Цели: повторить последовательность и образование чисел второго десятка; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся образоавывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Мотивация
Математика, друзья,
Абсолютна всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
(Учитель на доску прикрепляет на А4 различные геометрические фигуры и предметы, а дети называют недостающую фигуру)
2. Устный счет
- Прямой и обратный счет от 11 до 20.
- Сколько десятков и единиц в числе 17,13,11,16
- Назовите число, в котором 1 дес. 1 ед.;
1 дес.8 ед.; 1 дес. 4 ед.; 2 дес.
- Найди закономерность и назови следующие два числа:
а) 1,3,5,7 …. (9,11)
б) 10,20,30,….(40,50)
в) 7,17,…. (27,37)
Игра «Приведи корабли к причалу»
(На доске прикреплены кораблики с примерами, учащиеся прикрепляют на кораблики правильный ответ).
3. Работа над задачами
(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель задает вопросы по рисунку, учащиеся выбирают решение и поднимают карточку с номером выражения).
- Сколько яблок в корзине? (3)
- На сколько яблок около корзины меньше, чем в корзине? (2)
- Сколько яблок около корзины? (4)
- Сколько всего яблок?
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение.
Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти
Еду с мамой в зоосад
Я считаю всех подряд
Пробегает дикобраз –
Это раз.
Чистит перышки сова
Это два
Третий стала росомаха,
А четвертой - черепаха.
Серый волк улегся спать –
Это пять.
Попугай в листве густой,
Он шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять - это бегемот,
Рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый.
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать –
Надо снова начинать!.
В.Орлов
- До какого числа научился считать мальчик?
- А до какого числа научились считать на прошлом уроке вы?
- Давайте проверим.
- Посчитайте от 10 до 20.
- Посчитайте от 11 до 17, от 15 до 19.
- Назовите число, которое при счете перед числом 15,18,20, между числами 17 и 19, 12 и 14, 18 и 20.
- Назовите соседей 19,13,17.
(учитель показывает два листа: на одном листе десяток, а на другом – отдельные квадратики.
- Как называется это число?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
IV. Работа по теме урока
Практическая работа.
- Я задумала число, которое идет при счете после числа 13.
- какое число я задумала? (14)
- Положите перед собой 16 палочек. Сколько десятков и сколько единиц в числе 16? (1 десяток и 6 единиц)
- Представьте число 12 в виде суммы десятков и отдельных единиц ( 12 – это 10 и 2, или 1 десяток и 2 единицы)
V. Физкультминутка
Буратино потянулся
Влево, вправо повернулся,
Раз согнулся, разогнулся,
Головою повертел
И за парту тихо сел.
VI. Закрепление изученного материала
1. Прочитайте задачу.
Бабушка купила 2 десятка яиц, но 1 яйцо разбилось. Сколько яиц осталось?
- Десяток это сколько?
- А 2 десятка?
- Как узнать, сколько осталось?
- Какое число получаем, когда вычитаем 1: следующее или предыдущее?
- Какое число стоит перед числом 20?
2. Математический диктант.
- Найти сумму чисел 6 и 2.
- Найти разность чисел 12 и 2.
- I слагаемое 10, II слагаемое три – найти сумму.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 7, найти разность.
- Число 16 уменьшить на 1.
- К числу 19 прибавить 1.
3. Решение задачи, пришедшая по электронной почте.
- Ребята, к нам пришло письмо по электронной почте?
- А как вы понимаете электронная почта? (ответы детей )
На экране компьютера появляется задача.
Незнайка решил сам составить задачу. Можно ли решить ее?
- Прочитайте задачу.
У Незнайки было несколько яблок, а у Пончика на 4 яблока меньше.
Сколько яблок у Пончика?
- Задачу решить невозможно.
- Почему?
- Чтобы решить задачу, нужно ее дополнить.
(дети дополняют задачу и решают самостоятельно)
VII. Рефлексия
(Самостоятельная работа. Работа в парах)
- Оцените своего товарища:
- молодец, числа названы правильно;
- хорошо, ошибки есть, но немного;
- тебе нужна помощь учителя.
- Кто понял новую тему?
- Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
- Какие числа мы сегодня изучали?
- Что означают части слова в названии чисел до 20?
- Как образуются такие числа?
Окончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное Вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
А знания точно уж вам пригодились.
СПАСИБО!