Рабочая программа по легоконструированию "Технопарк"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев,
… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Техническое творчество – наиболее многогранная интересная область детской увлеченности. Ни что другое не составляет такого разнообразия, как деятельность, связанная с техникой в тех или иных ее проявлениях. Научная организация и постановка массового развития технического творчества – требования научно-технического прогресса, требования нашей жизни, духа времени.

Детский технопарк, это место, где ребята могут заниматься техническим творчеством, попробовать себя в моделировании, создании 3D-прототипов, освоить азы нанотехнологий, погрузиться в изучение естественных наук. Наш «Технопарк» начинается с конструирования.

Рабочая программа по легоконструированию «Технопарк» разработана на основе «Основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек», методического пособия  Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду. Пособие для педагогов» и реализуется в системе дополнительного образования.  Структура и содержание рабочей программы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и является нормативным документом ДОУ.

Данная рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность, так как позволяет создать условия, дающие ребёнку возможность самостоятельно открывать для себя волшебный мир LEGO-конструктора, поддерживающие пытливое стремление ребёнка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях, развивающие творческий потенциал старшего дошкольника.

Легоконструирование – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для формирования универсальных учебных действий и развития личности ребёнка, так как теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Актуальность рабочей программы определяется:

  • социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;
  • важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий дополнительного образования, способствующих развитию творческой самореализации детей.

Занятия по программе «Технопарк» открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. В программе последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных, игровых, интегрированных, тематических занятий дети учатся строить несложные модели, самостоятельно придумывать сюжеты, знакомятся с возможностями конструктора. У детей развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается логическое, проектное мышление.

Дети старшего дошкольного возраста учатся умению работать в паре, группой, коллективом. В результате совместной деятельности развивается речь и коммуникативные навыки.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно сконструировать.

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым конструкция должна соответствовать.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Рабочая программа «Технопарк» определяет содержание и организацию образовательной деятельности по легоконструированию с детьми  5-6 и 6-7 лет в условиях лего-кабинета в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательная деятельность проводится с подгруппой детей. Количество детей в подгруппе до 15 человек. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп. Реализация программы пролонгируется каждый учебный год, начиная со старшей группы.

Характеристика рабочей программы по легоконструированию «Технопарк»:

  • по целям обучения – развивающая конструкторские способности и первоначальные технические навыки детей старшего дошкольного возраста;
  • направленность – научно-техническая;
  • по возрасту – старший (5-6 лет) и подготовительный к школе дошкольный возраст (6-7 лет);
  • по сроку реализации – 2 года

Концептуальная идея рабочей программы предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для реализации новых компетенций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов, посредствам конструкторской и проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора.

Отличительная особенность рабочей программы.

Реализация программы «Технопарк» позволяет соединить дополнительную образовательную деятельность  старших дошкольников с событиями, происходящими в стране, родном городе, ближайшем окружении детского сада, быте человека; включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей стране.

Условия реализации Программы:

Наполняемость групп – не более 8-15 детей (за одно занятие).

Продолжительность обучения:

  • первый год обучения – 18 часов в год;
  • второй год обучения – 36 часов в год.

Цель программы:

  • создать условия, способствующие творческой самореализации детей старшего дошкольного возраста, посредством овладения LEGO-конструированием, развитию первоначальных конструкторских умений.

Задачи:

  • обучать конструированию по образцу, схеме, по предложенным педагогом условиям, по собственному замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (самостоятельное решение поставленных задач, изобретательность, поиск  нового и оригинального);
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя  общее речевое развитие и умственные способности;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
  • пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую конструкторскую  деятельность.

Принципы, на которых строится программа «Технопарк»

  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
  • Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
  • Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
  • Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
  • Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.

Содержание обучения

Первый год обучения

В течение первого года обучения дети последовательно знакомятся с несколькими видами LEGO-конструктора, с основными деталями конструктора, способами  их крепления, создают конструкцию по показу. В возрасте 5-6 лет, дошкольники учатся анализировать конструкцию, составлять рассказы по итогам проделанной работы. Во второй половине года добавляется  новая для детей форма деятельности – конструирование по образцу и по схеме-инструкции. Дети учатся создавать модели, сооружения, транспорт по заданной теме, по собственному замыслу.

Второй год обучения

Во второй год обучения конструктивное творчество старших дошкольников отличается содержательностью и техническим разнообразием. Добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO-конструктора  становится приоритетным.  Особое внимание уделяется  развитию  творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям, устанавливают последовательность выполнения.

«LEGO» не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Конструирование  выстраивается под руководством педагога в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является весёлым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по легоконструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. LEGO-деятельность учит ребёнка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Разбирая свою собственную конструкцию, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Для обучения детей легоконструированию используются разнообразные методы и приемы.

Методы:

  • Наглядный
  • Информационно-рецептивный
  • Репродуктивный
  • Практический
  • Словесный
  • Проблемный
  • Игровой
  • Частично-поисковый

Приёмы:

  • Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
  • Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
  • Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
  • Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
  • Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация разных вариантов моделей.
  • Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
  • Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
  • Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей, и для удобства пользования, с детьми прорабатываются названия деталей. Названия деталей, умение определять деталь определенного размера закрепляются с детьми  в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях детям предлагается просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулируется   желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос и т.д.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков,  диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых конструкций, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» инструкцию или схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему,  находят в конструкции основные части, называют и показывают детали, из которых эти части сконструированы, потом определяют порядок действий. Каждый ребёнок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, имеет возможность высказать своё отношение к проделанной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы вместе с детьми проверяем правильность соединения деталей, сравниваем с образцом, либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами или подгруппой детей. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных навыков и умений в межличностном взаимодействии в группе, в коллективе.

Формой контроля является диагностика, проводимая в начале и в конце первого и второго года обучения.

Формы организации детей: подгрупповая.

Требования к воспитанникам по итогам реализуемой программы.

Обучаемый должен знать и уметь:

  • Иметь представление о профессии конструктора, о назначении конструкторского бюро.
  • Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются.
  • Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок.
  • Иметь обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходные; здания: жилые, школы, театры).
  • Уметь различать геометрические формы, цвет, форму, расположение в пространстве.
  • Уметь различать и называть детали LEGO-конструктора.
  • Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках.
  • Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей.
  • Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.
  • Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.).
  • Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных видов конструкторов.
  • Конструировать по заданной схеме и самостоятельно составлять схему будущей модели.
  • Уметь следовать инструкции педагога.
  • Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
  • Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов или для транспорта и пешеходов).
  • Уметь конструировать, осуществляя собственный замысел (выбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования).
  • Уметь работать в паре и в коллективе.
  • Уметь рассказывать о своей постройке.
  • Скреплять LEGO-детали разнообразными способами.
  • Уметь использовать LEGO-постройки в играх-театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
  • Передавать с помощью конструктора «LEGO» особенности внешнего вида животных и птиц.
  • Уметь моделировать фигуры людей, сказочных героев.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по Lego-конструированию.

Библиографический список

  1. Безбородова Т.В. // Первые шаги в геометрии.// - М.: Просвещение, 2009.
  2. Варяхова Т. // Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3. Венгер Л.А. // Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие // П.А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4. Волкова С.И. // Конструирование.// – М.: Просвещение, 1989.
  5. Давидчук А.Н. // Развитие у дошкольников конструктивного творчества.// - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Емельянова И.Е., Максаева Ю.А. // Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов.// – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. // Уроки Лего-конструирования в школе.// – М.: Бином, 2011. – 120 с.
  8. Комарова Л.Г. // Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).// — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т.  //  Наш ЛЕГО ЛЕНД  // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.  - С.  52-54.
  11. Куцакова Л.В. // Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.// – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  12. Куцакова Л.В. // Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий.// – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  13. Куцакова Л.В. // Конструирование и ручной труд в детском саду.// - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  14. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  15. Лиштван З.В. // Конструирование.// - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  16. Лурия А.Р. // Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  17. Лусс Т.В. // Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.// – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  18. Парамонова Л.А. // Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.// - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  19. Парамонова Л.А. // Теория и методика творческого конструирования в детском саду.// – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  20. Петрова И. // ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
  21. Рыкова Е. А. // LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab).// Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
  22. Селезнёва Г.А. // Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 // – М., 2007г .- 58с.
  23. Селезнёва Г.А. // Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) // – М., 2007.- 44с.
  24. Фешина Е.В. // Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. // - М.: Сфера, 2011. – 243 с.