Пояснительная записка
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи. Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Содержание патриотического воспитания дошкольников:
- Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной. Знакомство с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями. Знакомство с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, с жизнью прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
- Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Актуальность
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
- В программах, по которым работает коллектив ДОУ №13, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
- Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.
- Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.
Программа « Наша Родина - Россия» разработана для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. При написании программы использовали следующие нормативные документы:
- Закон «Об образовании РФ»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы », утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010г. №795
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « 23 » ноября 2009 г. № 655
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДО»
- СанПин 24.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрирован в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267
Новизна
Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.
В основу реализации программы положены принципы.
- Принцип историзма.
- Принцип научности и доступности.
- Принцип личностно-ориентированного общения.
- Принцип наглядности.
- Принцип профессиональной компетентности педагога.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип организованного подхода.
- Принцип учета региональных условий.
- Принцип культуросообразности.
- Принцип свободы и самостоятельности.
- Принцип гуманно-творческой направленности.
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Цель программы. «Наша Родина – Россия» - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи патриотического воспитания детей
Образовательные.
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с народным творчеством,
- расширению представлений о родном городе, области.
Развивающие.
- развитие интереса и любви к родной природе;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам.
Воспитательные.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- создание у детей положительного эмоционального настроя;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Программа «Наша Родина - Россия» разработана для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Срок реализации программы: 5 лет.
Формы и режим НОД.
Программа «Наша Родина - Россия» предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов расширения представлений о себе, о своей семье, родном крае, природе, Родине, воспитании любви к Родине, толерантности и чувство гордости за достижения страны. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с родителями в ходе разработки Программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей. Работа в ходе реализации программы может быть специально организована, а также включена в обычные формы работы педагога с воспитанниками. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, режимных моментах, играх, в труде и т.п., так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «НАША РОДИНА - РОССИЯ»
Этапы реализации программы |
Задачи |
Сроки |
Подготовительный |
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения нравственно-патриотических чувств дошкольников |
2011 г. |
Диагностический |
1. Подобрать, разработать эффективные методы воспитательно-образовательного процесса; |
2011 г. |
Практический |
1. Организовать индивидуальную работу с детьми |
2012-2015 гг. |
Аналитический |
Анализ созданных педагогических условий для развития нравственно-патриотических чувств детей |
2016 г. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
1.Мониторинг по выявлению патриотических чувств у детей.
2. Создание благоприятных условий для реализации расширения представлений у детей: о себе, о семье, о «малой Родине», о природе родного края, о России, о планете Земля.
3. Развитие у детей интереса к расширению предметно-развивающей среде в группе, активном участии в создании проектов на тему патриотического воспитания
Ожидаемые результаты:
- наличие у детей знаний об истории своей родной страны, её природных богатствах; социально-экономической значимости;
- возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа. Осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, поговорок, потешек, закличек);
- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания программы проводится в виде викторины с комплексом вопросов и заданий по данной тематике.
Литература
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д.М.Маханева, Санкт-Петербург, 1997 год.
- «Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А.Давыдова, 2005 год.
- «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская, 2005
- «Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.
- «Планирование работы по патриотическому воспитанию» Н.Ф. Андреева, 2005 год.
- «Люби и знай родной край» Н.Н.Липнягова, Т.В.Лусихина, 2007 год.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы) Н.В.Алешина, 2005 год
- «Мини-музей в детском саду» Н.Рыжова, Л.Логинова,2008 год
- «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алешина, 2005 год
- «Что может герб нам рассказать» Л.В.Логинова, 2008 год
- «Мы живем в России» (средняя, старшая, подготовительная к школе группа), Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, 2008 год