеет такое название? (Ученики вспоминают миф о споре Афины и Посейдона за право стать покровителем города. почему победу одержала Афина?)

- Какая дорога приведет нас из Пирея в Афины? (дорога, окруженная Длинными стенами, построенными стратегом Фемистоклом. Они защищали город и дорогу в случае осады, сохраняя сообщение с морем)

1. Керамик

Афины - это шумный город с узкими улочками. Одноэтажные и двухэтажные дома, похожие друг на друга, выходят глухими стенами в переулки. Они небольшого размера, не имеют украшений ( в отличие от общественных зданий, храмов)

- Как вы думаете, почему греки не стремились к украшению жилых домов? (Большую часть времени мужчины проводили в общественных местах - на Агоре, в Народном собрании, на спортивных площадках, близ храмов, в театре. Дома лишь едят и спят).

Среди жителей Афин были кузнецы, каменщики, кожевники, ткачи. Особенно много было гончаров, Они селились на северо-западе от Акрополя, в районе Керамик, название которого произошло от слова керамос, что в переводе с греческого означает глина. В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских, где из глины делали различные изделия.

Работа с иллюстрациями (учебник, альбом по культуре Древнего мира, раздаточный материал) - знакомство в видами гончарных произведений, их назначением (учеб. с.176).

Особенное восхищение вызывали краснофигурные и чернофигурные вазы.

- Почему они так назывались?

- Какие сюжеты изображались на вазах? (сцены из мифов, поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея", состязания атлетов, военные сцены, диковинные животные и птицы).

- Для чего мог предназначаться пифос? (Это большой сосуд-бочонок для хранения разных припасов. В пифосе мог спокойно уместиться человек. По легенде именно в такой бочке жил знаменитый греческий философ Диоген)

- Почему амфора не имела плоского дна? Предположите, почему у нее была такая странная форма.

2. Агора - главная площадь Афин

Выйдя из Керамика, мы направимся на юго-восток. Наш путь проходит мимо рыночной площади - Агоры. По утрам в рыночные часы здесь было многолюдно и шумно. Слышны голоса торговцев, зазывающих покупателей.

На агоре можно было не только купить продукты, но и узнать последние новости, встретиться с друзьями. От палящего солнца можно было укрыться в тени портиков (полуоткрытых помещений, крышу которых поддерживают колонны).

Работа с учебником (с.177-178): -Какие еще сооружения находились на Агоре? Перечислите их.

Афиняне не представляли себе жизни без ежедневных посещений Агоры.

Но сегодня мы не будем задерживаться на Агоре. Наш путь ведет дальше...

3. На афинском Акрополе

В каком бы месте Афин вы не находились, отовсюду был виден Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами (в переводе с греческого верхний город). Акрополь - сердце Афин. Здесь находились главные храмы, к которым собирались жители города в дни празднеств. Самые древние храмы были деревянными. Но они были сожжены персами по приказу царя Ксеркса (В каком году это произошло? Во время каких событий? - 480 г. до н.э. Вторжение персов в Грецию).

После победы над персами большинство сооружений Акрополя были перестроены заново по инициативе Перикла. Именно за них его ругали в народном собрании. Работами руководил выдающийся греческий скульптор и архитектор Фидий (-Какие его работы вам известны? - Скульптура Зевса в Олимпии).
У подножия Акрополя располагался театр Диониса.

Поднимемся на Акрополь и познакомимся с его сооружениями.

На Акрополь ведет неширокая тропа. Полого поднимаясь, она огибает холм и подводи к входной колоннаде - Пропилеям.

Пропилеи - это крытая проходная галерея из темного камня и светлого мрамора. Слева - массивный мраморный павильон. Это Пинакотека - первый в мире художественный музей. Здесь знаменитые художники изобразили эпизоды Троянской войны. Работы греческих художников не сохранились, мы можем судить о них по росписям на вазах.

Справа перед нами самое маленькое здание Акрополя - храм богини Ники, построенный в честь победы над персами.

Нику обычно представляли прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили Нику бескрылой. - Как вы думаете, почему? (Чтобы победа никогда не покидала Афины)

Пройдя Пропилеи, мы окажемся на площади. Прямо перед нами возвышается бронзовая статуя Афины - воительницы, в доспехах и шлеме. Ее создал знаменитый скульптор Фидий. Блистающие на солнце доспехи были видны издалека, служили своеобразным маяком для кораблей, подплывающим к Пирею.

Здесь же мы видим несколько храмов. Познакомимся с особенностями греческой архитектуры. Греческие храмы представляли собой прямоугольное здание, окруженное колоннами, с двускатной крышей. Храм находился, как правило, на трехступенчатом основании. Внутреннее пространство храма небольшое, в нем помещались статуя бога, ценные подарки, казна полиса. Основное действие проходило перед храмом на площади. Поэтому главное внимание уделяли внешнему виду здания.
Сложились определенные правила соотношения разных частей здания - ордер (порядок). В период расцвета Греции существовали два архитектурных ордера - дорический и ионический.

Дорический ордер

Ионический ордер

Колонны массивны и лишены украшений. Храмы величественны и строги. Напоминают воинственный и твердый характер дорийцев, их потомков - спартанцев

Колонны стройные, заканчиваются красивыми завитками, похожими на бараньи рога. Храмы изящны, легкие. Напоминают утонченных афинян, поклонников науки и искусства.

Теперь каждой из групп предстоит выполнить задание: познакомиться с одним из памятников и поделиться своими знаниями и впечатлениями с другими группами.

Материал для 1 группы. Познакомьтесь с Парфеноном

Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, создавал впечатление безупречной красоты, благодаря ясному чувству меры и гармонии, вызывал всеобщее восхищение.

Построен он был архитекторами Иктином и Калликратом в 447-438 гг. до н.э. Размеры храма: 70х30 м, окружен 46 колоннами.

Парфенон сложен из мраморных блоков с деревянным потолком. Греки не признавали ни глины, ни извести, ни цемента, а укладывали блоки, вырубая в мраморе пазы, соответствующие выступам в соседних плитах. прочность постройки достигалась главным образом безукоризненной подгонкой деталей. Только в особо ответственных местах, например в колоннах, камни просверливали насквозь и соединял бронзовыми скобами или штырями. Пазы между металлом и камнем заливали свинцом.

Скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На восточном фронтоне изображена сцена рождения Афины (учеб. с.179). На западном - спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой (учеб. с.142). На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов, северного - разрушение Трои, западного - битва афинских героев с амазонками, южного - схватка греков с кентаврами. И наконец, финалом этой скульптурной симфонии является рельефный фриз Парфенона, который проходит вокруг всего здания. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м изображалось торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города.

В начале 19 века Парфенон лишился многих своих скульптур. Вывоз большей части фрагментов Парфенона связан с именем английского лорда Элгина, который вывозил бесценные скульптуры для того, чтобы украсить свой дом в Шотландии коллекцией древностей. При перевозке многие скульптуры были повреждены или погибли, некоторые для удобства транспортировки распиливались. Даже английский парламент высказывал сомнения в юридической и нравственной чистоте этого «грабежа» Парфенона. И до сих пор между Грецией и Великобританией идут споры о возвращении великого наследия на родину.

Материал для 2 группы: Познакомьтесь с описанием статуи Афины в Парфеноне

На высоком постаменте стояла двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины Девы), созданная Фидием из дерева, золота и слоновой кости. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к основания из дерева, так что казалось, будто голова и руки изваяны из драгоценного и благородного материала, придававшего чертам чуть сурового лица богини мягкость. Желтоватая кость казалась белой благодаря контрасту с одеянием богини, сделанным из чеканных листов золота. В приглушенном свете на фоне красных и синих стен мерцающая золотом фигура казалась таинственной и могущественной.

На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди - эгида с маской Медузы Горгоны, у ног богини скульптор помести громадного священного змея, на правой руке богиня держала двухметровую крылатую богиню Нику, а левой рукой - щит. На рельефе этого щита Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие за святотатство.

"Скульптор Фидий подрядился изготовить статую [Афины]. Так как он был другом Перикла (главы Афинского государства) и пользовался у него большим авторитетом, то у него было много личных врагов и завистников; а другие хотели на нём испытать народ — как поступит народ в случае суда над Периклом. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сесть на площади в виде молящегося и просить, чтобы ему было дозволено безнаказанно сделать донос на Фидия и обвинить его. Народ принял донос благосклонно. При разборе этого дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось: по совету Перикла Фидий с самого начала так приделал к статуе золото и так её обложил им, что можно было всё его снять и проверить вес, что в данном случае Перикл и предложил сделать обвинителям. Но над Фидием тяготела зависть к славе его произведений, особенно за то, что, вырезая на щите сражение с Амазонками, он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с Амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копьё перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон.

Итак, Фидий был отведён в тюрьму и там умер от болезни, а по свидетельству некоторых авторов, от яда, который дали ему враги Перикла, чтобы повредить тому в общественном мнении". (По книге Плутарха «Жизнь Перикла»)

Материал для 3 группы: познакомьтесь с Эрехтейоном

Памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин. Находится на Акрополе к северу от Парфенона. Строился в 421–406 гг. до н.э. в сложной обстановке Пелопоннесской войны. Архитектор не известен. Храм посвящен Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею и располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Не случайно рядом росло оливковое дерево – дар Афины (в 480 г. оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь), а в самом храме находился колодец с ключом соленой воды, выбитым Посейдоном. Эрехтейон служил хранилищем важнейших реликвий полиса. Храм имел необычную планировку с нарушением симметрии. В целом он был построен в ионическом ордере, но на южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, где колоннами были шесть статуй девушек кор (кариатид) высотой более двух метров из пентеликонского мрамора. В наши дни от храма остались развалины, кариатиды заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее (одна кариатида, вывезенная лордом Эльджином в XIX в.) и в музее Акрополя (все прочие).

Выступление представителей групп с кратким рассказом об "увиденном".

Здесь наше путешествие заканчивается. Со времен Перикла и Фидия минули века. Время и войны разрушили прекрасные храмы Акрополя. Но даже их руины производят неизгладимое впечатление на посетителей Афин.

"Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи - и почувствовал то, что не забуду до самой смерти.

В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота... Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя... Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного великого народа". (Д.С.Мережковский, русский поэт, писатель, литературный критик)

4. Закрепление изученного материала

Познакомьтесь со стихотворением русского поэта М.Волошина.

Серый шифер. Белый тополь. 
Пламенеющий залив. 
В серебристой мгле олив 
Усечённый холм — Акрополь. 
Ряд рассеченных ступеней, 
Портик тяжких Пропилей, 
И за грудами камений 
В сетке лёгких синих теней 
Искры мраморных аллей. 
Небо знойно и бездонно — 
Веет синим огоньком. 
Как струна, звенит колонна 
С ионийским завитком. 
За извивами Кефиза 
Заплелись уступы гор 
В рыже-огненный узор...
Луч заката брызнул снизу... 
Над долиной сноп огней... 
Рдеет пламенем над ней он — 
В горне бронзовых лучей 
Загорелый Эрехтейон... 
Ночь взглянула мне в лицо. 
Чёрны ветви кипариса. 
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
М.Волошин

- Какие достопримечательности Афин упоминаются в этом стихотворении?

- Какие поэтические сравнения использовал автор для архитектурных памятников Акрополя?

2. Заполните карточки с кроссвордом (Приложение 2).

3. Напишите рядом с цифрами названия памятников афинского Акрополя, указанных на плане (Приложение 3)

5. Подведение итогов урока

- Какие части города Афины вам известны?

- Какое значение они имели для жителей Афин?

- За что афиняне любили свой город?

- С какими достопримечательностями Афин мы познакомились? Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

- Что нового вы узнали?

Д/з: §37, вопр., план Афин на карте, составить рассказ-описание по рисунку.

Творческое задание: Выберите греческий сосуд любой формы и украсьте его росписью. Сюжет придумайте самостоятельно. Не забудьте про орнамент. В вашем распоряжении черный, коричневый, кирпичный, желтый и белый цвета.

Литература

  1. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы. - М., 1988.
  2. Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. "Вариации прекрасного". - М., 2011.
  3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. - М., 1996.
  4. Книга для чтения по истории древнего мира. - М., 1981.
  5. Хрестоматия по истории древнего мира. - М., 1991.
  6. Электронное приложение к учебнику "История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - М., 2008.