Путь к славе и бессмертию. Александр Македонский

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку, Мастер-класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Урок «Путь к славе и бессмертию» проводится в 5 классе как повторительно-обобщающий урок, целью которого является формирование яркого целостного представления об исторической личности Александра Македонского и его эпохе. Основное содержание урока составляет деятельностный компонент образования. Особенностью данного урока является форма проведения - урок анализа исторической личности, где каждое задание требует от учащихся активной мыслительской деятельности, рассуждений, объяснений.

Тип урока – урок закрепления и получения практических навыков, лабораторное занятие.

Методы: словесный, наглядные (компьютерная презентация, рабочая тетрадь к уроку), практические (работа с текстом, составление синквейна).

Формы работы: индивидуальная, диалог, решение проблемной задачи.

Использованы технологии проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии.

Ожидаемые результаты

По окончании занятия учащиеся смогут:

  • дать образную характеристику Александра Македонского;
  • анализировать и систематизировать информацию различных исторических источников;
  • сформулировать собственное мнение о стремлении человека к славе;
  • расширить опыт оценочной деятельности;
  • сделать вывод, что оценка личности может быть неоднозначной.

Для занятия нужно:

  1. Приложение 1. Рабочая тетрадь
  2. Приложение 2. Карточки желтого, красного и зеленого цветов
  3. Приложение 3. «смайлики»
  4. Презентация PowerPoint

Ведение в занятие (около 5 минут)

Учитель приветствует учащихся, говорит о целях и задачах урока, знакомит с правилами и этапами урока.

Называет эпиграфы к уроку:

«20 лет – и ничего для бессмертия!» А.Македонский

«Жизнь коротка, но слава может быть вечной.» Цицерон

Вступительное слово учителя

Согласно древнегреческому представлению о родовой наследственности, великие люди рождались только от великих родителей. Поэтому, по легенде, отец Александра, Филипп, вёл свой род от эпического героя Геракла, а мать Александра, дочь царя Эпира, Олимпиада, якобы происходила от предков героя Троянской войны Ахиллеса. По легенде, Олимпиада однажды увидела во сне,что в неё ударила молния. От вспыхнувшего огня сгорел весь мир. Толкователи снов объяснили ей, что она родит сына, который завоюет весь мир, но сам проживет недолго, словно молния сверкнёт на небосклоне.

Домашним учителем А.М. был сам Аристотель, великий философ древности. Он научил царя понимать и любить поэзию, театр, музыку.

Аристотель своими рассказами о Вселенной, о разных чудесах света невольно зародил в честолюбивом юноше мечту о завоевании мира. Он становился мрачным, когда узнавал, что его отец снова захватил какой-то город и говорил: « Отец завоюет весь мир, а что останется нам?»

В эпоху сплошных войн правители только то и делали, что отправлялись в походы, чтобы захватить чужие земли, поработить людей, присвоить  их богатства.
В 20 лет он переживал о том, что ничего не сделал, чтобы стать бессмертным. А через 10 лет Александр Македонский подчинил себе большую половину известных в то время земель, его государство простиралось от Африки до Индии.

Так он получил прозвище – Великий.

Учитель напоминает, что предварительно учащиеся должны были определиться какую группу они выберут:

I ряд - одобрение действий Александра Македонского

II ряд - осуждение

III ряд - ему просто сопутствовала удача

Учащиеся садятся в тот ряд, который они выбрали (или поднимают карточки:

  • жёлтый цвет – удача,
  • зеленый – одобрение,
  • красный – осуждение)

Учитель говорит, что об Александре Македонском спорили еще древние историки и писатели. Не затихают они и до сих пор.

Плутарх (греческий писатель II в.н.э.)

«...он выступил как заступник всех и каждого и, принуждал оружием тех, кого не привлек словами, соединил в одно целое людей со всех концов света... Он предполагал сделать всех людей гражданами одного и того же государства... Если бы божество и позвало его так быстро назад, один закон просвещал бы всех людей, и они стремились бы к единой справедливости, как к единому для всех солнечному свету».

(Учащиеся определяют, какую оценку дает Плутарх деятельности А.Македонского).

Лукан (римский писатель I в.н.э.):

В той гробнице лежит Филиппа безумный потомок:
Хищник счастливый...
Он македонян страну и жилище предков покинул...
К азиатам пошел, судьбы принужденьем гонимый,
Род избивая людской, на все племена обнажая,
Свой сокрушительный меч: обагрил незнакомые реки кровью персов - Евфрат, а Ганг -индийскою кровью;
Бич роковой земли, он - молния, что поражает
Все племена, как одно, он - злая судьба для народов!»

(Учащиеся анализируют отрывок произведения и определяют, каково отношение Лукана к Александру Македонскому)

Тит Ливии (римский историк II в.н.э.)

«Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием, лишь одного человека которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача»

(Учащиеся анализируют точку зрения историка Ливия и определяют, как относился он к А.Македонскому).

Все они жили в разное время и через много лет после смерти Александра Македонского. Каждый из них выражал свою точку зрения об этом великом человеке.

Сегодня мы проработаем каждый из 3 документов. Вы должны выбрать одну из 3 точек зрения, которую вы разделяете.

  • Как относились к А.М. потомки, чьи строки вы прочитали?

Основная интерактивная часть (30 минут)

Учитель приглашает учащихся в творческую лабораторию, мастерскую, где они должны по рассказам о поступках и высказываниях Александра Македонского создать его портрет и ответить на вопросы:

  • Как эти поступки и высказывания характеризуют Александра как человека?
  • Что привлекает вас в личности Александра Македонского?
  • Что вам не нравится в нем?

Учащиеся приступают к выполнению заданий в рабочей тетради. Задания 1–7 представляют собой выдержки рассказов о Македонском и учебные картины. Дети должны назвать черты характера великого завоевателя (в случае затруднения они могут использовать слова, которые даются в тетради в разделе «Различные характеристики личности).

Учащиеся знакомятся с выдержками из источников и дополнительной литературы, и проводится беседа.

Завершается работа в лаборатории рассказом о Герострате, который в 356 г до н.э. сжёг 4 чудо света – Храм Артемиды (см в рабочей тетради)

  1. Что было общего в судьбе, делах А.Македонского и страшном кощунственном поступке Герострата?
  2. Разве плохо стремиться к славе? Что вы считаете неправильным в желании прославиться?

После беседы о путях к славе предлагается составить обобщающую характеристику (словесную) и учащиеся составляют портрет (кластер) в рабочей тетради.

Обратная связь (примерно 10 минут)

После ответов детей на вопрос «Изменилось ли ваше мнение об Александре Македонском?», учитель предлагает сделать выбор (пересаживаются или остаются в прежнем ряду или поднимают карточки красного, жёлтого и зелёного цвета)

  • Достигли мы сегодня поставленной цели?
  • Что для вас было трудным в лабораторной работе по составлению портрета исторической личности?
  • Что нам удалось сделать хорошо?
  • Как могут эти знания пригодиться вам в современном мире?

Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого – не его держава, которая распалась сразу после смерти царя.

Не был он основателем новой династии: два его сына – Александр и Геракл – ещё юными погибли в кровавых распрях.

Вызывали восторг и зависть его молодость и лёгкость, с которыми он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: « 20 лет – и ничего для бессмертия!»

Самые выдающиеся полководцы последующих тысячелетий будут гордиться тем, что приходятся тёзками Александру Македонскому.

Чингисхан, Батый, Тамерлан и Наполеон будут сравнивать свою завоевательную деятельность с такой же деятельностью Александра, и, как объективно впоследствии решат историки, сравнения эти будут не в их пользу.

Удивительная судьба молодого македонца не оставит никого равнодушным на протяжении тысяч лет, будоража воображение одних и вызывая скепсис у других…

P.S. Существует легенда, будто Александра похоронили, скрестив ему, по его просьбе, руки на груди ладонями вверх. Это должно было означать, что туда. Куда он ушёл, невозможно взять и миллионной доли того, чем он обладал в этом мире. Кроме его славы…

Учитель подводит детей к мысли о том, что Александр Македонский оставил в истории человечества бессмертную славу и предлагает составить синквейн на слово «Слава».

После ответов учащихся учитель просит посчитать количество смайликов, полученных за правильные ответы для определения лидера. Победителю вручается сладкий приз (шоколадка). Учитель просит откусить и ответить на вопрос «Какая на вкус ваша слава?»

Рабочая тетрадь