«Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
сделай вместе со мной – и я научусь»
(китайская пословица)
Важным моментом в обучении монологической речи на английском языке является создание такой речевой ситуации, которая стимулировала бы у школьников интерес к заданию и желание выполнить его. Проектная технология позволяет создать такую ситуацию, поэтому я использовала ее в своей практике.
О том, как появилась идея создать проект «Экскурсия по школьному музею» причем на английском языке хочу рассказать подробно. Дело в том, что я общаюсь в социальных сетях с людьми, живущими в Америке. Когда разговор однажды зашел о внуках моей собеседницы, которые вместе с родителями приехали в США несколько лет назад и уже стали настоящими американцами, я рассказала об их жизни своим ученикам в 6 классе. Они очень заинтересовались рассказом и засыпали меня вопросами – их интересовало все из жизни их сверстников в другой стране: как они учатся, как отдыхают, чем интересуются, что читают и т.д. Я, естественно, ответить на все эти вопросы не смогла и предложила им напрямую общаться с американскими детьми через интернет. Дети загорелись, но решились на это общение лишь четверо. Мы наладили контакт. А потом в классе, когда очередной раз возник разговор на эту тему, я спросила ребят: «А что вы сможете интересного рассказать о себе и своем поселке?» Они задумались, но потихоньку начали перечислять: у нас красивые леса, река, горы, у нас хорошая школа, мы весело живем, у нас есть сельский клуб, библиотека, а еще у нас есть школьный музей. Вот так постепенно мы добрались до идеи рассказать о своем поселке через рассказ о школьном музее – ведь там есть и история нашего поселка Соляная, и его природа, и люди, его прошлое и настоящее.
Музей МКОУ Соляновская СОШ создан 8 лет назад благодаря стараниям учителя истории Сулеймановой Екатерины Иосифовны и членам школьного краеведческого кружка, который она возглавляла. Экспонаты для музея они собирали и в родном селе, и в окрестных деревнях. Кропотливо собирали фотографии, предметы быта, различные документы и вели летопись села и леспромхоза, который был здесь в советские времена.
Возник вопрос: а что мы хотим получить в итоге: презентацию, доклад, письмо, может быть фильм? Детям понравилась идея создания фильма.
Определимся, в чем заключается роль учителя в проектной деятельности:
- помогает ученикам в поиске источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную связь с детьми;
- организует представление результатов работы в различных формах.
Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:
- ориентировано на личность учащегося;
- использует множество дидактических приемов;
- самомотивируемо;
- позволяет самореализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда.
Английский язык учащиеся нашей школы изучают по УМК «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. Поскольку задача личностно ориентированной педагогики не столько учить ребенка, сколько направлять его, понимать, как он учится сам, я постаралась на каждом этапе проекта максимально дать детям возможность самим подумать, обсудить, таким образом, дать им почувствовать свою самостоятельность.
1. Тема учебного проекта – описание предметов быта, находящихся в экспозиции музея МКОУ Соляновская СОШ.
В процессе реализации данного проекта в 6 классе реализуются следующие цели.
Развивается коммуникативная компетенция на английском языке в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:
- речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, письме;
- языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на тему «Описание предметов быта, находящихся в экспозиции музея МКОУ Соляновская СОШ;
- социокультурная компетенция – развивается способность школьников и их готовность использовать английский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом;
- компенсаторная компетенция – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифразы, использования синонимов, жестов и т. д.;
- учебно-познавательная компетенция – развиваются желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (через интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение английским языком.
Продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета «Английский язык»: понимание учащимися роли изучения языков международного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности английского языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание толерантности по отношению к иным языкам и культуре, воспитание чувства патриотизма, любви к малой родине.
2. Тип проекта – информационный, среднесрочный.
3. Цели:
3.1. образовательные
- вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
3.2. воспитательные
- воспитание у детей интереса к культуре и традициям своей малой родины и России;
- воспитание чувства патриотизма.
4. Задачи учебно-педагогические:
- приобщение к полезной деятельности
- развитие творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса;
- формирование навыков по исследовательской деятельности;
- овладение навыками рассказывать о предмете и событии.
5. Возраст учащихся: 11-12 лет.
6. Время работы над проектом: несколько учебных часов (ориентировочно 5-6 часов).
7. Режим работы: 40 минут один раз в неделю + внеурочная деятельность.
8. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, англо-русские и русско-английские словари.
9. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, члены школьного краеведческого кружка.
10. ЗУН и общеучебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по истории, географии, краеведению;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- владение навыками описания предмета, рассказа о семье, о событии на английском языке;
- школьники учатся употреблять в речи:
- артикли;
- глаголы в Present, Past, Future Simple;
- конструкцию there is / there are в Past Simple;
- местоимения;
- наречия, образованные с помощью суффикса -1у;
- числительные;
- степени сравнения прилагательных;
- междометия: Oh! Well!
- предлоги места, времени, направления;
- простые распространенные предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке: She met the boys in London last year.
- специальные вопросы;
- альтернативные вопросы: Do you go to school by bus or by car?
- восклицательные предложения для выражения эмоций: What a nice girl! How wonderful!
- некоторые формы безличных предложений: It usually takes me half an hour to get to school.
- дополнительными с союзом that: I believe that we'll find the way out.
- причины с союзом because: I learn English because I want to study abroad.
11. Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
12. Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение экспонатов школьного музея.
13. Новые методические (практические) приемы: работа с вещественными историческими источниками (экспонатами музея, старинными предметами быта), посещение школьного музея.
14. Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания истории, культурного наследия России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения коммуникативными навыками речи на английском языке.
15. Развитие навыков:
- самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
- самоанализа и рефлексии.
Ранее в начальной школе мы с моими учениками уже встречались с такой формой урока как учебный проект. Тем более, что такие уроки уже есть в программе обучения английскому языку, начиная со 2 класса.
План проведения проекта «Экскурсия по школьному музею»
|
Этап |
Описание занятий |
1 |
до проведения проекта |
Вводное занятие (1 час) Урок 1. Вводная беседа с учителем. Постановка проблемы проекта. Определение направления поиска информации. Деление класса на группы. Учитель в каждой группе помогает обсудить план исследования, возможности оформления результатов. Знакомство с критериями оценивания проекта. |
2-3 |
во время проведения проекта |
Создание условий для расширения языковых знаний и речевых умений учащихся по теме проекта (2 часа) Работа над проектом и учебной темой. Изучение необходимых материалов, проведение занятия по использованию интернет ресурсов, мониторинг деятельности, исследовательская работа по изучению экспонатов школьного музея. Оценивание и корректировка планов работы в группах. Обсуждение возникших вопросов. Формирование общеучебной компетенции (самоорганизация деятельности, исполнение инструкций, самоконтроль). Развитие познавательного интереса к культуре стран изучаемого языка. Развитие желания и умения оказывать взаимовыручку товарищу по группе по использованию ПК. |
4 |
|
Создание видеороликов по теме в группах. |
5 |
|
Представление видеороликов. Оценка работ участников проекта. |
6 |
После проведения проекта |
Рефлексия. Проведение анализа деятельности группы по работе над проектом. Обеспечение диагностической обратной связи учеников и учителей. Выявление проблемных зон и определение цели для дальнейшего обучения. Формирование у учащихся навыков, необходимых для контроля над собственным обучением. |
Работа построена по типу творческой мастерской, где учащиеся разделены на группы, которые выполняют дифференцированные задания и могут получить консультацию учителя.
Работа над проектом была разбита на шесть этапов:
I этап: подготовка
Учитель провел беседу о том, как лучше рассказать об экспонатах школьного музея. Урок сопровождается посещением музея и беседой с его основателем, руководителем краеведческого кружка, учителем истории Сулеймановой Екатериной Иосифовной. Далее дети вместе с учителем сформулировали тему и цели проекта.
На подготовительном этапе учитель отобрал ряд упражнений для тренировки умений, необходимых для реализации данного проекта.
Исследователь В.М.Филатов говорит о трех типах упражнений для развития монологической речи:
- направленные на овладение высказыванием на уровне одного предложения (подготовительные);
- обучающие элементарному высказыванию (условно-речевые на уровне сверхфразового единства);
- ведущие к овладению свободной речи (условно-речевые, речевые на уровне текста).
Школьники 6 класса общеобразовательной школы осваивают второй уровень владения монологической речью, для данного этапа В.М.Филатов предлагает, например, такие упражнения:
- соедини простые предложения рассказа в сложные;
- закончи высказывание;
- подбери к данным тезисам соответствующие аргументы;
- объясни причину…;
- докажи, что…
В ходе подготовки к выполнению нашего проекта школьники выполняли задания из учебника (УМК «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс), связанные с темой проекта. Например, модуль 1а, упр. 3 – опиши членов своей семьи; модуль 2а, упр. 3 – назови порядковые числительные; модуль 2b, упр. 4, 5 – вставь нужные предлоги; модуль 4с, упр. 2 – опиши свой любимый день. В рабочей тетради это были, например, такие упражнения: модуль 2b, упр. 4 – вставь пропущенные слова в текст; модуль 2d, упр. 1 – составь из двух простых предложений одно распространенное; модуль 2, упр. 5 – вставь it is, there is, there are, they are и другие.
Кроме того, во время уроков дети выполняли задание, где используется описание предметов. Например, такое: guess what object is described: This object is not very large, it’s as big as a tennis ball, sometimes a little bigger or a little smaller. It is round and quite regular in shape. It is usually cool and smells fresh. You can eat it and it tastes sweet and sour. It can be red, yellow or green. What is it?
Учащиеся также выучили новые слова, которые помогут им при описании предметов. Например, еxcursion (экскурсия), guide (экскурсовод), articles of glass (bone, stone, iron) – предметы, сделанные из стекла (кости, камня, железа), exhibit – экспонат, exhibition – выставка. Size (размер): tiny – крошечный, bulky – громоздкий, broad – широкий, narrow – узкий, temperature (температура на ощупь): сool – прохладный, pleasantly warm – приятно теплый, piping hot – обжигающе горячий, Feel (поверхность на ощупь): smooth – гладкий, rough – шершавый, sharp – острый, blunt – тупой, pointed – заостренный, fluffy – пушистый, Weight (вес): heavy – тяжелый, light – легкий и другие.
Изучили и повторили конструкции сравнения: be bigger (than) – быть больше по размеру, be a little bigger (than) – быть немного больше, be as big as – быть таким же по размеру.
Ученики при подготовке к выполнению проекта повторили также глагольные формы Present Simple, Past Simple, Future Simple.
II этап: планирование
Определив задачи, учащиеся делятся на группы: выбираются учащиеся на роль экскурсоводов, операторов-монтажеров, сценаристов.
- 1-я группа («экскурсоводы») – занимается отбором наиболее интересных экспонатов и сбором информации о них; составлением рассказов об экспонатах на английском языке;
- 2-я группа («сценаристы») – занимается составлением англо-русского словаря для реализации проекта, написанием сценария будущего фильма, написанием информационной справки о школьном музее на английском языке;
- 3-я группа («операторы-монтажеры») – занимается фотографированием отобранных экспонатов, переводом на английский язык титров, названия фильма, созданием табличек для экспонатов.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).
III этап: исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями того или иного эпизода фильма. Собирается и обсуждается информация об экспонатах, отбирается подходящая лексика, подбираются новые слова в словарях при необходимости. Работа всех групп направлена на реализацию самого сложного задания – составления рассказов об экспонатах. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий.
IV этап: результаты и выводы
Учащиеся, записывают на видео свою экскурсию, в программе windows live создают фильм: монтируют фрагменты, вставляют название, титры, сопровождающую информацию (н-р, рассказ о музее), фотографии, создают словарик, таблички (вся работа ведется под наблюдением учителя).
V этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение сначала для руководителя и членов краеведческого кружка, затем для учителей (в этом случае показ фильма сопровождается переводом на русский язык, в роли переводчика – учащийся, один из создателей фильма).
После этого фильм размещают в электронном ресурсе для ознакомления с ним американских друзей.
VI этап: оценка результатов
Оценка проектной работы – довольно непростое дело. Крайне неверно оценивать лишь грамматическую, лингвистическую правильность. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, итоговой работы.
После демонстрации фильма участники проекта и зрители делятся мнениями, отвечают на вопросы. Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчетного фильма, а также отдельно качество каждого элемента работы.
Некоторые рекомендации учителю, планирующему подобную работу в средней школе:
- четкая мотивация реализации проекта, школьники должны осознавать для чего и для кого они делают этот проект;
- тема проекта должна быть интересна детям;
- желательно, чтобы в каждой группе, в которых школьники работают над проектом, был лидер, способный увлечь остальных;
- каждый учащийся в классе должен понимать, что конкретно он должен сделать;
- обязательно учитель должен похвалить каждого участника учебного проекта и отметить это публично.
В ходе работы с конкретной темой проекта, мои ученики учились организовывать деятельность в команде, выполнять ту или иную роль в этой группе, налаживать контакт, спорить, приходить к общему выводу, искать компромисс как со своими товарищами, так и со взрослыми людьми, учителями.
В процессе проектной работы дети получили удовлетворение от сделанного. При этом они узнали новые факты о своем крае, о жизни и традициях жителей своей малой родины, что способствует воспитанию патриотических чувств.
Внешние эксперты (ученики других классов, учителя, родители), которые будут оценивать данный проект, могут опираться на опросный лист, в котором будут, например, пункты, которые предлагает Е.С.Полат:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Но нельзя забывать, что важным моментом рефлексии является самооценка ученика. Поэтому каждому участнику учебного проекта можно предложить заполнить оценочную таблицу, в которую можно внести, например, такие пункты: к окончанию учебного проекта я освоил лексический материал…, я освоил грамматический материал…, я могу составить устный рассказ на тему…, я могу расспросить собеседника на тему…, я могу понять высказывание собеседника на тему…, я могу написать рассказ на тему…
Список использованной литературы
- Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М. – Просвещение, 2008. – 136 с.
- Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. / Под ред. Ю.П.Дубенского. – Омск: изд-во ОмГУ, 2005 г. - 59 с.
- Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005 г. - 655 с.
- Падей Е. В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку / Е. В. Падей // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 388–390.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это». - https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie---cto-eto.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. - http://refdb.ru/look/1610583-pall.html
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. – Учитель. 2000 г. - № 4.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат, М., 2000 г. – 66.
- Полат Е.С. Метод проекта. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе. – 2000 - №1 - с.4-11.
- Романовская Е.А. Обучение младших школьников иноязычному связному высказыванию //Иностранные языки в школе. – 2007. – № 3. – с. 82-86.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы, 1998. - № 3. - http://ecsocman.hse.ru/text/16856771/
- Phillips D., Burwood S. Project with Your Learners (Primary Resource Books). - Oxford: Oxford University Press, 1999.-365p.
- Ribe R., Vidal N. Project Work. Step by Step.- Oxford: Heinemann, 1993.-456p.