Цель: Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.
Задачи:
- Образовательные: учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».
- Развивающие: развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
- Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своим родным;
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Предварительная работа:
- Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».
- Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.
- Рассматривание семейных альбомов.
Материал и оборудование: письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, панно «домик» с изображением семьи, вырезанные из цветной бумаги круги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Воспитатель: ребята, у гнома Сосчитайкина для нас письмо. Посмотрите, какое оно красивое и адрес наш написан. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель открывает письмо.)
2. Беседа. Загадки о членах семьи
Воспитатель: что же это за письмо, давайте посмотрим. Да тут загадки, ребята. Вот послушайте:
Кто стирает, варит, шьет
На работе устает
Просыпается так рано?
Лишь заботливая ….
Дети: мама.
Воспитатель: молодцы, ребята, правильно.(воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).
Беседа (опрос 2-3 детей)
Воспитатель:
- А как зовут вашу маму?
- Как мама называет тебя ласково?
-- Кто ты для мамы?
- А в чем вы помогаете маме по дому?
Дети: ответы.
Воспитатель: замечательно. Еще одна загадка:
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый …
Дети: папа.
Воспитатель: правильно, хорошо (воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)
Беседа (опрос 2-3 детей)
- А как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
- Какой он папа?
Дети: ответы.
3. Игра «Радость или огорчение»
Воспитатель: мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих близких? О маме? О папе? Ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Почтальон Печкин прислал нам кружки: красные и черные. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (черный)?
Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
Вы съели на завтрак всю кашу;
Воспитатель:
- Вы съели на завтрак всю кашу;
- Разбросали по комнате все игрушки;
- Помогли маме мыть посуду;
- Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
- Порвали новую книжку;
- Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
Воспитатель: вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Воспитатель: молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …
Дети: бабушка.
Воспитатель: молодцы, конечно…
Беседа (опрос 2-3 детей) (воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик)
- А как зовут бабушку?
- Кто ты для бабушки?
- Что умет делать бабушка?
- Что вы любите делать вместе?
Дети: ответы.
Воспитатель: молодцы, ребята, следующая загадка:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
- Мой родной, любимый…
Дети: дед.
Воспитатель: молодцы, ребятки, правильно.
Беседа (опрос 2-3 детей) (воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно «домик»)
- А как его зовут?
- А кто ты для него?
- А кто хочет рассказать про своего деда?
Дети: ответы.
Воспитатель: замечательно ребятки, но у меня осталась еще загадка, послушайте:
Кто загадки отгадает
Тот своих родных узнает.
Все родные с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы одна …
Дети: семья.
Воспитатель: а все эти люди вместе называются одним словом.
Дети: семья.
Воспитатель: посмотрите какая у нас семья получилась в нашем домике. (воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи). Они у нас живут в этом домике. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.
4. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - это я,
Вот и вся моя семья.
(воспитатель переворачивает панно «домик» и показывает детям картинку с изображением семьи находящейся в квартире)
Воспитатель: ребята, посмотрите вот наша семья. Скажите, а кто здесь нарисован.
Дети: семья (перечисляют всех)
Воспитатель: правильно, ребятки, а кто, кем приходится? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!
5.Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
1,2,3,4 (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
1,2,3,4,5 (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо .)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево - вправо .)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Дети посмотрите, наша большая семья вместе и все у них хорошо.
Ребята, бывают еще большие и маленькие семьи. Маленькая семья, это папа, мама и ребенок. Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. (Воспитатель просит 2-3 детей вспомнить и определить, какая у него семья - маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам.)
6.Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили?
- Кого мы поселили в нашем домике?
- Что изображали на аппликации?