Цель:
- Учить детей различать признаки времён года, помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе, и те закономерности, которые в ней происходят.
- С помощью поэтического слова показать красоту различных явлений: птиц, насекомых, животных.
- Тесная связь с устным народным творчеством.
- Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику с использованием пальчиковой игры.
Оборудование: Иллюстрации растений, животных, «ручеёк», дуги, гимнастическая скамейка, мяч, набивные мячи (кочки), обручи 4 штуки, гимнастические палки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о осени, чтение рассказов, стихов; разучивание пальчиковой игры; наблюдение за изменениями в природе на прогулке; игры на координацию и ловкость выполнения движений.
Методы: Беседа, рассказ, показ (иллюстраций).
Ход занятия
Звучит песня «Вместе весело шагать по просторам».
Дети входят в спортивный зал.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие в весенний лес. Давайте повторим правила поведения в лесу.
Проводится игра: «Можно, нельзя», за ответы дети получают красную фишку или зеленую фишку.
- Можно ломать ветки (красная)
- Разжигать костер (красная)
- Любоваться красотой природы (зеленая)
- Собирать грибы (зеленая)
- Разорять гнезда и муравейники (красная)
- Отдыхать на пне (зеленая)
- Уничтожать ядовитые грибы (красная)
- Собирать ягоды (зеленая)
- Оставлять после себя мусор (красная)
Воспитатель: - Молодцы! Если вы пришли в лес будьте внимательны, не шумите, не включайте громко музыку, не беспокойте лесных обитателей.
Готовы в путь? Тогда возьмем с собой хорошее настроение, силу, ловкость, знания.
Все это сегодня нам пригодится.
- А сейчас ребята повернулись и идем друг за другом.
- Перешагивание через кочки, которые вырыли кроты.
- Подтягивание по гимнастической скамейке, лёжа на животе.
- Перепрыгивание через ручей.
- Вот мы пришли в осенний лес.
Полянка 1
Воспитатель: Предлагаю присесть на солнечной полянке (по-турецки) Послушайте, как поют птицы!
А давайте вспомним, какие птицы живут в лесу? (показываются картинки птиц)
(Воспитатель хвалит детей за правильные ответы)
А кто назовет мне певчих птиц? И что это за птицы такие?
Я вас хочу познакомить с птичками, которых вы не назвали. Давайте по слушаем какие есть замечательные стихи про птиц.
Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие по лесу, преодолевая на пути препятствия.
- Ползанье на корточках между кочками, прогибая спинки под лапами елей.
- На нашем дальнейшем пути поваленные деревья.
– Ходьба по скамейке, руки на пояс.
- Прыжки из обруча в обруч.
Полянка 2
Воспитатель: Ребята, а эта полянка с вопросом:
- Назовите деревья, которые растут в нашем лесу? Но с начало вспомним:
- Чем деревья похожи между собой?
Дети: У всех есть ствол, корень, ветки.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети:Одни лиственные, а другие хвойные, по цвету коры.
Ребята лес оставил своих помощников. Они нам будут загадывать загадки про те деревья которые растут в нашем лесу. Отгадав их, мы правильно назовем те деревья, которые растут в нашем лесу. Дети выставляют картинки с изображением деревьев на мольберт.
1.
Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
2.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Елка)
3.
У меня длинней иголки. Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке. (Сосна)
4.
И гадать не надо даже –
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб)
5.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной крошкой. (Клен)
Воспитатель: Случается, в лесу растет какой-нибудь один вид деревьев. Как называется лес или часть леса, где растут только сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: А лес, состоящий из берез? (березовая роща)
Лес, состоящий из дубов? (дубрава)
Лес, состоящий из осин? (осинник)
Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в лиственном лесу?
Дети: Дуб, береза, липа и т.д.
Воспитатель: А в хвойном лесу?
Дети: Ель, сосна.
Воспитатель: - Идем дальше!
- «Змейкой» между кочками;
- Ходьба приставным шагом, руки на пояс – по гимнастическим палкам;
- Пролезание под дугами на четвереньках.
Под удары в бубен дети строятся в круг.
Полянка 3
Воспитатель: Пальчиковая игра «Пять и пять».
Пять и пять пошли гулять (Руки перед собой, ладошки раскрыты).
Вместе весело шагать (Пальцы сгибаются и разгибаются).
Повернулись (Вращение кистей рук).
Улыбнулись (Сложенные к большому пальцу обеих рук, растягиваются в улыбке).
В кулачок вот так свернулись (Пальцы сжаты несильно в кулачки).
Вот такие молодцы! (Стучат кулачок о кулачок).
Поиграем в слова.
Воспитатель: (Передача мяча и к названному слову подобрать прилагательное).
Полянка 4. Животные нашего леса
Воспитатель: Ребята, вспомнить животных, обитающих в нашем лесу помогут загадки.
Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)
- А кто изобразит ежа? (ребенок изображает)
- Есть у ежа жилище и как оно называется? (норка)
- Чем питается еж? (грибами, ягодами, насекомыми и т.д.)
Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз?:
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
- А кто изобразит белку? (ребенок изображает)
- Есть у белки жилище и как оно называется? (дупло)
- Чем питается белка? (грибами, ягодами, орехами, шишками.)
Угадай-ка, что за шапка меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
- А кто изобразит зайца ? (ребенок изображает)
- Есть у зайца жилище? (нет)
- Чем питается заяц? (травкой, корой.)
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,
А когда придет весна, просыпается от сна? (медведь)
- А кто изобразит медведя? (ребенок изображает)
- Есть у медведя жилище и как оно называется? (берлога)
- Чем питается медведь? (грибами, ягодами, медом, мелкими животными)
Кого боится? (никого)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса)
- А кто изобразит лису? (ребенок изображает)
- Как называется лисий домик? (нора)
- Чем питается лиса? (птицами, мелкими животными)
- Кого боится? (медведя, волка)
Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный,
По полю рыщет, телят, ягнят ищет? (волк)
- Кто изобразит волка? (ребенок изображает)
- Как называется домик волка? (логово)
- Чем питается волк? (птицами, мелкими животными)
- Кого боится? (медведя)
Воспитатель: - Дети, предлагаю поиграть в игру «Совушка».
Считалка:
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем - водишь ты.
А в заключение выполним упражнение «Дерево» для восстановления дыхания.
На полянке дерево росло,
Протянуло ветки к солнышку оно,
Ветер прилетает, деревце качает.
Тучи по небу бежали, все листочки задрожали.
Частый дождик льёт и льёт.
Дерево водичку пьёт, и растёт, растёт, растёт.
Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня были? Понравилось вам путешествие в весенний лес? Пора возвращаться в детский сад.
Звучит песня. Дети строятся в шеренгу и уходят в группу.