Использование художественных произведений Ж.Верна на уроках географии

Разделы: География


Ключевые слова: учебный проект, литературная география, произведения Ж.Верна, кругосветное путешествие.

Лучший вариант познать незнакомое географическое пространство – отправиться в настоящий вояж. А можно взять в руки книгу и виртуально путешествовать вместе с автором. Но ожидать от ребенка адекватного отклика на прочитанное можно лишь в случае, если он сориентирован в географическом пространстве произведения и может самостоятельно мысленно его визуализировать.

Художественный текст как важный источник вторичной информации о среде и её восприятии является предметом географического анализа. Анализ литературных произведений как способа описания территории присутствует в концепции культурного ландшафта Ю.А.Веденина, в исследованиях по литературной географии В.П.Максаковского, значит, литературный текст является одним из способов отражения многомерного географического пространства, образы «материализуются» в форме культурных событий и достопримечательностей. Эффект взаимодействия пространства и текста создает ментальный компонент культурного ландшафта - «художественный образ места», а проекция художественного образа на существующий ландшафт формирует объект туристского внимания — «литературное место», поэтому литературная география и различные научные публикации требуют анализа текста в междисциплинарной плоскости.[1]

 Проект, возникший у учеников 7 класса как результат чтения на уроках художественных произведений, сначала основывался на отдельных выдержках из книг Ж. Верна, а затем полного прочтения его романов в свободное от уроков время. Книги этого автора – «кладезь» информации географического содержания и тексты либо дублировали содержания учебника, либо противоречили материалу школьного пособия. Результат: обсуждение в парах, группах, поиск решения противоречия и обязательная рефлексия. Так родился учебный проект по воссозданию маршрута Филеаса Фогга и других героев книги Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». Роман был опубликован в 1873 году и сюжет считался научно-фантастическим, так как истинных доказательств возможности кругосветки за столь короткий срок по тем временам не было.

Итоги проекта. Оказалось, что еще при жизни французского писателя рекорд Филеаса Фогга был побит реально существовавшим человеком. Американской журналистке Нелли Блай было 22 года, когда она отправилась в кругосветное путешествие по маршруту Нью-Йорк – Лондон - Париж - Суэц-Цейлон - Сингапур - Гонконг - Йокогама - Сан-Франциско - Нью-Йорк. На путешествие ей "отвели" 75 дней. Проведя в пути в общей сложности 72 дня, 6 часов 10 минут 11 секунд, репортёрша обогнула - таки земной шар быстрее персонажей знаменитого романа. Что именно позволило американской журналистке сделать свое путешествие?

XIX век - это век бурного  развития средств передвижения. Механическая тяга увеличила быстроту передвижения. Экспрессы и пароходы "сокращали" расстояния. В предшествовавшие написанию романа годы были окончены несколько крупных транспортных наземных объектов. Они и легли в основу сюжета книги, ведь Ж. Верн был членом Французского Географического общества, увлекался естественными науками, интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными, изобретателями, инженерами, посещал научные диспуты, доклады.

Книга о кругосветном путешествии Ж.Верна стала мировой сенсацией и апофеозом скорости XIX века и имела для современников не только художественно - познавательное, но и практическое значение.

В реализации проекта участвовал и текст книги серии АНПО "Секреты знакомых предметов" (автор А. Шапиро) «Труба под Ла-Маншем», который спровоцировал решение технической задачи, касающейся увеличения или уменьшения времени путешествия Н. Блай, если бы тоннель под проливом в то время уже существовал. На Ежегодном Сурском Молодежном Инновационном  Форуме проект получил номинацию «Практическая значимость исследовательского проекта».

Итак, использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью формируется образ территории, развивая логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, активизируют познавательную деятельность школьника.[2]

Список использованных источников

1. Фирсова А.В. Географическое пространство в литературных произведениях как ресурс развития туризма: Автореф. дисс. на соиск. к.г.н. - Пермь, 2013 – 22 с.

2. Номерова Н.Л. Литературная география. Путешествие по памятникам литературным героям URL: [Электронный ресурс] доступ https://infourok.ru (дата обращения 16.10.2017)