Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.
Каждый человек заботится о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.
Поэтому педагоги должны способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.
Две недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов, во-вторых, помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и, в-третьих, разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.
Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т.д.)
Цель проекта:
- формировать у детей гигиенические навыки по уходу за зубами, обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта;
- дать детям необходимые знания о зубах;
- выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах.
- Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей.
- Обучить основным правилам ухода за зубами.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.
Воспитательные:
- воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы и положительное отношение к посещению стоматолога;
- повысить компетентность родителей в вопросах профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубов и полости рта.
Гипотеза: если соблюдать правила гигиены и питания, употреблять все необходимые организму витамины и минералы, то можно надолго сохранить зубы здоровыми, а значит и сохранить своё здоровье.
Разработка проекта:
- отбор методического и информационного материала;
- разработка плана работы;
- реализация проекта;
- анализ эффективности проделанной работы.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Повысится интерес к уходу за зубами.
- Повысится общий уровень проведения культурно-гигиенических навыков.
- Дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полотью рта.
- Активизируется артикуляционный аппарат.
Этапы реализации проекта
I этап. Организационный
Сбор информации: выяснить, что знают дети по теме проекта, определить круг вопросов, на которые дети хотят получить ответ:
— Какое устроен зуб?
— Где живут зубы у маленьких детей?
— Почему зубы называются молочными?
— Почему молочные зубы начинают шататься?
—Откуда берутся постоянные зубы?
— Надо ли лечить молочные зубы?
— Как правильно чистить зубы?
— Что можно сделать для здоровья зубов?
Выяснить способы получения информации:
— спросить у родителей;
— в энциклопедии;
— в книгах;
— в журналах;
— в интернете;
— посмотреть мультфильм, видеофильм;
— спросить у врача;
— сходить на экскурсию с родителями в стоматологический кабинет.
Подбор иллюстраций;
- Подбор и разработка дидактических игр;
- Подбор художественной литературы;
- Подбор видео, аудио материала;
- Разработка консультаций для родителей;
- Подготовка выставки принадлежностей по уходу за зубами.
II этап. Основной
1. ОД с детьми
«Рот и зубы. Строение и функции зубов».
Цель: познакомить детей со строением зубов, их назначениями и функцией.
«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»
Цель: познакомить с правилами ухода за зубами, дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены, научить технике чистки зубов.
2. Беседы («Почему зубы называются молочными? Почему молочные зубы начинают шататься?; «Кто прячется во рту и как за ним ухаживать?», «Полезная и вредная еда для наших зубов», «Вредные привычки»; познавательный рассказ «У кого сколько зубов»; «Что делать с выпавшими зубами?»; работа с памятками «Полезные советы от зубной феи», «Как правильно чистить зубы».
3. Игровые образовательные ситуации («Микробы и зубная щётка», «Какие предметы нам нужны, чтобы стать чистыми и здоровыми»; дидактические упражнения («Запрещается – разрешается», «Что есть во рту», «Какие у нас зубы», «Вредная и полезная еда», «Цепочка действий»); осмысление содержания лэпбука «Зубы»; рассматривание информационного стенда «Инструменты стоматолога»; сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача стоматолога».
4. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках) Куликовская Т. «Знакомство с язычком и его домиком», динамическое упражнение (логоритмика) О. Боромыковой «Моемся, чистим зубы»
5. Чтение художественной литературы, аудирование, просмотр мультипликационных фильмов по теме («Мойдодыр», «Айболит» К.И.Чуковский, «Королева Зубная Щетка», «Беззубый джентельмен» С.Войтюк, Н.Карпова «Разболелся зуб у Волка!»; Гурина Е. «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре»), разучивание пословиц, стихов, загадок о зубах, щётке, воде, пасте, драматизация стихотворения Л.Генераловой «Молочный зуб».
6. Продуктивная деятельность по теме:
- рисование «Микробы и зубная щетка», «Весёлый и грустный зубик»;
- лепка «Здоровый и больной зуб»;
- аппликация «Коробочка для зубов».
7. Познавательно-исследовательская деятельность
1. Самообследование. (Ребята рассматривали в зеркало внешний вид зубов, их количество, находили отличие друг от друга, выясняли причины такого строения. При самообследовании выясняли, что зубы гладкие, прочные, у каждого есть свое место и назначение).
2. Обследование муляжа челюсти человека.
3. Опытно-экспериментальная деятельность.
- «Зубная паста для слона»
- «Влияние кислоты на зубную эмаль»
Цель: дать детям возможность понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка (скорлупа яйца).
«Защитные функции зубной пасты». Цель: изучить влияние зубной пасты на прочность зубов.
8. Просмотр презентаций (ИКТ): «Вредные и полезные продукты для зубов», «Где живут витамины», «Жевательная резинка вред и польза», «Почему нужно есть много овощей».
Работа с родителями в ходе реализации проекта:
— Памятка для родителей на тему «Зубы ребёнка всегда должны быть чистыми», «Пять видов полезных продуктов для зубов».
— Папка-раскладушка «Как ухаживать за молочными зубами».
— Консультация «Чистим зубки, играя», «Следите за зубами», «Как правильно выбирать зубную щётку и пасту».
— Ведение календаря чистки зубов дома (система ухода за полостью рта у детей).
III этап. Заключительный
Анализ результатов проектной деятельности.
- Пополнена развивающая среда (игры, альбомы, фотоматериал, лэпбук, информационный стенд «Инструменты стоматолога»).
- Созданы руками детей и родителей тематические альбомы, книжки-малышки: «Секрет здоровых зубов», «Наши зубки», «Берегите зубы!», «Сказка о коле Прикусе и зубе Мудрике»; коллаж «Полезные и вредные продукты»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «В кабинете зубного врача», «Стоматологическая поликлиника».
Итоги познавательно-исследовательского проекта по сохранению и укреплению здоровья зубов:
У детей:
- сформированы начальные представление о значении зубов для организма;
- дети имеют первичные представления о гигиене полости рта;
- дети правильно и последовательно чистят зубы, пользуются зубной щеткой;
- у детей сформированы первичные знания о полезных продуктах для зубов;
- у детей формируется привычка соблюдать правила гигиены полости рта, осознанное правильное отношение к своему здоровью.
У педагогов:
- создан банк методических разработок по данной проблеме;
- внедрены оздоровительные технологии в работу по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
- обогащена предметно-развивающая среда группы.
У родителей:
- повысился уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей;
- укрепилось сотрудничество между родителями и детским садом.
Таким образом, знания, приобретенные детьми в ходе проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получили ответы на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Знания были нужны детям и поэтому интересны им.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность».
2. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. «Будь здоров».
3. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
4. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
5. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
6. Меньшикова Л.А., Попова Н.Л. «Здоровейка в гостях у малышей».
7. Т.И.Бабаева «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
8. Тугушева Г.И., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Ссылка smart-oowl.blogspot.ru