Класс: 5 класс (дети с умственной отсталостью).
Цель: Дать понятие одушевленных и неодушевленных имён существительных.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
- Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, активизировать словарный запас.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Ход урока
1. Организационный момент, тренинг-настрой
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
– Проверим готовность к уроку
2. Актуализация знаний
- Какое сейчас время года? По каким признакам ты определила? Назови зимние месяцы. Какой сейчас идёт месяц? Вспомни, какое сегодня число. Открой тетрадочку, от последней записи отступи 2 строчки, в 3-ей подпиши число: 19 ДЕКАБРЯ, классная работа. Пока тетрадочку отложим в сторону.
- Алёна, из чего состоит наша речь? (из слов)
- Какие части речи мы с тобой уже изучили? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Давай проверим, насколько хорошо ты их знаешь. Я тебе назову слова, тебе нужно определить к какой части речи они относятся:
ЗИМА, СНЕЖНАЯ, УЗОР, ПРИШЛА, БЕЛЫЙ, ПАДАЕТ.
3. Мотивация (прием «ассоциативный ряд»)
- Догадайся по опорным словам, о какой части речи идет речь: ПРЕДМЕТЫ, КТО?ЧТО? (имя существительное)
- Как ты думаешь, почему я тебе загадала именно эту часть речи? (потому что проходим имя существительное и его признаки)
- Посмотри в тетради на цветочек. С каким признаком имени существительного мы познакомились на прошлых уроках? (собственные и нарицательные)
- Какие имена существительные относятся к собственным? нарицательным? Как пишутся имена собственные?
4. Проверка домашнего задания
На столе у тебя лежит карточка с жёлтым кружочком. Возьми её, прочитай задание. Что нужно сделать? Возьми простой карандашик и исправь ошибки в написании имён собственных.
У кати живёт собака шарик. Сергей иванов живёт в городе ставрополе.На красной площади идет парад.
(выполнение задания, проверка)
- Алёна, как ты думаешь, можем ли мы ещё что-нибудь нового узнать об имени существительном? (да) Сегодня мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного, тема урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Как ты думаешь, что мы сегодня должны узнать на уроке? Чему будем учиться?
- УЗНАТЬ…
- УЧИТЬСЯ…
- Нам с тобой предстоит сегодня непростая работа. И чтобы все у тебя сегодня получалось, немножко отдохнем и наберемся сил.
5. Физминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот, кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладоши
И потопаем немножко.
А теперь представим, дети,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Нам урок продолжить нужно.
Потянулись, тихо сели.
И на доску посмотрели.
6. Изучение нового материала
Посмотри на доску. Прочитай слова первого столбика, второго. Как ты думаешь, по какому признаку объединены слова в 1-м столбике? Во 2-м?
(слова в первом столбике отвечают на вопрос КТО? слова второго столбика на вопрос ЧТО?)
- Давай узнаем, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Для этого откроем учебник на странице 104 и прочитаем правило.
(чтение правила)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос КТО? Кого обозначают эти слова?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Что обозначают эти слова?
Посмотри на доску. На какой вопрос отвечают слова первой группы? Как называются такие имена существительные? (одушевлённые)
На какой вопрос отвечают слова второй группы? Как называются такие имена существительные? (неодушевлённые)
8. Первичное закрепление
Дидактическая игра «Лото»
Перед тобой карточка с картинками, накройте каждый предмет соответствующим вопросом и скажи, какие имена существительные будут одушевлёнными, а какие – неодушевлёнными.
(устно выполняет)
А теперь откроем тетрадь и разделим эти слова в 2 столбика. В 1-ый напишем слова, отвечающие на вопрос КТО? (одушевлённые), во 2-ой – на вопрос ЧТО? (неодушевлённые)
Устный фронтальный опрос учащихся:
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Какие слова относятся к одуш.именам существительным?
- На какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные? Какие слова относятся к одуш.именам существительным?
- Отгадайте загадку №1:
По двору будильник ходит,
Он с хохлаток глаз не сводит,
Он в один и тот же час
Утром поднимает нас.
- Правильно, слово [петух] — какая часть речи?
- На какой вопрос отвечает?
- Одушевленное или неодушевленное?
- Запиши в тетрадь, сделай звуко-буквенный анализ слова.
9. Гимнастика для глаз
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так 8 раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
10. Обобщение, подведение итогов
Задание на карточке с зелёным кружочком. «Четвертый» лишний. Вычеркни лишнее слово в каждом ряду слов.
1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
На вопросы отвечай
Да ошибок избегай!
- Признаки какой части речи мы изучаем?
- С каким новым признаком имени существительного мы сегодня познакомились?
Давай возьмём второй лепесточек и приклеим к цветочку.
11. Домашнее задание
(на карточке. Распредели слова в два столбика. В 1-й запиши одушевленные имена существительные, во 2-й – неодушевленные имена существительные)
Задание. Распредели слова в два столбика. В 1-й столбик запиши одушевленные имена существительные, во 2-й – неодушевленные имена существительные.
Дом, человек, сад, дерево, тетя, мальчик, пароход, почтальон, город, ворота, тигр, муха, забор, рыба.
12. Рефлексия
- Алена, оцени, пожалуйста, свою работу на уроке.
Выбрать соответствующую карточку: я все поняла, мне необходимо еще поработать над этой темой, я ничего не поняла.
Алена, ты сегодня молодец! На протяжении всего урока ты работала хорошо, возникали лишь небольшие затруднения. Поэтому я тебе поставлю оценку…
13. Завершение урока
Подошёл к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок.
Алене спасибо за упорство и внимание,
А гостям мы говорим: «До свидания!»