Совершенствование навыка чтения обучающихся с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


В современном образовании сегодня действует принцип вариативности, который дает учителям возможность выбирать и конструировать педагогический процесс, построение урока.

Разработаны новые образовательные технологии. Они призваны защищать интересы и здоровье обучающегося.

Во время обучения детей с ОВЗ становится понятно, что как школу, так и общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников.

Необходимо совершенствовать навык чтения обучающихся, ведь чтение – это лишь один из основных способов приобретения ребенком информации. А для успешного обучения в школе по всем учебным предметам необходимо успешное овладение данным навыком.

К середине – концу начальной школы ученики должны научиться читать целыми словами, хотя небольшая часть школьников продолжают читать по слогам.

Техника чтения обучающихся с ОВЗ совершенствуется очень медленно. Отставание, проявившись в начале обучения, может негативно сказываться на последующих этапах.

Медленно и трудно у ребят совершенствуется и навык правильности, безошибочности чтения текстов.

К концу четвертого класса большинство учеников овладевают темпом чтения, предусмотренным программой.

При работе над выработкой навыка чтения текстов вслух учим детей читать правильно, выразительно, во время произнесения первого слога – смотри на второй, читай бегло.

Предлагаю познакомиться с упражнениями, которые помогают формированию навыка чтения у детей с ОВЗ:

  • многократное прочтение текста вслух;
  • упражнение «Стрела» (чередование чтения, начиная с медленного темпа и переходить в максимально быстрый темп, при котором переход на чтение в максимальном темпе осуществляется по команде «Стрела»);
  • чтение "образец". Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова;
  • упражнение "Чтение-обгонялка" (дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на определенные вопросы, так дети учатся находить в тексте главное);
  • "жужжащее" чтение;
  • чтение со звуковыми помехами;
  • упражнение «Минутка» (за минуту надо найти в тексте наибольшее количество слов  на определенную букву);
  • чтение за учителем (упражнение на выработку скорости произношения слов);
  • чтение со скоростью скороговорки.

Все эти упражнения, будут способствовать формированию и совершенствованию работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках и во внеурочное время. Они могут использоваться на занятиях по обучению чтению, повышению успеваемости школьников и по другим общеобразовательным предметам.

Список литературы

1. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. Дефектология. 2005г. №6.стр.8-17.

2. Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной.М., Просвещение. 1994.

3. Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова. Учителю о детях с нарушениями речи.Книга для учителя. Москва «Просвещение». 1985.

4. О.В.Чирик О.В.Степанова, Т.А.Бугаёва «Инновационные технологии на уроках в начальной школе».