Пояснительная записка
Презентацию «Автоматизация звука [Р]. Игры со Смешариками» можно использовать на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР III уровня. Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с задачами программы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи.
Игровые упражнения направлены на закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных), в словах, во фразах. Так, например, игровые упражнения «Заведи мотор самолёта», «Заведи мотор автомобиля» (слайды № 3, 4) помогут закрепить у ребёнка правильное произношение изолированного звука [Р], а игры «Чего не стало?» (№ 10 – 11), «Жадина» (№ 12 – 16), «Один – много» (№ 17), «Посчитай» (№ 18 – 19) развивают навык произношения звука [Р] в начале слов. Автоматизировать произношение [Р] в середине слова можно, используя упражнения «Живое – неживое» (№ 20 – 21), «Узнай и назови» (№ 22), «Громко назови, запомни, повтори» (№ 23 – 24), «Назови ласково» (№ 25 – 26), «Скажи правильно» (№ 27 – 34), «Собери урожай» (№ 35), «Раздели слова на слоги» (№ 36 – 39). Задания «Проговори чистоговорки» (№ 40), «Составь предложение» (№ 41 – 49) закрепляют правильное произношение звука [Р] во фразах.
Таким образом, содержащиеся в данной презентации упражнения можно использовать на серии занятий по закреплению правильного звукопроизношения. Также эти игровые упражнения помогут расширить и активизировать словарь, сформировать у ребёнка грамматический строй речи.
Следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.
Цель: автоматизация [Р] в слогах, словах, фразах; совершенствование лексико-грамматических конструкций у детей.
Задачи:
- развитие произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
- развитие навыка согласования имен существительных с числительными;
- развитие навыка образования множественного числа имен существительных;
- развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развитие навыка образования Род. п. имен существительных;
- развитие навыка составления предложений по двум заданным картинкам;
- уточнение, обогащение и активизация словаря детей;
- развитие внимания, мышления, памяти.
Содержание презентации (игровые упражнения и задания):
- «Заведи мотор самолёта» (№ 3)
- «Заведи мотор автомобиля» (№ 4)
- Прочитай слоги (№ 5–9)
- Назови картинки. «Чего не стало?» (№ 10–11)
- Назови картинки. «Жадина» (Звук [Р] в начале слова) (№ 12–16)
- «Один – много». (Звук [Р] в начале слова) (№ 17)
- «Посчитай». (Звук [Р] в начале слова) (№ 18–19)
- Назови предметы. «Живое – неживое» (Звук [Р] в середине слова) (№ 20–21)
- «Узнай и назови» (Звук [Р] в середине слова) (№ 22)
- «Громко назови, запомни, повтори» (Звук [Р] в середине слова) (№ 23–24)
- Назови предметы. «Назови ласково» (Звук [Р] в конце слова) (№ 25–26)
- «Скажи правильно» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 27–34)
- «Собери урожай» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 35)
- «Раздели слова на слоги» (Звук [Р] в начале, в середине, в конце) (№ 36–39)
- Проговори чистоговорки. (№ 40)
- Составь предложение. (№ 41–49)
Основные направления коррекции и описание слайдов
Слайды № 3–4
«Заведи мотор»
Задачи:
- Развитие правильного произношения изолированного звука [Р];
- Развитие зрительного восприятия и воображения.
Описание:
На слайдах изображения Пина, самолёта и автомобилей. По щелчку изображения самолёта и автомобилей начинают двигаться.
Можно предложить ребёнку следить за движением предметов глазами или вести пальчик по экрану.
Логопед: – Помоги Пину завести мотор самолёта (автомобиля), произнося длительно звук [Р].
Ребёнок длительно произносит звук [Р].
Слайды № 5–9
«Прочитай слоги»
Задачи:
- развитие правильного произношения звука [Р] в слогах (прямых и обратных);
- развитие навыка чтения;
- развитие слухового внимания, памяти.
Описание: На слайдах изображения Пина, Биби и таблиц со слогами.
Логопед: – Пин учит Биби читать. Биби трудно произносить эти слоги. Давай поможем ему, будем произносить слоги (читать), выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слоги со звуком [Р].
Слайд № 10
«Назови картинки»
Задачи:
- развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале, со слогом РА);
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие зрительного внимания.
Описание: На слайде изображения Совуньи, Нюши и разных предметов со звуком [Р] в начале.
Логопед: – Совунья учит Нюшу проговаривать звук [Р] в словах. Нюше знакомы не все предметы. Давай поможем ей – будем называть предметы, выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.
Слайд № 11
«Чего не стало?»
Задачи:
- развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
- развитие умения употреблять имена существительные в Род. п.;
- развитие зрительного внимания, памяти.
Описание: На слайде изображения Совуньи, Нюши и разных предметов со звуком [Р] в начале.
Логопед: – Совунья и Нюша предлагают тебе поиграть с этими словами. Запомни все эти предметы. Закрой глаза. Когда откроешь их, назовёшь исчезнувший предмет, выделяя звук [Р].
По щелчку предметы исчезают и появляются. Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале, употребляя их в Р. п. (не стало рака, не стало радуги, …).
Слайд № 12
«Назови картинки»
Задачи:
- развитие правильного произношения звука [Р] в словах (в начале);
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие зрительного внимания.
Описание: На слайде изображения Нюши и разных предметов (со звуком [Р] в начале).
Логопед: – Нюша просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в начале.
Слайды № 13–16
«Жадина»
Задачи:
- развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
- развитие навыка согласования имен существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои;
- активизация словаря;
- развитие зрительного восприятия, внимания.
Описание: На слайдах изображения Нюши, разных предметов и слово «мой» (моя, моё, мои).
Логопед: – Помоги Нюше правильно подобрать предметы к слову «мой». Называя их, проговаривай звук [Р].
Ребёнок рассматривает предметы и называет те слова, которые подходят к слову «мой» (мой рот, мой рог, мой руль). Аналогичная работа со словами моя, моё, мои (слайды 14–16).
Слайд № 17
«Один – много»
Задачи:
- развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
- развитие умения образовывать множественное число имён существительных;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие внимания, мышления.
Описание: На слайде изображение Кар-Карыча и предметов.
Логопед: – Кар-Карыч показывает один предмет, а ты назови много.
Ребёнок образует множественное число и говорит: «ракета – ракеты», «рубашка – рубашки», «рубин – рубины», «рыбак – рыбаки».
По щелчку появляется изображение называемых предметов.
Слайды № 18–19
«Посчитай»
Задачи:
- развитие умения правильно произносить звук [Р] в начале слова;
- практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
Описание: На слайдах изображения Смешариков и предметов (ромашек, рыб).
Логопед: – Нюша собрала ромашки. Посчитай их, выделяя звук [Р] (слайд 18).
– Пин поймал много рыбы. Посчитай, выделяя звук [Р] (слайд 19).
Ребёнок считает, согласовывая числительные с существительными: «Одна ромашка, две ромашки, …, …, пять ромашек», «Одна рыба, две рыбы, …, …, пять рыб».
Появляются таблички с надписями «5 ромашек», «5 рыб».
Слайд № 20
«Назови картинки»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие зрительного внимания.
Описание: На слайде изображения Кроша, Ёжика и разных предметов (со звуком [Р] в середине).
Логопед: – Крош и Ёжик просят тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине.
Слайд № 21
«Живое – неживое»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине слова;
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие внимания и мышления.
Описание: На слайде изображения Кроша, Ёжика и разных предметов (со звуком [Р] в середине). По щелчку появляется табличка «Кто это?».
Логопед: – Крош и Ёжик просят тебя назвать предметы, к которым можно поставить вопрос «Кто это?». Назовай предметы, выделяя звук [Р].
По щелчку появляется табличка «Что это?»
Логопед: – А теперь назови слова, к которым можно поставить вопрос «Что это?»
Ребёнок подбирает слова, проговаривая звук [Р].
Слайд № 22
«Узнай и назови»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
- развитие зрительного восприятия и воображения;
- закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами;
- развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.
Описание: На слайде изображения Бараша и «спрятанных под зонтики» предметов.
Логопед: – Пошёл дождь. Бараш спрятал все предметы под зонтики. Узнай и назови их.
По щелчку зонтики исчезают. Ребёнок называет предметы, выделяя звук [Р].
Ребёнок говорит: «Я узнал жирафа». «Я узнал барана» и т.д.
Слайды № 23–24
«Громко назови, запомни, повтори»
Задачи:
- развитие правильного произношения звука [Р] в середине слова (в безударном положении);
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие силы голоса;
- развитие зрительного внимания, памяти.
Описание: На слайде изображения Кроша и разных предметов со звуком [Р] в середине.
Логопед: – Крош научился правильно произносить звук [Р] в словах. Он говорит громко и чётко. Попробуй и ты назвать эти картинки правильно, выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в середине. Затем, по щелчку, картинки исчезают. Ребёнок должен назвать предметы по памяти. По щелчку появляется табличка «Проверь себя» и картинки. Ребёнок ещё раз проговаривает слова со звуком [Р] в середине.
Слайд № 25
«Назови картинки»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в конце слова;
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие зрительного внимания.
Описание: На слайде изображения Лосяша и предметов (со звуком [Р] в конце).
Логопед: – Лосяш просит тебя назвать предметы, которые изображены на слайде. Назови предметы, выделяя звук [Р].
Ребёнок проговаривает слова со звуком [Р] в конце.
Слайд № 26
«Назови ласково»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в середине и конце слова;
- развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развитие внимания и мышления.
Описание: На слайде изображения Лосяша и предметов.
– Лосяш просит назвать эти предметы ласково.
Ребенок выбирает (кликает мышкой) любой предмет, называет его ласково: «шарик», «комарик», «заборчик», «помидорчик» и т. д. При этом изображение предмета уменьшается.
Слайды № 27–34
«Скажи правильно»
Задачи:
- закрепление правильного произношения звука [Р] в словах;
- активизация словаря признаков;
- развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;
- развитие зрительного восприятия, внимания.
Описание: На слайдах изображения Кроша, различных предметов оранжевого цвета и табличка «Оранжевый».
Логопед: – Крош любит рисовать. Посмотри, как много предметов он нарисовал и раскрасил их оранжевым цветом. Назови только те предметы, к которым подходит слово «оранжевый».
Ребёнок рассматривает картинки и называет слова мужского рода (карандаш, фартук, жираф).
Аналогичная работа проводится по слайдам № 28–34.
Слайд № 35
«Собери урожай»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале и в середине слова;
- активизация словаря;
- развитие умения классифицировать и обобщать предметы;
- развитие восприятия, мышления.
Описание: На слайдах изображения Копатыча, овощей, фруктов, ягод и корзин. Под каждой корзиной табличка с надписями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды».
Логопед:
– Копатыч просит «разложить» урожай по корзинам. В первую корзину надо положить фрукты, во вторую – овощи, а в третью – ягоды.
По щелчку предметы отправляются в корзину. Ребёнок называет слова (со звуком Р в начале и в середине). Овощи «отправляются» в соответствующую корзину.
Слайд № 36–39
«Раздели слова на слоги»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] в начале, в середине и в конце слова;
- развитие умения делить слова на слоги;
- развитие внимания, мышления.
Описание: На слайдах изображения Кроша, фотоальбома, фото животных. Внизу табличка со слоговой схемой слова. Логопед предлагает расположить фото в альбоме. На первую страницу надо поместить фото животных, в названии которых один слог, на вторую – где два слога и т. д. Ребёнок называет животного по слогам, кликает мышкой на него. Фото перемещается на нужную страницу.
Слайд № 40
«Проговори чистоговорки»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие слухового внимания, памяти.
Описание: На слайде изображения Бараша и Нюши, чистоговорки на автоматизацию [Р].
Логопед: – Бараш сочинил стихи для Нюши. Давай проговорим их чётко.
Ребёнок проговаривает чистоговорки со звуком [Р].
Слайды № 41–49
«Составь предложения»
Задачи:
- развитие навыка правильного произношения звука [Р] во фразах;
- развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам;
- расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание: На слайдах изображение Лосяша и две картинки.
Логопед: – Лосяш приготовил такое задание: составить предложение с двумя данными словами. Составив эти предложения, ты узнаешь, чем любят заниматься Бараш и Крош.
Ребёнок рассматривает картинки и составляет предложение с двумя заданными словами. (Например: «Бараш слушает радио», «Бараш играет на барабане»).
Слайд № 50
Молодец! До встречи!
Список литературы
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие, – М.; ТЦ Сфера, 2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука «Р» у детей 5-7 лет. – М.: Издательство: «ГНОМ» 2018.
- Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь М.: Вентана-граф, 2007.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998.
- Репина З.А. Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Издательство: «Литур», 2005.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство:"Лань", оформление, 1997.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.; ТЦ Сфера, 2002.