Введение
Самая высокая тревожность наблюдается именно в подростковом возрасте. Поэтому очень важно повышать устойчивость организма к стрессу, так как именно переживание стрессовых ситуаций ведет к повышению тревожности и негативным эмоциональным состояниям. Мы полагаем, что эффективным средством снижения тревожности, адаптации организма к психологическим нагрузкам является регулярное участие подростков в соревновательной деятельности.
Тема нашей работы – «Влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет».
Целью работы является изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.
Объект исследования: тревожность подростков 13-15 лет.
Предмет исследования: влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет. Причем, не просто влияет, а способствует снижению общей тревожности.
Задача исследования: Провести экспериментальное исследование влияния влияние соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.
Методы и методики:
- Анкетирование (для измерения соревновательной деятельности).
- Методика — «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973) (для измерения общей тревожности).
Экспериментальная база:
- Исследования проводились на учащихся средней общеобразовательной школы № 85 г. Тайшета, Иркутской области.
- Экспирементальное изучение влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет.
Измерение уровня общей тревожности
С этой целью мы использовали методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Для проверки гипотезы мы применили методику дважды:
- 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.)
- 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.)
Содержание бланка методики:
- Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
- Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
- Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
- Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
- Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.
Текст методики
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
||||
1. Отвечать у доски |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Пойти в дом к незнакомым людям |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Разговаривать с директором школы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Думать о своем будущем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Пишешь контрольную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. После контрольной учитель называет отметки. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. У тебя что-то не получается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Ждешь родителей с родительского собрания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Тебе грозит неуспех, провал |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Слышишь за своей спиной смех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Сдаешь экзамены в школе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. На тебя сердятся (непонятно почему) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Выступать перед большой аудиторией |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Предстоит важное, решающее дело |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Не понимаешь объяснений учителя |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21. С тобой не согласны, противоречат тебе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22. Сравниваешь себя с другими |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. Проверяют твои способности |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24. На тебя смотрят как на маленького |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27. Оценивается твоя работа |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
28. Думаешь о своих делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. Тебе надо принять для себя решение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30. Не можешь справится с домашним заданием |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Интерпретация
Методика включает ситуации трех видов:
- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
- ситуации, актуализирующие представление о себе;
- ситуации, общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Так как нам нужен общий уровень тревожности, мы подсчитали общий показатель по всей шкале, сложив все полученные ответы. Сумму данных сравнили с Таблицей 1 и определим у каждого ученика уровень тревожности.
Таблица 1. Уровень тревожности
Уровень тревожности |
Группа |
Уровень различных видов тревожности |
||||
класс |
пол |
общая |
школьная |
самооце- |
межлич- |
|
1. «Чрезмерное |
8 |
ж |
Менее 30 |
Менее 7 |
Менее 11 |
Менее 7 |
м |
Менее 17 |
Менее 4 |
Менее 4 |
Менее 5 |
||
9 |
ж |
Менее 17 |
Менее 2 |
Менее б |
Менее 4 |
|
м |
Менее 10 |
— |
— |
Менее 3 |
||
2. Нормальный |
8 |
ж |
30-62 |
7-19 |
11-21 |
7-20 |
м |
17-54 |
4-17 |
4-18 |
5-17 |
||
9 |
ж |
17-54 |
2-14 |
6-19 |
4-19 |
|
м |
10-48 |
1-13 |
1-17 |
3-17 |
||
3. Несколько |
8 |
ж |
63-78 |
20-25 |
22-26 |
21-27 |
м |
55-73 |
18-23 |
19-25 |
18-24 |
||
9 |
ж |
55-72 |
15-20 |
20-26 |
20-2Й |
|
м |
49-67 |
14-19 |
18-26 |
11-25 |
||
4. Высокий |
8 |
ж |
79-94 |
26-31 |
27-31 |
28-33 |
м |
74-91 |
24-30 |
26-32 |
25-30 |
||
9 |
ж |
73-90 |
21-26 |
27-32 |
27-33 |
|
м |
68-86 |
20-25 |
27-34 |
26-32 |
||
5. Очень высокий |
8 |
ж |
Более 94 |
Более 31 |
Колее 31 |
Более 33 |
м |
Более 91 |
Более 30 |
Более 32 |
Более 30 |
||
9 |
ж |
Более 90 |
Более 26 |
Более 32 |
Более 33 |
|
м |
Более 86 |
Более 25 |
Более 34 |
Более 32 |
После обработки бланков с методиками на выявление тревожности наибольшее количество детей показали в обоих замерах общей тревожности 2-й уровень тревожности (нормальный), а 5-й (очень высокий) не был выявлен ни у кого. Данные приведены на рисунке 1.
На рисунке 1 видно, что у большинства подростков между замерами, произошло снижение тревожности.
Рисунок 1 – Уровни тревожности по двум замера
Это видно и из рисунка 2, на котором показано сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.
Рисунок 2 – Сравнение количества набранных баллов каждым из детей по двум замерам.
Измерение соревновательной деятельности
Для того чтобы выявить учащихся, которые участвовали в соревнованиях, подросткам было предложено заполнить анкету и ответить на поставленный вопрос.
Если вы участвовали не менее двух раз, в личных или командных спортивных соревнованиях из перечисленных далее: школьных (между классами), городских или районных (между школами), областных и региональных, российских и международных, тогда обведите (подчеркните) цифру – 1.
Если вы не участвовали или участвовали единожды из перечисленных спортивных соревнований, тогда обведите (подчеркните) цифру – 2.
Учащиеся, которые участвовали только один раз в соревнованиях, мы отнесли к тем, кто совсем не участвовал. Это связанно с тем, что участие могло носить случайный характер. Подросток мог провести мало времени в игре, по причине определенных обстоятельств, и не пройти через все этапы соревнования, чтобы организм мог отреагировать на данную нагрузку. К тому же, участие два или более раз уже можно назвать систематическим.
После обработки анкет с двумя замерами: 1-й Замер был проведен в 8 классе (в апреле 2017 г.), 2-й Замер был проведен в 9 классе (в апреле 2018 г.), мы получили следующие данные: при первом замере из 70 детей в соревнованиях участвовали - 19 (27%), не участвовали 51 (73%) (см. Рисунок 3); а после второго замера участвовали - 34 (49%), не участвовали 36 (51%) (см. Рисунок 4).
Рисунок 3 – Количество участвовавших в соревнованиях.
Рисунок 4 – Количество участвовавших в соревнованиях.
Таким образом, 36 (51%) учеников ни разу не участвовали в соревнованиях, а 15 (21%) впервые приняли участие в них в период между применением методик. К этим 15 учащимся в дальнейшем и будет наше пристальное внимание.
Проверка гипотезы
Для проверки гипотезы мы распределили всю выборку на три группы:
- Группа № 1 – кто участвовал и участвует.
- Группа № 2 – кто не участвовал и не участвует.
- Группа № 3 – кто не участвовал, а теперь участвует.
Сравним, какие произошли изменения между первым и вторым замерами (см. Рисунок 5).
В группе № 1 (кто участвовал и участвует).
Из 19 (100%) подростков: у 14 (74%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (16%), повысился 2 (10%).
В группе № 2 (кто не участвовал и не участвует).
Из 36 (100%) подростков: у 23 (64%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 3 (8%), повысился 10 (28%).
В группе № 3 (кто не участвовал, а теперь участвует).
Из 15 (100%) подростков: у 5 (33%) уровень тревожности остался на прежнем уровне, снизился у 10 (67%), повысился 0 (0%).
Рисунок 5 – Процентное соотношение между замерами во всех группах.
Для того чтобы проверить произошли ли значимые изменения в каждой из групп, мы делим подростков по уровням тревожности и переводим в проценты.
Группа № 1 (кто участвовал и участвует):
- «Чрезмерное спокойствие»: 1 замер – 5 (26%), второй – 5 (26%);
- Нормальный уровень: 1 замер – 11 (58%), второй – 12 (63%);
- несколько повышенный: 1 замер – 3 (16%), второй – 2 (11%).
Рисунок 6 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 1.
Группа № 2 (кто не участвовал и не участвует):
- «Чрезмерное спокойствие»: 1 замер – 5 (14%), второй – 2 (6%);
- нормальный уровень: 1 замер – 23 (64%), второй – 22 (61%);
- несколько повышенный: 1 замер – 7 (19%), второй – 12 (33%);
- высокий уровень: 1 замер – 1 (3%), второй – 0 (0%).
Рисунок 7 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 2.
Группа № 3 (кто не участвовал, а теперь участвует):
- Нормальный уровень: 1 замер – 5 (33%), второй – 14 (93%);
- несколько повышенный: 1 замер – 9 (60%), второй – 1 (7%);
- ысокий уровень: 1 замер – 1 (7%), второй – 0 (0%).
Рисунок 8 – Процентное соотношение уровней тревожности двух замеров в группе № 3.
После сравнения полученных данных видно, что самые значимые изменения произошли в группе с учащимися, которые во время первого замера уровня тревожности не участвовали в соревновательной деятельности, а на момент второго замера уже не раз принимали участие в соревнованиях. Причем другие группы они превышают в несколько раз.
Объясняется это тем, что у первых 2-х групп уровень соревновательной деятельности остался на прежнем уровне, а ученики в 3-й группы, в период между замерами, начали выступать на соревнованиях разного ранга. Эти данные не только подтверждают нашу гипотезу «что соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет.», но и на фоне группы № 2 (кто не участвовал и не участвует), где общий показатель уровня тревожности повысился, в группах в которых начали соревноваться и соревновались ранее, уровень общей тревожности понизился. А значит наша гипотеза о том, что «соревновательная деятельность влияет на тревожность школьников 13-15 лет и не просто влияет, а способствует снижению общей тревожности» подтвердилась.
Практические рекомендации
В результате проведенного нами исследования, влияния соревновательной деятельности на тревожность школьников 13-15 лет, нами сформулированы следующие основные выводы.
- Полученные нами результаты доказывают, что участие спортсмена в соревновательной деятельности приводит к повышению его психологической устойчивости и снижению тревожности.
- Подростки, которые начинают систематически заниматься физической культурой и спортом, а как следствие, участвуют в различных соревнованиях, психологически устойчивы, их тревожность имеет нормальный уровень, они способны быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Вследствие этого, мы рекомендуем, для снижения и профилактики высокого уровня тревожности:
- пропагандировать среди детей и подростков здоровый образ жизни,
- привлекать их к систематическим занятиям физической культурой,
- создавать все условия для занятий физической культурой и спортом.