Вопрос психологической безопасности является важным для всех объектов образовательного процесса. Чувствовать себя психологически безопасным настолько, необходимо каждому участнику учебного процесса, насколько этому человеку необходимо равновесие (см. презентацию).
С данной проблемой, как учитель предметник я столкнулась в этом учебном году. Изучая данный вопрос теоретически и практически, основываясь на собственный опыт, мною были сформулированы этапы, которые «проживает» педагог, столкнувшись с данной проблемой:
- Отрицания (на этом этапе, как правило, педагог не согласен с результатами диагностики «быть такого не может»);
- Принятия (когда педагог понимает, что возможно на самом деле в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах учебного процесса возникают проблемы);
- Осознания и действий (этот этап характеризуется осознанием проблемы, взаимодействием учителя с педагогом психологом);
Какой период времени пройдёт от этапа к этапу зависит от многих факторов: от индивидуальных и профессиональных качеств педагога, от его учебной нагрузки, профессиональной занятости.
И так на этапе осознания и действий мною был составлен алгоритм действий:
- Составить и провести более конкретную диагностику;
- Обработать и проанализировать результаты;
- Спланировать свою деятельность;
Для составления более конкретной диагностики в основу была положена диагностика И.А.Баевой и конкретизирована на предметную область в данном случае на предмет география (см. приложение). Диагностика позволяет определить:
Отношение к образовательной среде на уроках географии, включает компоненты:
Когнитивный компонент определяют вопросы из анкеты: 1, 4а, 4б;
Эмоциональный компонент определяют вопросы из анкеты: 2, 6,8;
Поведенческий компонент определяют вопросы из анкеты: 3, 5, 10;
Анализ результатов диагностики показал, что 76% обучающихся относятся к образовательной среде на уроках географии позитивно и 24% нейтрально. В основном поведенческий и эмоциональный компонент вызывал нейтральное отношение.
- Уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии можно определить при помощи седьмого вопроса анкеты. Для этого учащимся необходимо из одиннадцати характеристик школьной среды нужно выбрать 5 и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Анализ результатов показал, что уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии у 48% обучающихся высокий, у 36% очень высокий и у 16% средний.
- Индекс психологической безопасности, уровень защищённости, определяется при помощи девятого вопроса. Для этого обучающимся нужно оценить показатели психологической защищенности по 4-балльной шкале.
Именно педагог задает большинство параметров школьной среды, создавая и реализуя: концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения.
Принцип социально-психологической умелости, предполагающий наличие психологических программ, передающих набор жизненно важных умений и систему безопасного взаимодействия, одновременно способствует разработке технологий профессионального гуманизма, и в этом плане в определенной степени выполняет функцию защиты педагога. Педагог в личностно-ориентированном обучении общается с учеником не на уровне социальных ролей, а на уровне личностного взаимодействия, пользуется как инструментом своей индивидуальностью [1]. Соответственно, и ученик при этом не просто получает знания, умения и навыки, а его индивидуальность подвергается более глубокому формирующему воздействию. «Такое общение уже носит черты психокоррекционного и накладывает на педагога гораздо большую ответственность. Психогигиена личности педагога приобретает огромное значение». Если педагог занимается личностно-ориентированным обучением, то его психогигиена (личностное развитие и профессиональные умения) перестают быть его личным делом и становятся необходимым условием работы.
Список литературы
- И.А. Баева. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
- Молокоедов А. В. Психологическая безопасность личности. - Москва, 2017.
- Регуш Л. А.Безопасность обучения школьников // Психологическая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
- Соломин В.П. Психологическая безопасность. Режим доступа [http://booksonline.com.ua/view.php?book=150077].
- Холуева К.А. Психологическая безопасность образовательной среды//Концепт.- №1 2013.