Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками, учитывающей их особые образовательные потребности.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Одним из резервов повышения качества и эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ в ДОУ является разработка системы профилактики нарушений в развитии детей, что предполагает раннюю диагностику и раннюю коррекцию выявленных недостатков в развитии детей дошкольного возраста.
Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие); с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом; с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Исходя из выше изложенного, нами были определены задачи организации коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ:
– создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
– обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития;
– организация системы эффективного педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативной, коррекционно-логопедической деятельности;
– преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
– постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
– охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
– изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Решение данных задач возможно только при понимании всеми педагогами и родителями воспитанников, что детский сад должен быстро реагировать на изменения в обществе. Это возможно только тогда, когда в ДОУ будет режим непрерывного развития, рост профессионализма на всех уровнях. Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности всех.
Для решения данных задач на логопункте ДОУ были созданы следующие условия:
– проведена логопедическая диагностика;
– по результатам диагностике составлен на каждого ребенка с ОВЗ индивидуальный план работы;
– проведена работа по улучшению материально-технической базы логопедического кабинета;
– разработаны консультации для родителей детей с ОВЗ;
– составлен план совместной работы родителей детей с ОВЗ и педагогов.
Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов:
– изучение современных тенденции в вопросах интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях ДОУ;
– разработка и апробирование модели коррекционно-развивающего обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях логопункта ДОУ;
– создание методических рекомендации для педагогов и родителей, дидактическое обеспечение интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях логопункта ДОУ.
Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ заключается в том, что коррекционный процесс, осуществляется на первом этапе в присутствии родителей ребенка (логопед показывает родителям, приемы правильного общения с ребенком дома), обучающие задания даются всегда в игровой форме.
Задача логопеда и родителей на этом этапе вызвать у ребенка положительные эмоции во время общения, как с педагогом, так и со сверстниками.
На втором этапе обучения проводим работу по формированию словарного запаса, и только потом переходим к третьему этапу обучения - развитию фонематических процессов.
Решение задач инклюзивного образования детей со специальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе родителей этих детей. Для организации взаимосвязи с родителями организован родительский клуб «Чисторечье».
Дети с нарушением речи, обучающиеся на логопункте нашего детского сада, принимают активное участие в различных конкурсах и праздниках, проводимых как внутри детского учреждения «Юный чтец», так и в городских мероприятиях «Театр-творчество – дети», «Риторика».
Работа по данной проблеме дает свои положительные результаты, и следует продолжать ее, так как наблюдается увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями.
Литература
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
2. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ / Е.В.Кулагина // Социологические исследования. – 2009, №2, С. 107 – 116. – (Социология образования).
3. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18