«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев,
… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Техническое творчество – наиболее многогранная интересная область детской увлеченности. Ни что другое не составляет такого разнообразия, как деятельность, связанная с техникой в тех или иных ее проявлениях. Научная организация и постановка массового развития технического творчества – требования научно-технического прогресса, требования нашей жизни, духа времени.
Детский технопарк, это место, где ребята могут заниматься техническим творчеством, попробовать себя в моделировании, создании 3D-прототипов, освоить азы нанотехнологий, погрузиться в изучение естественных наук. Наш «Технопарк» начинается с конструирования.
Рабочая программа по легоконструированию «Технопарк» разработана на основе «Основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек», методического пособия Фешиной Е.В. «Лего-конструирование в детском саду. Пособие для педагогов» и реализуется в системе дополнительного образования. Структура и содержание рабочей программы разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и является нормативным документом ДОУ.
Данная рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность, так как позволяет создать условия, дающие ребёнку возможность самостоятельно открывать для себя волшебный мир LEGO-конструктора, поддерживающие пытливое стремление ребёнка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях, развивающие творческий потенциал старшего дошкольника.
Легоконструирование – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для формирования универсальных учебных действий и развития личности ребёнка, так как теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Актуальность рабочей программы определяется:
- социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;
- важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий дополнительного образования, способствующих развитию творческой самореализации детей.
Занятия по программе «Технопарк» открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. В программе последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных, игровых, интегрированных, тематических занятий дети учатся строить несложные модели, самостоятельно придумывать сюжеты, знакомятся с возможностями конструктора. У детей развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается логическое, проектное мышление.
Дети старшего дошкольного возраста учатся умению работать в паре, группой, коллективом. В результате совместной деятельности развивается речь и коммуникативные навыки.
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно сконструировать.
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым конструкция должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Рабочая программа «Технопарк» определяет содержание и организацию образовательной деятельности по легоконструированию с детьми 5-6 и 6-7 лет в условиях лего-кабинета в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Образовательная деятельность проводится с подгруппой детей. Количество детей в подгруппе до 15 человек. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп. Реализация программы пролонгируется каждый учебный год, начиная со старшей группы.
Характеристика рабочей программы по легоконструированию «Технопарк»:
- по целям обучения – развивающая конструкторские способности и первоначальные технические навыки детей старшего дошкольного возраста;
- направленность – научно-техническая;
- по возрасту – старший (5-6 лет) и подготовительный к школе дошкольный возраст (6-7 лет);
- по сроку реализации – 2 года
Концептуальная идея рабочей программы предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для реализации новых компетенций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов, посредствам конструкторской и проектной деятельности с использованием LEGO-конструктора.
Отличительная особенность рабочей программы.
Реализация программы «Технопарк» позволяет соединить дополнительную образовательную деятельность старших дошкольников с событиями, происходящими в стране, родном городе, ближайшем окружении детского сада, быте человека; включать воспитанников в решение проблем окружающей действительности и тем самым формировать любовь к своему краю, своей стране.
Условия реализации Программы:
Наполняемость групп – не более 8-15 детей (за одно занятие).
Продолжительность обучения:
- первый год обучения – 18 часов в год;
- второй год обучения – 36 часов в год.
Цель программы:
- создать условия, способствующие творческой самореализации детей старшего дошкольного возраста, посредством овладения LEGO-конструированием, развитию первоначальных конструкторских умений.
Задачи:
- обучать конструированию по образцу, схеме, по предложенным педагогом условиям, по собственному замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (самостоятельное решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального);
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и умственные способности;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
- пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую конструкторскую деятельность.
Принципы, на которых строится программа «Технопарк»
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
- Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
- Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
- Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
- Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
Содержание обучения
Первый год обучения
В течение первого года обучения дети последовательно знакомятся с несколькими видами LEGO-конструктора, с основными деталями конструктора, способами их крепления, создают конструкцию по показу. В возрасте 5-6 лет, дошкольники учатся анализировать конструкцию, составлять рассказы по итогам проделанной работы. Во второй половине года добавляется новая для детей форма деятельности – конструирование по образцу и по схеме-инструкции. Дети учатся создавать модели, сооружения, транспорт по заданной теме, по собственному замыслу.
Второй год обучения
Во второй год обучения конструктивное творчество старших дошкольников отличается содержательностью и техническим разнообразием. Добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам. Формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO-конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям, устанавливают последовательность выполнения.
«LEGO» не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Конструирование выстраивается под руководством педагога в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является весёлым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по легоконструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. LEGO-деятельность учит ребёнка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Разбирая свою собственную конструкцию, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей легоконструированию используются разнообразные методы и приемы.
Методы:
- Наглядный
- Информационно-рецептивный
- Репродуктивный
- Практический
- Словесный
- Проблемный
- Игровой
- Частично-поисковый
Приёмы:
- Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
- Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
- Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
- Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
- Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация разных вариантов моделей.
- Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
- Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
- Решение проблемных задач с помощью педагога.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей, и для удобства пользования, с детьми прорабатываются названия деталей. Названия деталей, умение определять деталь определенного размера закрепляются с детьми в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях детям предлагается просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулируется желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос и т.д.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых конструкций, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» инструкцию или схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему, находят в конструкции основные части, называют и показывают детали, из которых эти части сконструированы, потом определяют порядок действий. Каждый ребёнок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, имеет возможность высказать своё отношение к проделанной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы вместе с детьми проверяем правильность соединения деталей, сравниваем с образцом, либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами или подгруппой детей. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных навыков и умений в межличностном взаимодействии в группе, в коллективе.
Формой контроля является диагностика, проводимая в начале и в конце первого и второго года обучения.
Формы организации детей: подгрупповая.
Требования к воспитанникам по итогам реализуемой программы.
Обучаемый должен знать и уметь:
- Иметь представление о профессии конструктора, о назначении конструкторского бюро.
- Иметь представление об архитектуре, знать кто такие архитекторы, чем занимаются.
- Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок.
- Иметь обобщенные представления о конструируемых объектах (мосты: железнодорожные, пешеходные; здания: жилые, школы, театры).
- Уметь различать геометрические формы, цвет, форму, расположение в пространстве.
- Уметь различать и называть детали LEGO-конструктора.
- Понимать, что такое симметрия и уметь чередовать цвет в своих постройках.
- Может мысленно изменять пространственное положение объекта и его частей.
- Конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.
- Владеть обобщенными способами конструирования (комбинаторика, опредмечивание, убирание лишнего и др.).
- Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании из разных видов конструкторов.
- Конструировать по заданной схеме и самостоятельно составлять схему будущей модели.
- Уметь следовать инструкции педагога.
- Уметь мысленно изменять пространственное положение конструированного объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
- Уметь анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность выполнения и на основе этого создавать образ объекта (мост через реку для пешеходов или для транспорта и пешеходов).
- Уметь конструировать, осуществляя собственный замысел (выбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования).
- Уметь работать в паре и в коллективе.
- Уметь рассказывать о своей постройке.
- Скреплять LEGO-детали разнообразными способами.
- Уметь использовать LEGO-постройки в играх-театрализациях, сюжетно-ролевых играх.
- Передавать с помощью конструктора «LEGO» особенности внешнего вида животных и птиц.
- Уметь моделировать фигуры людей, сказочных героев.
Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Выставки по Lego-конструированию.
Библиографический список
- Безбородова Т.В. // Первые шаги в геометрии.// - М.: Просвещение, 2009.
- Варяхова Т. // Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Венгер Л.А. // Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие // П.А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
- Волкова С.И. // Конструирование.// – М.: Просвещение, 1989.
- Давидчук А.Н. // Развитие у дошкольников конструктивного творчества.// - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова И.Е., Максаева Ю.А. // Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов.// – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. // Уроки Лего-конструирования в школе.// – М.: Бином, 2011. – 120 с.
- Комарова Л.Г. // Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).// — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
- Кузьмина Т. // Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
- Куцакова Л.В. // Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.// – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
- Куцакова Л.В. // Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий.// – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
- Куцакова Л.В. // Конструирование и ручной труд в детском саду.// - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- ЛЕГО-лаборатория (ControlLab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
- Лиштван З.В. // Конструирование.// - М.: Владос, 2011. – 217 с.
- Лурия А.Р. // Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
- Лусс Т.В. // Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.// – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова Л.А. // Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие.// - М.: Академия, 2008. - 80 с.
- Парамонова Л.А. // Теория и методика творческого конструирования в детском саду.// – М.: Академия, 2009. – 97 с.
- Петрова И. // ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.
- Рыкова Е. А. // LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab).// Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.
- Селезнёва Г.А. // Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 // – М., 2007г .- 58с.
- Селезнёва Г.А. // Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) // – М., 2007.- 44с.
- Фешина Е.В. // Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. // - М.: Сфера, 2011. – 243 с.