Формирование навыков правильной постановки знаков препинания у пятиклассников

Разделы: Русский язык


В пятом классе дети изучают достаточно большое количество пунктуационных правил, от освоения которых зависит успешность дальнейшего изучения пунктуации в русском языке. Для систематической тренировки навыков правильной постановки знаков препинания, а также синтаксического и пунктуационного разборов, я еженедельно использую в своей работе карточки с предложениями из художественных произведений. Получив такую карточку на уроке, дети расставляют в ней знаки препинания и сдают. На следующий день в классе я выдаю проверенные карточки, рядом с каждым предложением дети чертят схемы (1 человек работает у доски). После этого делаем синтаксический разбор одного предложения, как правило, того, в котором допущено наибольшее количество ошибок.

В каждой карточке в предложениях встречаются основные пунктограммы:

- знаки препинания в предложении с однородными членами,

- знаки препинания в сложном предложении,

- знаки препинания в предложении с обращением,

- знаки препинания при прямой речи,

- знаки препинания в предложении с обобщающим словом,

- тире между подлежащим и сказуемым.

Начиная с третьей-четвертой карточки в работах детей встречаются редкие ошибки. В диктантах и сочинениях дети правильно расставляют знаки препинания.

Карточки проверяются быстро. Работа на уроке с ними занимает мало времени, а эффективность такой работы высокая. Помимо этого, дети с удовольствием отгадывают, из какого произведения взяты строки. Иногда начинают читать книгу, предложения из которой разбирали на уроке.< /p>

Предлагаю вашему вниманию карточки, которые я использую в своей работе.

1. Подсолнух наш герб. 2. Гришка весь вымок от пота руки его немели веревка резала грудь а он все вез. 3. Наша школа республика но в республике всегда власть в руках народа. 4. В спальне топилась печка и возле нее грелись Японец Горбушка и Янкель. 5. Халдей это по-шкидски воспитатель. 6. Он был молод хорошо сложен и обладал звучным голосом. 7. Павла Ивановича изгнали из школы и штаб повстанцев распустил сам себя. 8. Сашкец  невысокий  бодрый пожилой воспитатель. 9. Слаенов был маленький кругленький шкет.

(Г.Белых и Л.Пантелеев «Респу́блика ШКИД»)

1. Тильда Яблочное Семечко церковная мышка, белая, как бузинный цвет по весне. 2. Тильда прошмыгнула под воротами выбралась в Шиповниковый переулок и тут глаза ее расширились от удивления. 3. Тильда еще немного посидела у Молли потом купила в магазинчике апельсинов и сахара и уже собралась в обратный путь но дождь все лил и лил. 4. Тильда спела эту песенку снова и работа пошла у нее веселее. 5. Ёжики отличные коллекционеры которые могут собирать все что угодно. 6. С какой радостью Тильда утащила бы в подвал все ящики коробки старые рамочки от портретов игрушки горы одежек и одеял инструменты и лампы.

(Андреас Шмахтл «Тильда Яблочное Семечко. Чудесные истории из переулка, где растет шиповник»)

1. На одной из полок Тильда нашла уйму банок и баночек с разным вареньем с земляничным малиновым ежевичным вишневым сливовым. 2. Вода поднималась все выше и на другом берегу некоторые дома уже залило водой. 3. Тильда и Руперт развесили мокрую одежду перед камином и приготовили вкуснейшее горячее какао с зефирками. 4. Довольно быстро ежик и мышка поняли что извилистая линия в середине карты это их речка. 5. Экспедиция дело хорошее но не стоит забывать сделать перерыв чтобы полакомиться кусочком морковного пирога или колбаской. 6. Мальчики мои вы что это придумали?

(Андреас Шмахтл «Тильда Яблочное Семечко. Чудесные истории из переулка, где растет шиповник»)

1. Он кричал на коров и ловко хлопал бичом который волочился за ним в пыли, как змея. 2. Они плавали ныряли боролись прыгали с шаткого деревянного моста потом вылезли на берег и зарылись в горячий песок. 3. Миша осторожно снял ее положил на ладонь и произнес  Божья коровка улети на небо принеси нам хлеба. 4. Происходит борьба между красными и белыми и ты еще слишком мал чтобы вмешиваться в политику. 5. Интернационал союз всех рабочих мирового пролетариата ответил Миша. 6. Когда телега свернула с Алексеевской улицы на Привокзальную Миша оглянулся и в последний раз увидел маленький деревянный домик.7. Дядя Сережа скажите почему Никитский ищет этот кортик?

(А.Рыбаков «Кортик»)

1. Карлсон –это маленький толстенький самоуверенный человечек и к тому  же он умеет летать. 2. По вечерам он сидит на крылечке покуривает трубку да глядит на звезды. 3. Понимаю но все равно Карлсон лучший в мире специалист по паровым машинам ответил Малыш и серьезно посмотрел на свою маму. 4. Карлсон опустился на колени возле паровой машины и глаза его заблестели. 5. Он направился к аквариуму Малыша в котором кружились пестрые рыбки окунул лицо в воду и стал пить большими глотками. 6. Из раскрытых окон доносились самые разные звуки тихий разговор каких-то людей детский смех и детский плач звяканье посуды лай собаки бренчание на пианино.7. Малышка Гюльфия мне кажется что ты хочешь есть  сказал  Малыш.

(А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

1. Ему показалось ужасным что мама хочет отшлепать лучшего в мире специалиста по паровым машинам. 2. Он закричал О, я самый тяжелый в мире больной. 3. Для такого случая привидение незаменимая вещь прошептал он. 4. Я первый ученик в классе потому что умею шевелить ушами. 5. Это вы рассказывайте кому-нибудь другому жалкие воришки. 6. Мы все эти дни так хорошо с тобой ладили противный дядька Юлиус. 7. Вдруг тишину вечера прорезал душераздирающий крик ведьмы и гул голосов в гостиной тут же смолк. 8. Малыш подбежал к столу и начал рыться в ящике где у него хранились самые драгоценные вещи коллекция марок разноцветные морские камешки цветные мелки и оловянные солдатики.

(А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

1. Женщина вышла в садик поднялась в воздух и полетела прямо к дому. 7. Весь дом так и задрожал когда она приземлилась. 3. Полная луна очень ярко светила в небесах и при её свете Майкл ясно различил железную решётку и заглянул внутрь. 4. А еще более странно было то что на месте отломленных пальцев немедленно выросли новые. 5. Через минуту она осторожно вытащила оттуда свою раскладушку на которой аккуратными стопками было сложено всё имущество Мэри кусок туалетного мыла «Загар» зубная щётка пакетик шпилек флакон одеколона складной стул и коробочка пастилок от кашля. 6. В первый момент яркий свет ослепил их но скоро глаза привыкли к освещению и дети поняли что они в Террариуме. 7. Майкл недоверчиво усмехнулся Да ведь этого не могло быть взаправду.

(П.Трэверс, «Мэ́ри По́ппинс»)

1. Стой сумасшедшая собака крикнул Тимур. 2. Женя взяла с тарелки яблоко отошла в угол постояла у окна потом расстегнула футляр аккордеона и заговорила. 3. Но тут крепче рванул ветер парашютиста поволокло в сторону и он исчез за темным чердачным окном сарая. 4. Перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке на груди которой была вышита красная звезда. 5. Тут Тимур увидел что старуха молочница с коромыслом и ведрами выходит из калитки за водой. 6. Этот мальчишка хулиган а ты глупа холодно выговаривала Ольга. 7. На следующий день когда Ольга сидела на террасе через калитку прошел командир.

(А.Гайдар «Тимур и его команда»)